На главную
Оглавление
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
- Об авторе
- Избранные мысли из произведений Антона Чехова
- Избранные мысли из записных книжек
- Избранные мысли из разных источников
- Основные источники
* * *
Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился в городе Таганроге. В семье, кроме него, было ещё 5 детей - четыре брата и сестра.
Отец, Павел Егорович Чехов, из крепостных. Имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети ещё успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного.
Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, внучка выкупленного на волю крепостного крестьянина, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что "талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери".
В 1876 году семья Чеховых переезжает в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов. В Москве Чеховы долго живут в бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остаётся до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.
В 1880 году в журнале "Стрекоза" появляется первое печатное произведение Антона Павловича Чехова. С этого времени начинается его непрерывная литературная деятельность. Чехов сотрудничает с журналами "Зритель", "Будильник", "Свет и тени", "Мирской толк", "Осколки". Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки. В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова "Сказки Мельпомены".
После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А. Архангельского. Появляются такие рассказы как "Беглец", "Хирургия". Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей.
В 1885 году в печати появляются первые чеховские рассказы нового типа. Комическая сторона больше не играет в них главной роли, Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем. Выходят два сборника рассказов: "Пёстрые рассказы" (1886 г.) и "Невинные речи" (1887г.).
В 1887 году ставится первая пьеса Чехова "Иванов". Впервые она была поставлена в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики. Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась драматургическая деятельность писателя.
В эти годы Антон Павлович работает по специальности - земским врачом, посещает заседания уездных судебных съездов, выступает в качестве эксперта.
В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, посещает остров Сахалин - место ссылки осуждённых на каторгу. На Сахалине Чехов произвёл перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу "Остров Сахалин". Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей.
На Сахалине Чехов пробыл более трёх месяцев, затем через Индийский океан, Средиземное и Чёрное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь, прибыл в Одессу.
В 1891-92 годах часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда.
В 1892 году Чехов приобретает имение Мелихово, расположенное недалеко от Москвы, в Серпуховском уезде. В мелиховский период (1992 - 1998 годы) созданы: "Палата № б", "Человек в футляре", "Бабье царство", "Случай из практики", "Ионыч", "Крыжовник", написан большой "деревенский цикл" произведений, такие как "Мужики", "На подводе", "Новая дача", "По делам службы", повесть "Три года", пьесы "Чайка", "Дядя Ваня". Именно в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.
Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжает их лекарствами, строит три школы для крестьянских детей, организует посадку тысячи вишневых деревьев...
В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс. В конце 1898 года он приобретает участок земли в Ялте и начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача.
В конце 1890-х, начале 1900-х годов Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: "Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью". Это - жизненное и писательское кредо Чехова.
В 1900 году Чехова выбирают в почётные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 году Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадёжности.
Весной 1900 года в Крым приезжает на гастроли Московский Художественный театр. В доме Чехова начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых - вся театральная труппа. Вскоре театр возвращается в Москву. Но Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь. В 1901 году Чехов и Книппер обвенчались.
В последующие годы на сцене МХТ состоялись премьеры новых пьес Чехова "Три сестры"(1901), "Вишневый сад"(1904). В Ялте (1899-1904) написаны также повесть "В овраге", рассказы "Дама с собачкой", "Душечка", "Новая дача", "Архиерей"... В 1901-1902 годах издано полное собрание сочинений А.П. Чехова в 10 томах.
Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии, где 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умирает. Через несколько дней тело было перевезено в Москву и захоронено на Новодевичьем кладбище.
