ЛЕБОН, Гюстав (1841-1931). Французский философ, писатель.
В Антологии - 51 изречение этого автора
На главную
- Война даёт исход присущей человеку потребности разрушения.
- Истинный артист создаёт, даже копируя.
- Женщина способна быстро и бессознательно угадывать вещи. до которых мужчина доходит только после продолжительного глубокого размышления.
- В трудных обстоятельствах народ может спасти героизм, но только совокупность маленьких повседневных добродетелей определяет его величие.
- Идеи стареют быстрее слов.
- Нынешнее время представляет из себя триумф коллективной посредственности.
- Психология толпы отличается от психологии составляющих её индивидов. Толпа - иррациональна, руководствуется эмоциями, догматична и нетерпима. Коллективное поведение приобретает грубые формы, а интеллектуальные функции толпы сводятся до самых механических и элементарных.
- Верить в преобладание революционных инстинктов в толпе - это значит не знать её психологии. Предоставленная самой себе толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
- Коллективный интеллект способен только на элементарные решения.
- Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Став для просвещённых умов очевидными заблуждениями, идеи ещё очень долгое время оказывают своё действие на тёмные народные массы. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.
- Люди каждой расы обладают, несмотря на различие их социального положения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления, составляющих бессознательное наследство от их предков, против которого всякие аргументы совершенно бессильны.
- Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Мы несём тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели.
- Наиболее важную роль в характере народа играют: настойчивость, энергия, самообладание, нравственность, в смысле наследственного уважения к правилам, на которых покоится существование общества.
- Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности, то есть уважения к правилам, на которых покоится существование общества, и нравственность может считаться прочно установленной только тогда, когда стала наследственной и, следовательно, бессознательной.
- Открытия, обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Это - неизменный утёс, в который волна должна бить изо дня в день в течение веков, чтобы обточить только его контуры.
- Различные народы имеют в своих языках общие слова, которые они считают синонимами, но эти общие слова будят у тех, которые их слушают, совершенно несходные чувства, идеи, способы мышления.
- Мужчина и женщина могут иметь общие интересы, общие чувства, но никогда - одинаковых ассоциаций идей. Они разговаривают между собой в течение веков, не понимая друг друга, потому что их духовные организмы построены по слишком различным типам.
- Вопреки нашим мечтам о равенстве, результат современной цивилизации не тот, чтобы делать людей всё более и более равными, но наоборот, - всё более и более различными.
- Только наследственным накоплением усовершенствований, приобретённых средними слоями, а не возвышенными умами, образовались те прогрессивные дифференциации, которые постепенно возвысили уровень некоторых рас и вырыли пропасть между этими расами и народами, не сумевшими прогрессировать.
- Первое действие скрещиваний между различными расами уничтожают душу этих рас, т.е. ту совокупность общих идей и чувств, которые составляют силу народов. Это критический период истории рас, полный междоусобных распрей и всевозможных неожиданностей, продолжающийся до тех пор, пока новые психологические признаки ещё не укрепились.
- Во всех учреждениях какого-нибудь народа мы одновременно находим случайные обстоятельства, создающие только названия, внешность и постоянные законы, которые вытекают из народного характера и создают судьбу наций.
- Когда художники, у которых уже нет настоящих верований, покрывают наши стены религиозными сюжетами, волновавшими средневековых художников, то они делают только жалкие подражания. Милые наивности ребёнка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик.
- Свойство художественного произведения заключается в том, чтобы искренно выражать потребности и идеи, вызвавшие его на свет. Между произведением и создавшей его бессознательной мыслью существует интимная связь; но как найти нить, позволяющую нам восходить от одного к другой? Эта мысль, формировавшаяся изо дня в день из бесчисленных влияний среды, верований, потребностей, накопленная наследственностью, часто непонятна для людей другой расы и другого века.
- Когда речь идёт о народах, очень удалённых от нас, то переводы могут дать только слова, совершенно лишённые своего настоящего первоначального смысла, т.е. вызывающие в нашем уме идеи, не находящиеся ни в какой связи с теми, какие они некогда вызывали.
- Идеи могут оказать своё действие на душу народов только тогда, когда они после медленной переработки опустятся из подвижных сфер мысли в ту устойчивую и бессознательную область чувств, где вырабатываются мотивы наших поступков.
- Убеждённый человек, над которым господствует какая-нибудь идея, неприступен для рассуждений, как бы основательны они ни были.
- Идея опасна не потому что она ошибочна, а потому что нужны долговременные опыты, чтобы узнать, могут ли новые идеи приспособиться к потребностям обществ, которые их принимают. К несчастью, степень их полезности может стать ясной для толпы только посредством опыта...
- Боги, созданные человеком, не сыновья страха, но скорее - надежды, и вот почему их влияние будет вечным.
- Несомненно, фанатики распространяли только иллюзии, но этими иллюзиями, одновременно страшными, обольстительными и пустыми, до сих пор жило человечество и, без сомнения, будет продолжать ещё жить. Это только тени, однако благодаря им наши отцы узнали надежду и в своей героической и безумной погоне за этими тенями вывели нас из первобытного варварства.
- Новая среда, моральная или физическая, действует глубоко только на новые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивания которых разложили унаследованные от предков черты.
- Принадлежать к какой-нибудь школе - это значит разделять все её предрассудки и предубеждения.
- Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением её замечательно низкого умственного уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением.
- Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма или трупа.
- Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей, мало отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех.
- В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.
- Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации.
- Народ - это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений.
- Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы толпа тотчас же приняла их.
- Доставлять людям надежды и иллюзии, без которых они не могли бы существовать, - вот назначение богов, героев и поэтов.
- Привыкнув переносить всякое иго, народы сами ищут его и доходят до потери всякой самостоятельности и энергии. Они становятся тогда пустой тенью, пассивными автоматами, без воли, без сопротивляемости и без силы.
- Многие люди легко обойдутся без правды, но ни у кого нет сил обойтись без иллюзий.
- Если атеизм навязывать, он превратится в такую же нетерпимую религию, как и все прочие.
- Народы легко могут обходиться без истин. Но не могут прожить без идолов.
- Самый серьезный недостаток демократии - возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления.
- Не следует надеяться, что нелепость социалистических теорий может помешать их торжеству. Химеры этих теорий ничуть не менее правдоподобны, чем религиозные верования, столь давно управляющие душой народов. Нелогичность верования никогда не мешала его распространению.
- Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа.
- Великие события родились не из рационального, а из иррационального. Рациональное создаёт науку, иррациональное направляет историю.
- Первое условие любой пропаганды - это ясное и не допускающее возражений утверждение однозначной позиции.
- Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы. Информационное содержание может быть поверхностным, и даже нет необходимости, чтобы в публичном выступлении содержалось что-либо, чего слушатели не знали бы раньше.
- Повторение имеет двоякую функцию: будучи навязчивой идеей, оно также становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Повторение внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы наших действий.
- Убедить кого-либо - не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами.
На главную