ДЕКАРТ, Рене (Картезий) (1596-1650). Французский философ.
В Антологии - 46 изречений этого автора
На главную
- Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнётся скорее отдельный человек.
- Большое количество правил часто обусловливается невежеством учёных. Вещи, которые можно свести к единому и всеобщему принципу, утрачивают свою ясность, когда их разбивают по многим специальным правилам.
- В диспутах редко удаётся открыть какую-либо новую истину, ибо в погоне за победой каждый больше старается отстоять правдоподобность своих положений, чем взвесить доводы за и против.
- В сознании нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.
- Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.
- Вознеси свою душу так высоко, чтобы оскорбление не достигло до неё.
- Все заблуждения никогда не проистекают из плохо построенного вывода, но всегда имеют своей причиной то, что люди исходят из плохо понятых фактов или из поспешных или плохо обоснованных суждений.
- Всё подвергай сомнению.
- Всякий смелее пользуется свободой разгадывать тёмные вещи, нежели очевидные, и гораздо легче строить догадки по тому или иному вопросу, нежели постичь истину, как бы она ни была проста.
- Диалектики не могут составить ни одного силлогизма, дающего правильное заключение, если они не знают выводимой ими таким образом истины.
- Для того, чтобы узнать действительные мнения людей, лучше учитывать, как они действуют, чем то, что они говорят, не только потому, что немногие готовы высказать всё, что думают, но и по причине того, что многие сами не отдают себе в этом отчёта.
- Дух так сильно зависит от тела, что если можно найти какое. нибудь средство, которое сделало бы людей более мудрыми, то его надо искать в медицине.
- Здравый смысл у людей - это способность правильно судить и отличать истинное от ложного.
- Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.
- Когда исследуют, совершенны ли творения Бога, то следует рассматривать не одно отдельно взятое создание, но вообще все их вместе.
- Логика скорее помогает объяснить другим то, что нам известно, или даже бестолково рассуждать о том, чего не знаешь, вместо того чтобы изучить это.
- Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться, любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
- Любые крайности обычно бывают дурными и заставляют людей наибольше отклоняться от истинного пути в случае ошибки.
- Моим правилом было победить себя, нежели фортуну, и изменить мои желания, а не мировой порядок.
- Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.
- Наша воля склонна чему-либо следовать или что-либо избегать только в силу того, что наше разумение представляет ей это хорошим или дурным, и достаточно правильно судить, чтобы хорошо поступать.
- Не из многочисленных, но тёмных, а только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины.
- Неразумные животные, которые должны заботиться только о своём теле, непрерывно заняты лишь поисками пищи для него; для человека же, главной частью которого является ум, на первом месте должна стоять забота о снискании его истинной пищи - мудрости.
- Несмотря на то что философия уже в течение многих веков культивировалась самыми выдающимися умами, тем не менее в ней нет ни одного положения, которое нельзя было бы оспаривать.
- Ничто не кажется мне нелепее смелых споров на ветер о тайнах природы, о сиянии светил, о сокровенных вещах будущего, без того, чтобы хоть раз исследовать то, может ли человеческий дух идти так далеко.
- Обычная диалектика совершенно бесполезна для того, кто хочет достичь знаний, но иногда она может быть полезна лишь для лучшего изложения другим уже известного, почему её и нужно перевести из области философии в область риторики.
- Отчаяние - это страх без надежды.
- Порядок освобождает мысль.
- Различие наших мнений происходит не от того, что одни люди разумнее других, но от того, что мы направляем наши мысли разными путями и рассматриваем не те же самые вещи. Ибо мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять.
- Самые остроумные софизмы почти никогда не обманывают того, кто доверяется только своему разуму.
- Сомнение должно быть целиком направлено на то, чтобы достичь уверенности, отметая зыбкую почву и песок, чтобы найти гранит и твёрдую почву.
- Ставить всё в жизни под сомнение можно лишь тогда, когда мы задаёмся целью созерцания истины. В жизни же мы часто вынуждены следовать взглядам, которые лишь вероятны, по той причине, что случай совершать поступки почти всегда проходит прежде, чем мы можем разрешить все сомнения.
- Суждения людей так нетвёрды и неразумны, что они чаще поддаются первым мнениям, составленным о предмете, чем основательному и истинному, но установленному впоследствии опровержению этих мнений.
- Так как в этой жизни пороки зачастую вознаграждаются лучше, чем добродетели, то лишь немногие предпочли бы справедливое полезному, если бы их не останавливали страх перед Богом и ожидание загробной жизни.
- Так как житейские дела часто не терпят отлагательства, то, если мы не можем выработать себе верных взглядов, мы должны придерживаться наиболее вероятных.
- Так как с ранних лет мы привыкли чувствовать и воображать, то приобрели больший навык и большую лёгкость в упражнении именно этих, а не иных способностей мышления.
- То, чему дают имя добродетели, зачастую оказывается не чем иным, как бесчувственностью или гордостью, отчаянием или преступлением.
- Тот, кто никогда не разбрасывается мыслью по различным объектам одновременно, но всецело направляет её на исследование всегда самых простых и лёгких вещей, становится проницательным.
- Трудны не доказательства новых идей, а согласование их с многообразными мнениями других людей.
- Туманность принципов и подразделений позволяет людям с посредственным умом говорить о всех вещах так смело, как если бы они их знали.
- Уединение нужно искать в больших городах.
- Умение обманывать служит признаком ловкости или могущества, однако желание обмануть свидетельствует о слабости, страхе, коварстве.
- Философия даёт средство говорить правдоподобно обо всём и вызывать восхищение у менее сведущих.
- Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
- Я мыслю, следовательно, я существую.
- Я не посмел бы утверждать, что существует гора без долины или что один и два не составляют трёх; я скорее скажу, что Бог дал мне такой разум, который не мыслит горы без долины и не видит другой суммы единицы и двух, как три.
На главную