Избранные мысли
из произведений Антона Чехова
- Маленькие угрызения маленькой совести. "Цветы запоздалые", 1882
- Свиньям нравится класть ноги на стол. "Цветы запоздалые", 1882
- Слепая любовь везде находит идеальную красоту. "Живой товар", 1882
- Любовь не терпит никакой неопределённости. "Живой товар", 1882
- Любящий человек более чем эгоист. "Живой товар", 1882
- Когда скучно, и ссора живое слово. "Двадцать девятое июня", 1882
- За смертью следует могильный покой, за погубленной молодостью - годы скорби и мучительных воспоминаний. "Драма на охоте", 1884
- Хорошо спят только лентяи и люди со спокойной совестью. "Драма на охоте", 1884
- Самая преступная любовь способна нам дать такие сладкие неизгладимые из памяти минуты, за которые можно отдать месяцы и годы. "Драма на охоте", 1884
- Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью. "Драма на охоте", 1884
- Тайна и живая кровь в одном организме несовместимы. "Драма на охоте", 1884
- Нельзя безнаказанно знать то, чего не знает остальное человечество. "Драма на охоте", 1884
- Совесть прекрасно заглушается разговорами о её растяжимости. "Драма на охоте", 1884
- Жизнь есть сплошной аффект. "Драма на охоте", 1884
- Шельма никогда не может быть несчастлива. Она всегда найдёт себе выход. "Драма на охоте", 1884
- Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор ещё не догадались обложить акцизным сбором. "Женщина с точки зрения пьяницы", 1885
- Всё в природе целесообразно. Преображая человека под конец его жизни в песочницу, природа тем самым засыпает чернильные кляксы, произведенные им в продолжение всей его жизни... "Не тлетворные мысли", 1885
- И дальние родственники суть наши ближние. Люби их. "Не тлетворные мысли", 1885
- Не место красит человека, а человек место. Посему не театр красит городового, стоящего у театрального подъезда, а городовой красит театр. "Не тлетворные мысли", 1885
- "Лучше развратная канарейка, чем благочестивый волк". "Не тлетворные мысли", 1885
- Дачную жизнь выдумали черти, да женщины. Чортом в данном случае руководила злоба, а женщиной крайнее легкомыслие. "Лишнии люди", 1886
- Счастливые люди - это самые надоедливые, самые скучные люди. "Сильные ощущения", 1886
- Малодушие сильнее здравого смысла. "Страхи", 1886
- Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом. "Несчастье", 1886
- Искренни одни только дикари да животные. "Несчастье", 1886
- Раз цивилизация внесла в жизнь потребность в таком комфорте, как, например, женская добродетель, то уж тут искренность неуместна... "Несчастье", 1886
- Только в беде люди могут понять, как нелегко быть хозяином своих чувств и мыслей. "Несчастье", 1886
- Между идеями, за которые женщина жертвовала собой, нет ни одной женской. "На пути", 1886
- Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче. "Тоска. Вариант рассказа", 1886
- Живой организм обладает способностью быстро приспособляться, привыкать и принюхиваться к какой угодно атмосфере, иначе человек должен был бы каждую минуту чувствовать, какую неразумную подкладку нередко имеет его разумная деятельность, и как ещё мало осмысленной правды и уверенности даже в таких ответственных, страшных по результатам деятельностях, как педагогическая, юридическая, литературная... "Дома", 1887
- В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам. "Иванов", 1887
- Где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину... "Лебединая песня", 1887
- Убедить невозможно! Дойти до убеждения можно только путём личного опыта и страданий. "Огни", 1888
- Знаете, мысли каждого человека... разбросаны в беспорядке, тянутся куда-то к цели по одной линии, среди потёмок, и, ничего не осветив, не прояснив ночи, исчезают где-то - далеко за старостью. "Огни", 1888
- Ломового коня от таланта отличает узкий кругозор. "Скучная история", 1889
- Если пьеса хороша, то, чтобы она произвела впечатление, нет надобности утруждать актёров; можно ограничиться одним только чтением. Если же пьеса плоха, то никакая игра не сделает её хорошею. "Скучная история", 1889
- Если молодой учёный или литератор горько жалуется на своих коллег, учёных или литераторов, то это значит, что он уже утомился и не годен для дела. "Скучная история", 1889
- Горько, что лучшие люди видят зло только издали, не хотят подойти ближе и вместо того, чтобы вступиться, пишут тяжеловесным слогом общие места и никому ненужную мораль. "Скучная история", 1889
- Добродетель и чистота мало отличаются от порока, если несвободны от злого чувства. "Скучная история", 1889
- Если кто философствует, то это значит, что он не понимает. "Скучная история", 1889
- Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны… Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. "Скучная история", 1889
- Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты. "Скучная история", 1889
- Чацкий не кажется мне умным человеком, так как слишком много разговаривает с дураками и любит дуру. "Скучная история", 1889
- Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя. "Скучная история", 1889
- Жизнь не повторяется, щадить её нужно. "Гусев", 1890
- В семейной жизни главное - терпение... Любовь продолжаться долго не может. "Дуэль", 1891
- Масса больше всего любит тех божков, которые имеют такие же слабости, как она сама. "Дуэль", 1891
- Такова уж человеческая судьба: если не ошибаешься в главном, то будешь ошибаться в частностях. Никто не знает настоящей правды. "Дуэль", 1891
- Предрассудки и все эти житейские гадости и мерзости нужны, так как они с течением времени перерабатываются в что-нибудь путное, как навоз - в чернозём. На земле нет ничего такого хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости. "Палата №6", 1892
- Обмен веществ - суррогат бессмертия. "Палата №6", 1892
- Покой и довольство человека не вне его, а в нём самом. "Палата №6", 1892
- Чтобы презирать страдания, нужно дойти до животного состояния или же закалить себя страданиями до такой степени, чтобы потерять всякую чувствительность к ним, то есть, другими словами, перестать жить. "Палата №6", 1892
- Учение, проповедующее равнодушие к богатству, к удобствам жизни, презрение к страданиям и смерти, совсем непонятно для громадного большинства, т.к. это большинство никогда не знало ни удобств, ни богатства, а презирать страдания значило бы презирать самую жизнь. "Палата №6", 1892
- Когда имеешь дело со стихией, то и выставляй против неё стихии - будь твёрд и неподатлив, как камень. "Жена", 1892
- Кто выше всего ставит покой своих близких, тот должен совершенно отказаться от идейной жизни. "Соседи", 1892
- В борьбе за существование обман - самое надёжное средство. "Остров Сахалин", 1893
- Если арестант не философ, которому при всех обстоятельствах одинаково хорошо, то не хотеть бежать он не может и не должен. "Остров Сахалин", 1893
- Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво. "Рассказ неизвестного человека", 1893
- Свободно следовать влечениям своего сердца - это не всегда даёт хорошим людям счастье. Чтобы чувствовать себя свободным и в то же время счастливым, надо не скрывать от себя, что жизнь жестока, груба и беспощадна в своём консерватизме, и надо отвечать ей тем, чего она стоит, то есть быть так же, как она, грубым и беспощадным в своих стремлениях к свободе. "Рассказ неизвестного человека", 1893
- Цинизм заглушает боль. "Рассказ неизвестного человека", 1893
- Есть особая порода людей, которые специально занимаются тем, что вышучивают каждое явление жизни; они не могут пройти даже мимо голодного или самоубийцы без того, чтобы не сказать пошлости. "Рассказ неизвестного человека", 1893
- Цель жизни - наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания. "Чёрный монах", 1894
- Здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчёт нервного века, переутомления, вырождения и т. п. могут серьёзно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей. "Чёрный монах", 1894
- Повышенное настроение, возбуждение, экстаз – всё то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, противно животной стороне человека, то есть его физическому здоровью. Если хочешь быть здоров и нормален, иди в стадо. "Чёрный монах", 1894
- Что лестного, или забавного, или поучительного в том, что твоё имя вырежут на могильном памятнике и потом время сотрёт эту надпись вместе с позолотой? "Чёрный монах", 1894
- Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем больше удовольствие доставляет ему жизнь. "Чёрный монах", 1894
- Всё должно быть в меру, сытость есть уже утомление "Бабье царство", 1894
- Лёгкий разврат есть соус жизни. "Бабье царство", 1894
- Хороших писателей надо смаковать, медленно выжимать сок из каждой строчки. "Бабье царство", 1894
- В нашей жизни всё дурное и пошлое правда, и, наоборот, все честные, благородные и возвышенные мечты - фальшивое место, натяжка. "Бабье царство", 1894
- Страстная любовь есть психоз. "Три года", 1895
- Обыватели умирают дрянно, кисло, нагоняя тоску на окружающих. "Три года", 1895
- Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни. "Три года", 1895
- Пошлость - это желание казаться лучше, чем ты есть. "Три года", 1895
- Я вовсе не хочу, чтобы из меня вышло что-нибудь особенное, чтобы я создал великое, а мне просто хочется жить, мечтать, надеяться, всюду поспевать... Жизнь коротка, и надо прожить ее лучше."Три года", 1895
