КАНТ, Иммануил (1727-1804). Немецкий философ.
В Антологии - 95 изречения этого автора
На главную
- В каждой естественной науке столько истины, сколько в ней есть математики.
- Апелляция к здравому смыслу является не чем иным, как ссылкой на одобрение толпы.
- Большинству людей мы оказываем слишком много чести, когда говорим про них, что они исповедуют ту или иную религию. Ибо они не знают и не ищут никакой религии; уставная церковная вера - всё, что они подразумевают под этим словом.
- Быть всегда довольным провидением в высшей степени важно и для того, чтобы не терять среди тягостной жизни мужества, и для того, чтобы, не сваливая вину на судьбу, не упускать из виду нашей собственной вины.
- В войне ни одна из сторон не может заранее объявляться неправою, а только исход войны решает, на какой стороне право.
- В вопросах морали каждый вопрос обыкновенно оказывается уже решённым раньше, чем разум приведёт свои основания.
- В естественном состоянии можно быть добрым без добродетели и разумным без науки.
- В затруднении любой науки лежит средство к его устранению, а также к укреплению самой науки.
- В истинной вере важно не то, чтобы хорошо рассуждать о Боге, о душе, о том, что было и что будет, а важно одно: твёрдо знать, что в этой жизни должно и что не должно делать.
- В общем заблуждение ничто не бывает полезнее истины; но неведение часто оказывается полезнее.
- Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси отвращения, это в здоровом состоянии отдых после работы.
- Война есть зло, потому что она более делает злых, чем уничтожает их.
- Война не нуждается ни в какой особенной побудительной причине. Она истекает, по-видимому, из самой человеческой природы.
- Время и пространство не присущи вещам в себе, а являются лишь формами нашего восприятия. Ибо только благодаря времени и пространству идея распадается на многие обособленные индивидуумы.
- Всем людям свойственно нравственное чувство. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира.
- Все обиходные человеческие добродетели - мелкие деньги; ребёнок, кто тот, кто принимает их за настоящие червонцы.
- Всё, что ты говоришь, должно быть правдой, но отсюда не следует, что надо говорить всю правду.
- Всё, что человек сверх доброго образа жизни предполагает возможным сделать, чтобы стать угодным Богу, есть иллюзия религии и лжеслужение.
- Всякое ложное искусство, всякое суемудрие длится положенное ему время, так как в конце концов оно разрушает самого себя, и высшая точка его развития есть вместе с тем время его крушения.
- Вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство - это всё плоды необщительности.
- Гений - это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил.
- Глупость - это недостаток, и против него нет лекарства.
- Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.
- Детей надо воспитывать применительно не к настоящему, а к будущему, возможно лучшему, состоянию человека, чтобы таким путём создать будущее лучшее состояние людей.
- Добродетель есть нравственное настроение в борьбе, а не святость, заключающаяся в мнимом обладании полной чистотою настроений воли.
- Если хочешь заложить основы нравственного чувства, не следует наказывать. Нравственность есть нечто до такой степени святое и возвышенное, что её нельзя унижать и ставить на одну доску с дисциплиной.
- Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собой.
- Жизнь людей, преданных только наслаждению, без рассудка и без нравственности, не может иметь никакой цены.
- Забота о благосостоянии граждан не должна входить в число юридических обязанностей государства, т.к. результат такой заботы не может стать правовым (т.е. всеобщим) принципом, поддающимся одинаковому применению.
- Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
- Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности.
- Из академий выходят в жизнь больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого общественного класса.
- Из кривых горбылей рода человеческого не сделаешь ничего прямого.
- Изящное искусство возможно только как произведение Гения.
- Иного человека ценят слишком высоко, чтобы его можно было любить.
- Категорический императив - один, а именно: поступай лишь согласно той максиме, которую ты желал бы видеть всеобщим законом.
- Красота есть символ морального добра.
- Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.
- Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.
- Любое человеческое знание начинается с интуиции, переходит к понятиям и завершается идеями.
- Люди бы бежали друг от друга, если бы всегда видели друг друга совершенно открыто.
- Люди на место царства Божия устроили царство духовенства, и царство Божие не приближается.
- Методическая болтовня высших училищ зачастую есть только общее соглашение уклоняться от решения трудно-разрешимых вопросов, придавая словам изменчивый смысл.
- Мне пришлось ужать знание, чтобы освободилось место и для веры.
- Мораль, в сущности, есть учение не о том, как мы можем сделать себя счастливыми, а о том, как мы можем сделаться достойными счастья.
- Мудрость женщины - не мудрствование, а чувство.
- Мы должны ценить даже видимость добра в других людях, потому что из этой игры притворства, которым они добывают себе уважение, в конце концов может возникнуть нечто серьёзное.
- Надо при случае самому быть раболепным, чтобы находить хорошим то, что другие раболепствуют перед нами.
