На главную
Оглавление

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

* * *

Оноре де Бальзак

Оноре де Бальзак (1799-1850) родился в небольшом провинциальном городке. Его отец - нотариус, Бернар-Франсуа Бальса, разбогатевший во время наполеоновских войн.

Детство и юность писателя не были особенно радостными: отец, вечно занятый делами, женился в 50 лет на восемнадцатилетней девушке, Анне-Лауре Саламбье, с весьма вздорным характером, которая едва ли любила своего мужа. Стремление преуспеть, приумножить состояние ловкими махинациями - вот атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель. Кроме желания разбогатеть, семья отличалась ещё одной специфической чертой, присущей многим современникам: они хотели казаться аристократами, хотя не имели на это права.

Персонажи будущих романов писателя были рядом с ним. Бальзак был сыном своего времени и поэтому смог так достоверно изобразить его.

В восемь лет родители определили мальчика в Вандомский коллеж, в котором господствовал суровый полумонастырский режим. Дети не имели каникул, грубые и невежественные учителя часто прибегали к телесным наказаниям, обучение было сухим и схоластическим. Втайне от наставников юный Бальзак много читал. Книги несколько скрашивали его мрачное существование в коллеже, помогали переносить муштру и казёнщину. Так продолжалось шесть лет. Под конец нервы подростка не выдержали - он заболел, родители вынуждены были взять его домой. О годах своего учения он вспоминал в автобиографической книге "Луи Ламбер".

С 1814 по 1816 год Бальзак завершает среднее образование в частных пансионах, а затем слушает лекции в Школе права и одновременно работает секретарем в конторе адвоката. Сдав в январе 1819 года экзамен на степень бакалавра прав, Бальзак завершил юридическое образование. Выгодная и почётная карьера нотариуса, которую прочили сыну родители, становится вполне реальной. Но молодой Бальзак отказался от неё. Вопреки воле родителей он решил стать писателем.

Бальзак, как и его герой, Рафаэль де Валантен из повести "Шагреневая кожа", живёт в мансарде, страдает от голода и холода. За год завершает трагедию в стихах "Кромвель" (1820). Но ни жанр, ни форма, ни тема не были бальзаковскими. Юноша потерпел полное фиаско, но не сдался, и, не имея поддержки родителей, уезжает в Париж, чтобы стать не только знаменитым, но и богатым писателем.

В 23-26 лет Бальзак напечатал под различными псевдонимами ряд романов, не поднимавшихся над средним уровнем писаний того времени. Обескураженный литературной неудачей, он увлекается коммерческими делами; ставит опыты производства дешёвой бумаги, задумывает издание популярных французских писателей в неслыханных для того времени тиражах, вступает компаньоном в типографию, надеясь - как он после говорил - нажить состояние и таким образом получить возможность целиком отдаться литературе и прославиться через неё.

Но все предприятия терпят крах, и к 1828 году Бальзак окончательно обанкротился. С этих пор долги сопровождали его на протяжении всей жизни.

Несмотря на все эти неудачи, 20-е годы представляют важный этап в формировании Бальзака-писателя. За это время он накапливает большой материал жизненных наблюдений, познаёт изнанку французского общества, проникает в его тайны. Вместе с тем он овладевает техникой литературного мастерства, изучает художественный опыт своих предшественников и современников. Впоследствии, что бы он ни писал, всегда чувствуется, что он воспитывался на классиках XVII и XVIII веков. Все свои произведения Бальзак пишет прекрасным слогом, мыслит оригинально и глубоко, небрежно разбрасывает афоризмы, достойные Ларошфуко или Шамфора. Автор и его персонажи цитируют Библию, пересыпают речь латинскими фразами и пословицами, высказывают парадоксы. Излагает ли он научную или философскую систему, идёт ли речь о парфюмере, театральных кулисах или о лаборатории химика, его язык непогрешим.