- Старый муж не унижает красивую жену, а, наоборот, кладёт на неё печать пикантной таинственности. "Анна на шее", 1895
- Известные отношения между мужчиной и женщиной не исключают поэзии. "Ариадна", 1895
- Женщина простит дерзость и наглость, но не простит излишней рассудительности. "Ариадна", 1895
- Поэтизируя любовь, мы предполагаем в тех, кого любим, достоинства, каких у них часто не бывает, и это служит для нас источником постоянных ошибок и постоянных страданий. "Ариадна", 1895
- Человеческий гений хоть и не победил физическую любовь, но всё же ему удалось опутать сетью иллюзий братства и любви. "Ариадна", 1895
- Ничто не может нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда уйдёт. "Дом с мезонином", 1896
- Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, - они ищут правды и смысла жизни, ищут Бога, ищут душу, а когда их пристёгивают к нуждам и злобам дня, то они только осложняют и загромождают жизнь. "Дом с мезанином", 1896
- Человек должен сознавать себя выше всего в природе, даже выше того, что непонятно и кажется чудесным, иначе он не человек, а мышь, которая всего боится. "Дом с мезанином", 1896
- Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни. "Дом с мезонином", 1896
- У учёных, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днём, потребности тела множатся, между тем до правды ещё далеко, и человек по-прежнему остаётся самым хищным и самым нечистоплотным животным. "Дом с мезанином", 1896
- Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущён, оскорблён и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в прекрасном. "Моя жизнь", 1896
- Какое это огромное счастье любить и быть любимым, и какой ужас чувствовать, что начинаешь сваливаться с этой высокой башни. "Моя жизнь", 1896
- Люди, как и животные, приходят в смятение, когда какая-нибудь случайность нарушает однообразие жизни, ограниченной инстинктами. "Моя жизнь", 1896
- Тля ест траву, ржа - железо, а лжа - душу. "Моя жизнь", 1896
- Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни. "Моя жизнь", 1896
- Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. "Чайка", 1896
- Я бегу из театра, когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - мораль маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе. "Чайка", 1896
- Вино и табак обезличивают. "Чайка", 1896
- Для человека хорошие слова иногда всё равно, что мармелад, который он никогда не ест. "Чайка", 1896
- Художественное произведение непременно должно выражать какую-нибудь большую мысль. Только то прекрасно, что серьёзно. "Чайка", 1896
- Любовь юная, прелестная, поэтическая, уносящая в мир грез - на земле только она одна может дать счастье! "Чайка", 1896
- В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. "Дядя Ваня", 1897
- Праздная жизнь не может быть чистою. "Дядя Ваня", 1897
- Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. "Дядя Ваня", 1897
- Талантливый человек в России не может быть чистеньким. "Дядя Ваня", 1897
- Нормальное состояние человека - это быть чудаком. "Дядя Ваня", 1897
- Несчастные эгоистичны, злы, несправедливы, жестоки и менее чем глупцы способны понимать друг друга. Не соединяет, а разъединяет людей несчастье. "Враги", 1897
- Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. "Крыжовник", 1897
- Счастливые чувствуют себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. "Крыжовник", 1897
- Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. "Крыжовник", 1897
- Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. "Крыжовник", 1897
- Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! "Крыжовник", 1897
- Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит заговорить с ним о чём-нибудь несъедобным, например о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти. "Ионыч", 1898
- До сих пор о любви была сказана только одна неоспоримая правда, а именно, что "тайна сия велика есть", всё же остальное, что писали и говорили о любви, было не решением, а только постановкой вопросов, которые так и остались неразрешёнными. "О любви", 1898
- В любви самое лучшее, - это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать. "О любви", 1898
- У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. "О любви", 1898
- Всякое сближение, которое вначале так приятно разнообразит жизнь и представляется милым и лёгким приключением, у порядочных людей неизбежно вырастает в целую задачу, сложную чрезвычайно, и положение в конце концов становится тягостным. "Дама с собачкой", 1899
