ГОРЕНШТЕЙН, Фридрих Наумович (1932-2003). Российский писатель, Германия.
В Антологии - 24 изречения этого автора
На главную
- Рядом с атеизмом, научным материалистическим мировоззрением, родилось безверие, мировоззрение не духовно свободных людей, а скорее непокорных лакеев.
- Для того чтобы невежество выросло в прямую угрозу жизни и цивилизации, ему нужен поводырь, в роли которого выступает первоначальная ступень образования.
- Первая реакция человека, подавленного несправедливостью, на свободу и добро - это не радость и благодарность, а обида и злоба за годы, прожитые в страхе и узде.
- Суть нашего времени - это хилый, мучимый комплексами вырожденец и злобный разбушевавшийся лакей. Эти две силы и по сей день грозят миру большими бедами.
- Чем более человек познаёт, тем прочнее становится его жизнь, но жизнь человечества в целом сократится.
- Человечество, так же как и культура его, движется от догмы через её разрушение к новой догме. Догмы-идеи - это необходимые узлы на пути истории.
- Проблема Гамлета не в том "Быть или не быть", а в том, что он слишком рано понял то, что согласно законам природы следует понимать за десять секунд до смерти: быть и не быть одинаково нелепо.
- Два начала - познание истины и спасение от истины - дополняют друг друга и составляют основу духовной жизни человека.
- Всякий пророк проповедует против царя и против народа и ими преследуется и казнится.
- Творец не может погубить злое, оставив доброе, а может лишь, подобно Гоголю, бросить всю рукопись в огонь.
- Из милосердия Божьего живут на земле пророки и праведники, из милосердия существует добро, тогда как злое проистекает из существа происходящего.
- Тот, кто слишком боится людей, тот не боится Бога.
- Философ-гуманист стремится научить добру, исходя из морали, чуждой человеческой природе, а Библия учит добру, исходя из человеческого эгоизма, ибо она не игнорирует, на манер гуманистов, подлинную природу человека, однако, в отличии от фашистских умельцев, опирающихся на дурное и учащих дурному, Библия учит доброму, исходя из дурной человеческой природы.
- Душа сохраняет в человеке человека, дух сохраняет в человеке Бога.
- Только хороший человек от страданий умнеет, человек же дурной или безликий от страданий глупеет. Поэтому в мире наиболее распространены страдания и глупость.
- Слово всегда унижает смысл. В великом слове Бог унижен, а в ничтожном слове вовсе нет Бога.
- Когда нет у идеологов общей духовной идеи, ищут общего телесного врага.
- Добро и доброта - разные вещи. Гений не может быть добрым человеком, ибо он служит Богу, добрый человек не может быть гением, ибо он служит человеку.
- Добрый человек редко вносит в мир добро, ибо к нему тянутся люди дурные, растратившие себя, потерявшие себя, капризные, жадные, требовательные, и добрый человек при них не как врачеватель, а как сиделка при духовно неизлечимых.
- Будучи слепым и неразумным, добрый человек раздаёт себя всем, но более умело берут его злые. Доброта плодит зло, ибо она слышит не Бога, а своё слепое сердце.
- Понятие "коренной житель" состоит не столько в том, что человек издавна живёт в здешних местах, а в том, что у него есть корень, выращенный в результате этой своей жизни, и если корень прочный, неповреждённый, то такой человек легче приживается в чужой земле и даже ещё лучше расцветает, если эта земля богата соками.
- При рождении и в молодости у человека есть какой-то простор, какой-то выбор. Но своими идеями и своими делами человек сам себя окончательно замуровывает и тогда уж создаётся его судьба, от которой нет спасения.
- С людьми тёмными надо говорить иносказаниями, поскольку путь во тьму лежит через мистицизм, и доверие невежд завоёвывается лишь в случае полного непонимания ими происходящего.
- Даже великое искусство не может постичь Бога, но оно есть знамение, подобно пламени из тернового куста. Знамение того, что Бог рядом.
На главную