МОЭМ, Сомерсет Уильям (1874-1965). Английский писатель.
В Антологии - 78 изречений этого автора
На главную
- Абстрактной морали не существует.
- Бурное, всепоглощающее ощущение жизни вознаграждает за непереносимые страдания, иногда доставляемые страстями.
- В глубине души каждый человек твёрдо убеждён в своей исключительности, а потому считает для себя простительным то, что для других может быть и недозволенно.
- В драматургии важна не правда, а впечатление. Правда нужна драматургу постольку, поскольку она повышает интерес.
- В наше время, когда рассудок и сострадание отвергли миф об адском пламени, совесть - это единственная гарантия тог, что человечество всё-таки будет следовать по стезе добродетели.
- Важны не слова, а их смысл, и духовный мир человека не станет шире оттого, что он изучит десяток языков.
- Великие истины слишком важны, чтобы быть новыми.
- Великий человек мало чем может порадовать писателя, он слишком часто бывает сделан из одного куска; маленький человек - это клубок противоречивых элементов. Он неистощим.
- Главное в любви - это вера, что она будет длиться вечно.
- Глупо требовать от людей добродетелей, которых у них нет.
- Государство и осознавшего себя человека примирить невозможно. Государство пользуется человеческой личностью для своих целей. В борьбе с личностью оно пускает в ход три оружия: закон, общественное мнение и совесть. Закон и общественное мнение можно перехитрить (ведь только хитростью слабый и одолевает сильного). но совесть - предатель в собственном стане. Она сражается в человеческой душе на стороне общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь противника.
- Для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком. Отнимите у него книгу, и он, подобно алкоголику, набрасывается на газетные объявления пятилетней давности и телефонные справочники. Думать он уже не может.
- Если потомство захочет узнать, что представлял собой сегодняшний мир, оно вероятно обратится не к тем писателям, чьё своеобразие так импонирует современникам, а к писателям посредственным, чья обыденность позволила им описать своё окружение более достоверно.
- Есть предрассудки, настолько укоренившиеся, что их трудно отличить от инстинктов.
- Желание всегда печально.
- Жизнь кажется ужасной, пока мерилом её является счастье.
- Жизнь на 10 процентов состоит из того, что с нами происходит, а на 90 - из того, как мы на это реагируем.
- Жизнь не имеет смысла. Всё живое возникло под действием определённых условий, а под воздействием других условий может кончиться. Человек один из многообразных видов этой жизни. Он не венец мироздания, а продукт среды.
- Зло не поддаётся объяснению. Его нужно принять как неотъемлемую часть существования Вселенной.
- Знать грамматику нужно, и лучше писать без ошибок, чем с ошибками, но следует помнить, что грамматика - лишь повседневная речь, сведённая к правилам. Единственный критерий - это живой язык.
- Зная, что жизнь бессмысленна, мир уже не кажется таким жестоким, и с ним можно смириться.
- И диавол умел ссылаться на Святое Писание в своих диавольских целях.
- Идеи гибельны в драматургии потому, что если они приемлемы, их принимают, а это убивает пьесу, которая способствовала их распространению.
- Излишества тонизируют организм и успокаивают нервы. Нередко дух спокойнее всего тогда, когда тело пресыщено наслаждением.
- Каждый человек сам себе философ, и сложные системы, придуманные знаменитыми философами прошлого, годятся разве что для писателей.
- Кант выводил свои законы не потому, что они были непреложной истиной, а потому, что он был Кантом.
- Красота относительна. Она зависит от потребностей разных поколений; а искать в том, что нам кажется прекрасным, признаков абсолютной красоты - бесполезное дело.
- Куда легче сделать героический жест, чем терпеть все его последствия.
- Литераторы, напав на хороший сюжет, стараются развить его как можно эффектнее, не особенно считаясь с реальной жизнью. Так и получилось, что желаемое принимают за действительное, а некоторые взгляды на человеческую природу стали как бы общим достоянием и считаются самоочевидными.
- Людей нельзя целиком перенести на страницы книги. Они для этого слишком зыбки и расплывчаты, непоследовательны и противоречивы.
- Люди должны благодарить безжалостную судьбу, когда она разлучает их в зените взаимной любви, ибо они страдают, но страдания их красивы. Истинная трагедия любви - равнодушие - их минует.
- Люди должны знать о пороках знаменитых людей. Тогда, помня, что и мы не менее их порочны, мы всё же можем верить, что и добродетели их для нас достижимы.
- Люди прибегают к помощи разума, чтобы оправдать свои поступки, но, если это невозможно, они действуют наперекор рассудку.
- Людьми движет эгоизм. Любовь - всего-навсего шутка природы, с помощью которой ей удаётся добиться продолжения рода.
- Людям не нужен резон, чтобы сделать то, что они хотят, - им нужно оправдание.
- Материалом писателю служит весь мир со всеми его обитателями и всем, что в нём происходит, но писать он может только о том, что действует на какую-то скрытую в нём пружину.
- Миг настоящего - это всё, в чём мы можем быть уверены. Будущее в своё время станет настоящим и покажется столь же неинтересным, как настоящее кажется сейчас.
- Наблюдая обычаи и нравы чужого народа, видишь, что они не так уж непреложны, как думают те, кто их придерживается.
- Несоответствие между видимостью и действительностью развлекает людей с чувством юмора, и там, где не удаётся найти это несоответствие, подмывает его создать.
- Ничто так не унижает достоинство знамени, как момент, когда им размахивают недостойные люди.
- Новых сил искусство может набраться, лишь навязав природе новую условность.
- Образ мыслей философа неотделим от его характера. Зная человека, можно в какой-то мере представить себе и его философию. Истина тут ни при чём.
- Один из признаков писательского гения заключается в том, что люди различных убеждений находят в нём каждый свои собственные источники вдохновения.
- Первый признак благородства - это естественность и простота.
- Правдоподобие в драматургии - фактор не постоянный. Это попросту то, во что публика согласна верить.
- Примирившись с мыслью, что каждый живёт только для себя, мы будем куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать наши надежды, и мы начнём относиться к ним куда милосерднее.
- Причину негодования, которое вызывает самоубийство, нужно искать в том, что самоубийца бросает вызов силе жизни и, действуя наперекор самому сильному из человеческих инстинктов, ставит под сомнение способность этого инстинкта оградить человека от смерти.
- Романы, имеющие познавательную ценность скоро читать становится также невозможно, как позавчерашнюю газету.
- Следуй своим естественным наклонностям, но с должной оглядкой на полицейского за углом.
- Совесть есть выражение высокого нравственного развития и действует лишь в тех сияющих добродетелью людях, которые вообще едва ли способные на предосудительные поступки.
- Те, что много пишут для газет, теряют способность видеть вещи своими глазами; они видят всё с обобщённой точки зрения.
- То, что юность всегда счастлива, - это иллюзия тех, кто давно расстался с юностью.
- Традиция - это не оковы, а путеводная звезда, и следует развивать традицию в естественном для неё направлении.
- Трудно отличить плохого человека, совершающего хорошие поступки, от хорошего человека, совершающего плохие поступки.
- У большинства людей есть не осознанные мысли, а скорее, смутные ощущения, впитанные ими из общества, в котором они живут. И этого набора неясных мыслей и чувств им вполне достаточно, ибо в него отчасти входит мудрость веков.
- Удовлетворения писатель должен искать только в самой работе и в освобождении от груза своих мыслей, оставаясь равнодушным ко всему привходящему - к хуле и хвале, к успеху и провалу.
- У дурака будет дурацкая старость, но и молодость его была такая же.
- У хорошего хозяина все слуги хороши.
- Хотя многие подробности из прочитанных книг и забываются нами, каждая из них в своё время как-то обогатила нас. Перечитывание книг мало что даёт.
- Человек есть не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть.
- Человек может поступать как ему угодно, если он согласен нести за это ответственность.
- Человек принимает решение, но когда наступает время действовать, бессильно склоняется под бременем своих инстинктов, страстей и ещё бог знает чего.
- Чувственные наслаждения - самые сильные и самые утончённые.
- Чувствовать, как у тебя рождаются идеи, очень интересно, но безопасно лишь в том случае, если их рождается так много, что не придаёшь им чрезмерного значения.
- Эгоизм и добросердечность, высокие порывы и чувственность, тщеславие, робость, бескорыстие, мужество, лень, нервность, упрямство, неуверенность в себе - всё это уживается в одном человеке, не создавая особой дисгармонии.
- Эмансипация женщины и обретённая ею сексуальная свобода так сильно изменили взгляды мужчин, что ревность отныне может быть темой не трагедии, а разве что комедии.
- Юмор учит терпимости. Когда смеёшься над людьми, на них не сердишься.
- Юморист незамедлительно приметит шарлатана, но не всегда распознает святого.
- К семидесяти годам, когда человек слишком уж стар, чтоб работать чиновником, садовником или участковым судьей, он созревает для управления страной. Да и потершись в обществе политических деятелей и умея делать выводы, неизбежно заключишь: для управления страной требуется совсем немного ума.
- Мечты - не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.
- Только посредственность всегда в форме.
- Массы не нуждаются в свободе, а получив её, не знают, что с ней делать. Их обязанность и их удовольствие - служить; только таким образом они обретают уверенность в завтрашнем дне, а это и есть их сокровенное желание.
- С древнейших времён старики вдалбливали юношам, что старость мудрее, и, прежде чем юноши обнаруживали всю нелепость данного утверждения, они тоже становились стариками, а потому в их интересах было продолжать этот обман.
- Критики способны заставить мир обратить внимание на очень посредственного писателя; мир может сходить с ума по писателю вовсе недостойному: но в обоих случаях это не может продолжаться долго.
- Философы и моралисты всегда относились к телу с недоверием. Они указывали, что физические наслаждения преходящи. Но наслаждение - всё равно наслаждение, даже если оно не длится вечно.
- В революции на поверхность поднимается пена общества, негодяи и преступники.
- Всё недоброе, что с ним случается, писатель властен изжить, переплавив в строфу, песню или повесть. Из всех людей только художнику дана духовная свобода сказать о наболевшем.
На главную