- Странно, что всё то, что для человека важно, интересно, необходимо, в чём он искренен и не обманывает себя, что составляет зерно его жизни, происходит тайно от других; всё же то, что является ложью, оболочкой, в которую человек прячется, чтобы скрыть правду, всё это происходит явно. "Дама с собачкой", 1899
- У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, происходит его настоящая, самая интересная жизнь. "Дама с собачкой", 1899
- Каждое личное существование держится на тайне, и, быть может, отчасти поэтому культурный человек так нервно хлопочет о том, чтобы уважалась личная тайна. "Дама с собачкой", 1899
- Счастья у нас нет и не бывает, мы только желаем его. "Три сестры", 1901
- Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". "Три сестры", 1901
- Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. "Вишнёвый сад", 1904
- Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то значит болезнь неизлечима. "Вишнёвый сад", 1904
Избранные мысли из записных книжек
- Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих пор борьбу считало главным в жизни. "Записные книжки"
- X не уважает женщин, ибо он непосредственная натура и принимает их такими, какие они есть. "Записные книжки"
- Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным. "Записные книжки"
- Если пишешь о женщинах, то поневоле должен писать о любви. "Записные книжки"
- Пофилософствовать насчёт любви N мог, но любить - нет. "Записные книжки"
- Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. "Записные книжки"
- Не женятся и сидят в старых девах, потому что не представляют друг для друга никакого интереса, даже физического. "Записные книжки"
- Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука. "Записные книжки"
- Какое наслаждение уважать людей! "Записные книжки"
- Когда я вижу книги, мне нет дела до того, как авторы любили, играли в карты, я вижу только их изумительные дела. Всё бледнеет перед книгами. "Записные книжки"
- Искать в женщине того, чего во мне нет, это не любовь, а обожание, потому что любить надо равных себе. "Записные книжки"
- Жизнь расходится с философией: счастья нет без праздности, доставляет удовольствие только то, что не нужно. "Записные книжки"
- За новыми формами в литературе всегда следуют новые формы жизни, и потому они бывают так противны консервативному человеческому духу "Записные книжки"
- Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни... "Записные книжки"
- Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют. "Записные книжки"
- Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. "Записные книжки"
- Женятся, потому что обоим деваться некуда. "Записные книжки"
- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. "Записные книжки"
- Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать. "Записные книжки"
- Женщина находится под обманом не искусства, а шума, производимого состоящими при искусстве. "Записные книжки"
- Смерть страшна, но ещё страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрёшь. "Записные книжки"
- Публика в искусстве любит больше всего то, что банально и ей давно известно, к чему она привыкла. "Записные книжки"
- Университет развивает все способности, в том числе глупость. "Записные книжки"
- И жевали хорошо, и гуляли по два часа в сутки, и умывались холодной водой, всё же вышли несчастные, бездарные люди. "Записные книжки"
- Говорят: в конце концов правда восторжествует; но это неправда. "Записные книжки"
- Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай. "Записные книжки"
- Дела управляются их целями; то дело называется великим, у которого велика цель. "Записные книжки"
- Боже, не позволяй мне осуждать или говорить о том, чего я не знаю и не понимаю. "Записные книжки"
- Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. "Записные книжки"
- Даже в человеческом счастье есть что–то грустное! "Записные книжки"
- Если боитесь одиночества, то не женитесь. "Записные книжки"
- Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. "Записные книжки"
- Льстят тем, кого боятся. "Записные книжки"
- Мы хлопочем, чтобы изменить жизнь, чтобы потомки были счастливыми, а потомки скажут по обыкновению: прежде лучше было, теперешняя жизнь хуже прежней. "Записные книжки"
- Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. "Записные книжки"
- Прав тот, кто искренен. "Записные книжки"
- То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть. "Записные книжки"
- У бедных просить легче, чем у богатых. "Записные книжки"
- Умный любит учиться, а дурак - учить. "Записные книжки"
- Человек - это то, во что он верит. "Записные книжки"
- Честь нельзя отнять, ее можно потерять. "Записные книжки"
- Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником. "Дневниковые записи" 1896 г."
- Чужими грехами свят не будешь. "Записи на оборотах других рукописей"
Избранные мысли из разных источников
- Работать для науки и для общих идей - это-то и есть личное счастье. (Из письма Членову)
- Краткость - сестра таланта. (Из письма Ал.П. Чехову)
- Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. (Из письма Ал.П. Чехову)
- Положение в литературе, хотя бы очень скромное, не даётся, не берётся, а завоёвывается. (Из письма к Полиновскому)
- Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны. (Из письма И.Л. Леонтьеву)
- Всё мною написанное забудется через 5-10 лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы. (Из письма, 1899 г.)
- Маленький грязный поступочек может испортить всё дело. (Из письма, 1883 г)
- Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (Из письма Н.П. Чехову)
- В семейной жизни самый важный винт - это любовь, половое влечение, едина плоть, всё же остальное - не надежно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали. (Из письма M.П. Чехову)
- Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить. (Из письма А.С. Лазареву, 1889 г.)
- Злость - это малодушие своего рода. (Из письма А.С. Суворину, 1888 г.)
- Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, - тягота, ужас. (Из письма А.С. Суворину, 1888 г.)
- Ложь - тот же алкоголизм. Лгуны лгут и умирая. (Из письма А.Н. Плещееву, 1888 г.)
- Писатель должен много писать, но не должен спешить. (Из письма О.Л. Книппер-Чеховой, 1902 г.)
- В искусстве, как и в жизни, ничего случайного не бывает. (Из письма Б. Садовскому ?)
- "Искусство писать состоит, собственно, не в искусстве писать, а в искусстве вычёркивать плохо написанное". (Из воспоминаний Лазарева-Грузинского)
- "Искусство тем особенно хорошо, что в нём нельзя лгать". (Из воспоминаний А. Сереброва)
- "Садиться писать нужно только тогда, когда чувствуешь себя холодным как лёд". (Из воспоминаний И.А. Бунина)
- "Ново только то, что талантливо. Что талантливо, то ново". (Из воспоминаний И.А. Бунина)
- "Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрёт с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени... Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден!" (Из воспоминаний И.А. Бунина)
- "На одного умного полагается 1000 глупых, на одно умное слово приходится 1000 глупых, и эта тысяча заглушает". (Из воспоминаний И.А. Бунина)
- Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоничное оформление. (Из устных высказываний Чехова)
- Не понимает человек шутки – пиши пропало! И знаете: это уж не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу. (Из устных высказываний Чехова)
- Нужно стремится к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.
- Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет величиваться, пока они не составят большинства.
- Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Чехов А., Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. – М., "Наука", 1974-1983.
- Чехов А., Собрание сочинений в 12 томах. – М.: ГИХЛ, 1960.
- Чехов А., Собрание сочинений в 12 томах. – М.: Правда, 1985.
- А.П.Чехов в воспоминаниях современников Издательство "Художественной литературы", Москва, 1960
- Афоризмы Чехова. Бесперстых А.П., 2016. Файл
04.2017
В начало
Оглавление
На главную