Первым произведением, где Бальзак проявил себя зрелым художником, был исторический роман "Шуаны, или Бретань в 1799 году" (1829). В то же время Бальзак работает над новеллами из современной французской жизни, которые, начиная с 1830 года, издаются выпусками под общим названием "Сцены частной жизни". Эти сборники, а также философский роман "Шагреневая кожа" (1831) приносят Бальзаку громкую славу.

Успех не расслабил Бальзака. Он продолжает вести усердную трудовую жизнь, просиживая у своего письменного стола по 15-16 часов в сутки, ежегодно публикует до пяти, шести книг.

В созданных в эти годы произведениях (свыше тридцати) изображены разнообразнейшие области современной ему французской жизни: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы: купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты: семья, государство, армия. Огромное количество художественных фактов, которое заключалось в этих книгах, требовало своей систематизации.

В 1834 году у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение - "картину нравов" его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им "Человеческая комедия". По мысли Бальзака "Человеческая комедия" должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.

Бальзак так вскрывает свой замысел: ""Исследование нравов" даёт всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни... Основа - история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит". Человек, общество, человечество будут описаны, судимы, анализированы в произведении, которое будет представлять собой "Тысячу и одну ночь" Запада.

"Огромный размах плана, охватывающего одновременно историю и критику общества, анализ его язв и обсуждение его основ, позволяет, мне думается, дать ему то заглавие, под которым оно появляется теперь: "Человеческая комедия". Чрезмерно ли оно? Или только правильно? Это решат читатели, когда труд будет окончен".

Задуманное гигантское сооружение Бальзак воздвиг, хотя вместо предполагавшихся 143 произведений "Человеческая комедия" состоит только из 92. Но он оставил ещё огромное литературное наследие, не вошедшее в этот план. Два его великих романа "Кузина Бетта" и "Кузен Понс", драмы, "Портреты и литературная критика", "Исторические и политические опыты". И два тома писем, содержащих огромное количество фактов из французской литературной и общественной жизни и суждений о его великих современниках - В. Скотте, Ж. Санд, В. Гюго и многих других.

Вся жизнь Бальзака - великий творческий подвиг писателя, самозабвенная, до крайности напряжённая работа над осуществлением грандиозного замысла "Человеческой комедии".

Оноре де Бальзак говорил о себе: "Главные события моей жизни - мои произведения" Только этой мерой и можно мерить Бальзака. Человек, порой казавшийся своим современникам безумцем, был в действительности самым дисциплинированным творческим умом эпохи. Человек, которого они высмеивали как безмерного расточителя, был аскетом, величайшим тружеником литературы.

Вот один день из этой настоящей жизни Бальзака. И тысячи дней были как две капли воды похожи на этот.

Полночь. Теперь, когда для всех закончен день, его день начинается. Ничто уже не должно помешать ему: ни посетители, ни кредиторы, ни посыльные из типографии. Десять часов полнейшего одиночества - Бальзаку для исполинской его работы нужно такое грандиозное временное пространство. "Для меня невозможно работать, если я должен буду прервать занятия. Я никогда не работаю лишь час или два". Как всякий великий художник, Бальзак повинуется только законам своей работы.

Тихий стук слуги. Бальзак поднимается и накидывает на себя свою рясу. Многолетний опыт заставил его выбрать это одеяние - длинное платье из теплого кашемира - зимой, из тонкого полотна - летом.

Слуга зажёг у него на столе шесть свечей и наглухо закрыл окна шторами, ибо Бальзак уже не желает измерять время его подлинной мерой, а только мерой своего труда. Ничто от действительности не должно проникать к нему. Только люди, рождённые им, будут теперь говорить, действовать, смотреть, дышать.

Бальзак усаживается за стол, за тот самый стол, "где я бросаю свою жизнь в плавильный тигель, как алхимик своё золото". Это маленький, неприглядный, прямоугольный стол, который Бальзак таскал за собой из одной квартиры в другую, спасал от аукционов и катастроф. Ибо этот стол - единственный и немой свидетель подлинной его жизни. "Он видел мою нищету, он знает обо всех моих планах, он прислушивался к моим помыслам".