- Научные школы имеют свои предрассудки так же, как и обыкновенный человеческий рассудок.
- Не может быть истинного удовольствия там, где удовольствия превращаются в занятия. Только отдохновения от занятий, редкие и краткие и без подготовки бывают прочны и отличаются истинным вкусом.
- Не мыслям надобно учить, а мыслить.
- Не призрачная картина счастья, которую каждый рисует по-своему, а непрерывно растущая деятельность и культура - вот подлинная цель Провидения.
- Непринуждённость - это доверие человека к самому себе, проистекающее из естественности манер.
- Не стоит верить всему, что говорят люди, но не следует также считать, что они говорят это без причины.
- Ни один философ не мог согласовать государственные принципы с моралью, и никто не сумел предложить принципы, которые не противоречили бы человеческой природе.
- Ни один человек не может быть ни орудием, ни целью. В этом состоит его достоинство.
- Нравственность заключается отнюдь не в благонравии сердца, а в добром характере; и именно его должна она образовывать.
- О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу.
- Опыт - это понятое наблюдение.
- Основанием нравственности бывает долг, а не интерес.
- От учителя мы ждём, что он сделает из своего слушателя сначала рассудительного человека, затем разумного и, наконец, учёного.
- По отношению к природе опыт содействует познанию истины, но по отношению нравственных законов опыт, напротив, бывает причиной заблуждений, и поэтому нельзя выводить законы о своём поведении из того, что делается людьми.
- Поскольку практический разум сохраняет право руководить нами, мы будем считать известные действия обязательными для нас не потому, что они суть Божьи заповеди, а будем считать их Божьими заповедями потому, что мы чувствуем, что они внутренне обязательны для нас.
- Посредственные люди возвышают тех, кого они не в силах умалить и низвести до своего уровня, на недосягаемую высоту над всеми остальными. Благодаря такому превосходству некоторых все остальные кажутся им вполне равными.
- Постоянные войска должны быть со временем совершенно уничтожены: они постоянно угрожают другим государствам войной благодаря своей готовности к ней; всегда кажется, собираются начать военные действия, стараясь друг друга превзойти... и таким образом вследствие больших расходов мир становится тяжелее войны.
- Поступай так, чтоб человечество как в твоём лице, так и в лице всякого другого всегда рассматривалось как цель, и никогда как одно только средство.
- Поэзия есть игра чувства, в которую рассудок вносит систему.
- Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком; красноречие - дело рассудка, оживляемого чувством.
- Право и этика не находятся в связи.
- Прекрасное постигается без размышления, ибо идея входит в него как элемент природного порядка.
- Провидение не заложило в человеке задатки к добру вполне готовыми. Человек должен развивать их в себе.
- Разум должен учиться у природы. Однако он должен делать это не как ученик, выслушивающий всё, что пожелает ему сказать учитель, а как судья, заставляющий свидетеля отвечать на сформулированные им вопросы.
- Разум есть способность видеть связь общего с частным.
- Разум относится с уважением только к тому, что способно выдержать его испытание.
- Разумность и закономерность истории - в значительной мере вопрос масштаба, приложенного к ней.
- Религия - это уважение наших обязанностей, как заповедей Господних.
- Сострадание только увеличивает количество страдания, прибавляя к горю страдающего ещё горе сострадающего.
- Стоит только немного подумать, и мы всегда найдём за собой какую-нибудь вину перед человеческим родом.
- Строгие доказательства ведут к антиномиям.
- Счастье есть идеал не разума, а воображения.
- Та внешняя сила, которая отнимает у людей свободу сообщать свои мысли во всеобщее сведение, отнимает у них и свободу мысли.
- Те, которые учение о добродетели превращают в учение о благочестии, делают из целого часть, ибо благочестие есть только один из видов добродетели.
- Только тот может изложить что-нибудь популярно, кто мог бы изложить то же самое и более основательно.
- Тот, кто становится пресмыкающимся, червем, может ли жаловаться, что его раздавили.
- Уважение есть дань, в которой мы не можем отказать заслуге - хотим мы этого или нет; мы можем не проявлять его, но внутренне мы не можем его не чувствовать.
- Удел женщины владычествовать, удел мужчины - царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.
- Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность лишь как действие разумной воли.
- Учёные женщины пользуются своими книгами так же, как и часами, которые носят напоказ другим, хотя бы они стояли.
- Ханжество - это набожность, лишённая добродетели.
- Характер состоит в способности действовать по принципам.
- Хитрость - образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит.
- Человеческая натура охотней отдаётся заблуждениям, чем неведению.
- Чем больше привычек, тем меньше свободы.
- Чем выше нравственный образ мыслей человека, тем твёрже и живее будет и его вера во всё то, что он из моральных интересов чувствует себя вынужденным признать.
- Республика может состоять из дьяволов - если над ними есть закон.
- Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.
На главную