ЭПИКУР (342-270 д.н.э.). Древнегреческий философ.
В Антологии - 62 изречения этого автора
На главную
- Богатство не облегчает наших забот, но подменяет одни заботы другими.
- Величайший плод ограничения желаний - свобода.
- Величайший плод справедливости - безмятежность.
- Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила им. Мудрый найдёт это время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, и когда наступит пора смерти - насыщенному отойти от стола, освобождая место другим гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать с вечностью.
- Внутренние чувства удовольствия и неудовольствия суть высшие критерии добра и зла.
- Всем желаниям следует предъявлять такой вопрос: что со мною будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится?
- Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берёт от пользы.
- Всякое наслаждение по своей природе есть благо, но не всякое приемлемо.
- Голос плоти - не голодать, не жаждать, не зябнуть. У кого есть это и кто надеется иметь зто и в будущем, тот даже с Зевсом может поспорить о счастье.
- Добродетели по своей природе связаны с приятной жизнью, и приятная жизнь неотделима от них.
- Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.
- Естественное право есть соглашение о пользе: не причинять и не испытывать взаимного вреда.
- Естественные и необходимые желания нужно удовлетворять. От суетных желаний нужно избавиться, ибо они могут вызвать смятение и беспокойство.
- Естественные, но не необходимые желания надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствия имеют свой предел.
- Жизнь не горька для того, кто твёрдо убеждён, что вовсе не жить - не беда.
- Из всего, что даёт мудрость для счастья всей жизни, величайшее - это обретение дружбы.
- Имей всегда в своей библиотеке новую книгу, в погребе - полную бутылку, в саду - свежий цветок.
- Иное происходит по неизбежности, иное по случаю, а иное зависит от нас, ибо ясно, что неизбежность безответственна, случай неверен, а зависящее от нас ничему иному неподвластно и поэтому подлежит как порицанию, так и похвале.
- Когда мы говорим, что наслаждение есть цель, мы говорим не о наслаждении распутства и чувственности. Наша цель - не страдать телом и не смущаться душой. Не беспрерывные пиршества и пляски - не они рождают сладостную жизнь. Её рождает рассудок.
- Когда счастье у нас есть, то у нас всё есть, а когда его у нас нет, то мы на всё идём, чтобы его заслужить.
- Лучше вытерпеть некоторые страдания, чтобы насладиться большими удовольствиями; полезно воздерживаться от некоторых удовольствий, чтобы не терпеть более тяжких страданий.
- Лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе; басни дают надежду умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая неизбежность.
- Люди привыкли к собственным достоинствам и к подобным себе относятся хорошо, а всё, что не таково, считается чуждым.
- Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо не будь их, люди пожрали бы друг друга.
- Мудрость и счастье состоят в том, что человек достигает независимости и спокойствия духа, избегает всего, приносящего ему неудовольствия, и наслаждается тем, что доставляет ему удовольствие.
- Мудрый при некоторых житейских обстоятельствах может и вступить в брак, но других будет отговаривать.
- Начало и корень всякого блага - удовольствия чрева: даже мудрость и прочая культура имеют отношение к нему.
- Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей... необходимые желания исполняя, а также естественные, если они не вредят, а вредные сурово подавляя.
- Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно.
- Нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то всё-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы.
- Необходимость есть бедствие, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.
- Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнение толпы о богах, - ибо высказывание толпы о богах не предвосхищение, а домыслы, и притом ложные.
- Никакое наслаждение не есть зло, но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений.
- Нужно держать в виду действительную цель жизни и полную очевидность, по которой мерятся мнения, - иначе всё будет полно сомнений и беспорядка.
- Нужно помнить, что будущее - не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожидать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться, что оно совсем не наступит.
- О своём добром имени мудрый будет заботиться ровно столько, чтобы избежать презрения.
- По отношению к тем животным, которые не могут заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда, нет ни справедливости, ни несправедливости, - точно так же, как и по отношению к тем народам, которые не могут или не хотят заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда.
- Пренебрежение к чувственным благам мы считаем великим благом, но не с тем, чтобы всегда пользоваться немногим, а затем, чтобы уметь довольствоваться немногим.
- Пусты слова того философа, который не врачует никакое страдание человека.
- Роскошь слаще всего тем, кто нуждается в ней меньше всего.
- С разложением всего тела рассеивается и душа.
- Самым главным признаком человека, достигшим совершенства, является умение быстро пользоваться знаниями.
- Следует смеяться и философствовать и в то же время заниматься хозяйством и пользоваться всеми остальными способностями.
- Случай мало имеет отношения к мудрому: всё самое большое и главное устроил для него разум.
- Смертный, скользи по жизни, но не напирай на неё.
- Смерть для нас - ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений.
- Смерть нас не касается. Пока существуем мы, смерти нет, а когда смерть наступает - нет нас.
- Счастье не в погоне за наслаждениями, а в свободе от страданий.
- Умение различать необходимо для обладания наслаждением.
- Умение хорошо жить и хорошо умереть - это одна и та же наука.
- Человек, недовольный немногим, недоволен ничем.
- Что мы ни делаем, мы делаем затем, чтобы не иметь ни боли, ни тревоги.
- Нельзя получить от бесконечной жизни больше наслаждения, чем от того времени, которое мы представляем конечным.
- Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
- Большие страдания быстро выводят из жизни, а длительные не велики.
- В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
- Если бы Бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
- Мудрый выбирает себе друга весёлого и сговорчивого.
- Законы изданы ради мудрых - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла.
- Кто смог достичь полной безопасности от соседей, те, полагаясь на неё с уверенностью, живут друг с другом в наибольшем удовольствии.
- Справедливость не существует сама по себе; это - договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается.
- Бог возможно (и даже почти наверняка), есть, но Ему не до человека, а стало быть, и человеку не должно быть до Него дела. Надейся не на Него, а на себя.
- Не сдавайся ни судьбе, ни чему-либо другому. Но когда явится необходимость расстаться с жизнью, то смело отрешись от неё и от всех, кто по пустоте скован ею; мы выйдем из жизни с прекрасными словами на устах и возгласим: "Хорошо мы пожили!".
На главную