По левую руку стопами лежат листы писчей, заботливо выбранной бумаги. Бумага должна быть чуть синеватой, чтобы не слепить глаза и не утомлять их при многочасовой работе. Бумага должна быть особенно гладкой, чтобы не оказывать никакого сопротивления стремительному перу. Столь же тщательно заготовлены перья, вороньи перья. Ни книг, ни записей, ни груд материала. Прежде чем приступить к работе, у него всё уже мысленно завершено.

Бальзак пишет и пишет, без пауз, без остановок, фантазия его, однажды запылав, горит не угасая. Пять часов, шесть, иногда семь и даже восемь. Иногда машина грозит застопорить. Даже безграничная воля ничего не может поделать, когда исчерпан естественный запас сил. Тогда Бальзак встаёт и зажигает спиртовку.

Куда бы ни поехал Бальзак, он вместе с пером и бумагой берёт с собой кофейник, к которому он привык, как к своему столу, к своей рясе. Никому не доверяет он приготовления кофе. Подобно тому, как Бальзак с суеверным фетишизмом выбирает только один определённый сорт бумаги, только определённую форму перьев, точно так же он дозирует, определяет и смешивает сорта кофе согласно особому ритуалу.

Как всякое возбуждающее средство, кофе постепенно перестаёт оказывать своё действие, и чем больше перенапрягал свои силы Бальзак, тем в большем количестве поглощал он этот смертоносный эликсир. Он пишет об одной из своих книг, что довел её до конца лишь при помощи "потоков кофе". В 1845 году, после почти двадцатилетнего злоупотребления этим напитком, он устанавливает, что весь его организм отравлен. И если огромное количество крепчайшего кофе помогли созданию гигантской "Человеческой комедии", то они же преждевременно погубили здоровое от природы сердце Бальзака.

В восемь часов входит слуга и вносит скромный завтрак. Наступает мгновение отдыха. Слуга раздвигает шторы. Чтобы взбодриться для новой работы, Бальзак принимает горячую ванну. Обычно он сидит в ванне час. Там он размышляет, ничего не записывая. Но едва он успел накинуть рясу, как за дверью уже слышатся шаги.

Пришли рассыльные из различных типографий. Одни требует новую рукопись, как уплату по векселю, ибо всякий ещё не написанный роман уже продан и заложен на корню. Другие приносят свежие гранки рукописей и новые оттиски старых корректур.

Оноре де Бальзак

Девять часов. Передышка кончилась. "Во время одной работы я отдыхаю от другой". Но чтение корректур для Бальзака не лёгкое дело. Он не только исправляет и шлифует, нет, он полностью перерабатывает и заново пишет свою книгу. Чтение, или, вернее, переписывание корректур для него такой же решающий творческий акт, как и создание первого варианта. Ибо Бальзак, собственно говоря, вовсе не исправляет гранки, он использует их только как первый оттиск, как отпечатанный черновик. И то, что духовидец писал в бреду и горячечной спешке, то теперь читает, оценивает и изменяет исполненный ответственности художник. Корректуры набираются типографиями согласно особым его предписаниям, на больших и удлинённых листах двойного формата - так, чтобы были большие поля для исправлений и улучшений.

Скоро поля гранок становятся для него слишком узкими, на них уже больше текста, чем в самих гранках. Становится мало загогулин и цифр, которые служат указанием для несчастного наборщика. Что-то вырезается, подклеивается чистая бумага... А когда набранные целиком заново гранки возвращаются к Бальзаку, он набрасывается на этот новый набор с такой же яростью, как и на первый оттиск. И так повторяется много раз. С той только разницей, что теперь Бальзак ломает, разрушает и изменяет не целые абзацы, а отдельные строчки и под конец уже только отдельные слова. Работая над своими книгами, Бальзак нередко держал по пятнадцать корректур.

Ни финансовые затруднения, ни заклинания издателей, докучающих ему то дружескими упрёками, то судебными исками, не могут отвадить Бальзака от этого дорогостоящего метода. Не раз он отдавал половину, и даже весь гонорар, чтобы оплатить громадные расходы по перевёрстке и подвёрстке рукописей. Но когда однажды некий журнал осмеливается опубликовать продолжение романа, не дождавшись получения бесчисленных корректур и окончательной авторской визы, Бальзак навсегда порывает с ним отношения. Человек, который окружающим кажется легкомысленным, слишком склонным к чрезмерной поспешности, жадным до денег, здесь, когда речь идёт о его творческой чести, оказывается самым совестливым, самым упорным из писателей.

Три-четыре часа подряд работает Бальзак над своими гранками, изменяет текст, улучшает, "занимается литературной кухней", как он в шутку называет эти занятия, длящиеся до полудня и отличающиеся такой же непрерывностью, ожесточённостью и страстностью, как и ночная его работа. Только в полдень Бальзак отодвигает гору бумаги в сторону, чтобы перекусить. По природе своей эпикуреец, с детства знающий толк в хорошей еде и винах, съедает лишь лёгкий завтрак. Он знает, что после сытной еды приходит усталость, а он не хочет позволить себе отдохнуть.

И снова корректуры, наброски, заметки, письма... Наконец, около пяти часов слуга сервирует ужин. Иногда на короткое время заходит издатель или кто-нибудь из друзей. Но после тридцати лет круг друзей уже не расширяется, вся энергия отдаётся творчеству. "Большое дерево, - скажет он однажды, - иссушает почву вокруг себя. Оно высасывает все соки, чтобы цвести и плодоносить" И обычно он остаётся один, обдумывая то, что будет им создано завтра. В восемь часов, когда все отправляются на прогулку, он ложится в постель и спит до полуночи, пока слуга не зажигает свечи, и Бальзак принимается опять за работу.

"Я должен создать за один месяц то, что другие не могут завершить за год и даже за более длительный срок". Работа для него стала необходимостью. Он уже не может от неё освободиться. "В трудах я забываю свои горести, труд - моё спасение".

Разнообразие работы не нарушает её непрерывности. "Когда я не работаю над моими рукописями, я размышляю о моих планах, а когда не размышляю и не пишу, тогда я держу корректуру. В этом и есть моя жизнь".

Так он и проживёт всю жизнь. Он никуда не ездит без рукописи: и даже когда он влюблён и следует за женщиной, любовная страсть неизбежно подчиняется некоему высшему долгу. Вот он появляется у герцогини де Кастри, у г-жи Ганской, пылая от нетерпения, опьянённый страстью, но тут же извещает возлюбленную, что после пяти часов вечера она никогда не будет его видеть. Только после нерушимых двенадцати - пятнадцати часов, отданных им письменному столу, может он отдать себя женщине. Сначала творчество, потом любовь. Сперва "Человеческая комедия", потом свет. Сперва работа...

Оноре де Бальзак

Только этим исступлением, только этим творческим экстазом можно объяснить чудо создания в неполные двадцать лет "Человеческой комедии". Но эта почти непостижимая бальзаковская продуктивность становится ещё непостижимей, если к его художественным произведениям прибавить его личную и деловую корреспонденцию. В то время как у других есть секретари и помощники, Бальзак всю свою корреспонденцию и все свои дела вёл всегда лично. Кроме последнего потрясающего документа со смертного одра, когда рука его уже была не в силах держать перо и он к письму, написанному его женой, прибавляет только постскриптум:
"Я не могу уже ни читать, ни писать".


Избранные мысли
из произведений 1829 - 1831 годов

"Шуаны, или Бретань в 1799 году". Этот роман, впервые подписанный собственным именем, заставил заговорить о Бальзаке как о писателе.

Он долго к нему готовился. Стараясь более точно разобраться в каждом отдельном военном эпизоде, изучал мемуары современников, отчёты о военных действиях. Чтобы точно описать путешествие м-ль де Верней, он проделывает тот же путь, что и его героиня. Бальзак ездит по округе, где некогда происходили военные действия, слушает рассказы очевидцев, делает заметки.

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из произведений 1932 - 1835 годов

Публикуются новые произведения, читатель, критик и издатель набрасываются на каждую новую книгу Бальзака.

1832 год. Второе издание "Сцен частной жизни" в 4 томах, сборник "Новые философские рассказы".1835 год Новые тома "Этюдов о нравах XIX века"

Кредиторы, судебные исполнители осаждают квартиру Бальзака. Только одно может его спасти - работа, а для работы ему непременно нужен покой. Он подолгу гостит у своих друзей Маргоннов, Карро.

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из произведений 1836 - 1840 годов

Оноре де Бальзак

Тяжёлые годы в жизни Бальзака.

Апрель, 1836. Пять дней тюремного заключения за отказ служить в Национальной гвардии.

Июль, 1836. Крах газеты "Кроник де Пари", акции которой куплены Бальзаком. Смерть г-жи де Берни.

Май, 1837. Бальзак прячется от кредиторов в доме маркизы Гвидобони-Висконти.

Октябрь, 1837. Бегство от кредиторов в Севр.

Март, 1838. Неудача с попыткой получения концессии на разработку серебряных рудников в Сардинии.

Июнь, 1839. Травля Бальзака в прессе.

Декабрь, 1839. Бальзак снимает свою кандидатуру в Академию, узнав, что одновременно с ним должен баллотироваться Виктор Гюго.

Но,
"История величия и падения Цезаря Бирото", "Банкирский дом Нусингена", "Чиновники".
"Утраченные иллюзии", две части.

И многое, многое другое.

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из произведений 1841 - 1844 годов

Эвелина Ганская

На сорок третьем году жизни, уже усталый и утомлённый, Бальзак видит перед собой одну цель: он хочет упорядочить свою жизнь, сбросить бремя долгов, спокойно завершить своё гигантское творение. И знает, что может добиться этого лишь в одном случае. Он должен завоевать г-жу Ганскую. Бальзак знает три пути добиться с ней социального равенства: быть выбранным в палату пэров, быть членом Французской академии, разбогатеть. Но к выборам в палату он опоздал, ибо не сумел вовремя обеспечить себя капиталом. Его противники отклоняют его кандидатуру на выборы в Академию. Они заявляют, что его финансы находятся в расстроенном состоянии. Не может-де восседать под священным куполом человек, которого на улице, у подъезда дожидаются судебные исполнители. Из попыток разбогатеть, в том числе и на постановке своих пьес, тоже ничего не вышло.

В отчаянии Бальзак жалуется г-же Ганской, что вынужден, написать четыре тома романов. Романы и новеллы, написанные Бальзаком под давлением обстоятельств в эти годы, принадлежат к самым могучим его произведениям.

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из произведений 1845 - 1848 годов

Оноре де Бальзак

Лебединой песнью Бальзака, ещё не старого годами, но преждевременно изнурённого тревогами, разочарованиями и бессонными ночами, оказался его диптих "Бедные родственники". Он знал, что делает решающую ставку.

Бальзак - Ганской, 16 июня 1846 года: "Настало время, когда мне необходимо создать два или три значительных произведения, чтобы свергнуть ложных кумиров ублюдочной литературы и доказать, что я моложе, свежее и сильнее, чем прежде. "Старый музыкант" ("Кузен Понс") - это бедный родственник, угнетённый, оскорблённый, но человек большого сердца. "Кузина Бетта" - это бедная родственница, униженная, оскорблённая женщина, которая служит интересам трёх-четырех семейств, и, в конце концов, мстит им за все свои обиды...".

11 января, 1849. Кандидатура Бальзака забаллотирована на выборах в Академию, ему предпочли Ноайля.

18 января, 1849. Кандидатура Бальзака забаллотирована на выборах в Академию, ему предпочли Сен-Приеста.

14 марта, 1850. Бракосочетание Бальзака с Ганской в Бердичеве в костёле святой Варвары.

27 мая, 1850. Приезд Бальзака с женой в Париж.

18 августа, 1850 года, 11 часов 30 минут вечера. Смерть Бальзака.

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли из писем и статей

* * *

* * *

* * *

ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Бальзак авт. Церетели

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz