На главную
Оглавление
ЛИОН ФЕЙХТВАНГЕР
- Об авторе
- Из постоянных тем размышлений писателя
- Избранные мысли из художественных произведений
- Основные источники
* * *
Лион Фейхтвангер (1884 - 1958) родился в богатой буржуазной еврейское семье. Получил солидное гуманитарное образование в гимназии, затем в Мюнхенском и Берлинском университетах. Изучал филологию, философию, эстетику, санскрит. В 1908 Фейхтвангер основал литературный журнал "Шпигель", который служил "развитию революционных тенденций" в Германии. В 1927 в газете "Берлинер Тагеблатт" Фейхтвангер опубликовал статью "Положение дел в литературе", в которой шла речь о послевоенной немецкой литературе. Эта статья - своеобразный манифест писателя, и лишь во вторую очередь литературный анализ.
После прихода к власти фашистов (1933) Фейхтвангер, как и многие другие деятели культуры и искусства, был лишен гражданства, его имущество было конфисковано, библиотека сожжена, а голову писателя оценили в 10 тысяч марок. Писатель бежал во Францию, где в Париже был создан Союз немецких писателей под председательством Л. Франка. Фейхтвангер был одним из инициаторов Парижского конгресса, вошел в секретариат постоянного бюро Международной ассоциации писателей для защиты культуры.
В 1940 он поселился в США, в предместье Лос-Анджелеса Пасифик-Полисадес.
В начале своей творческой деятельности он писал критические статьи, новеллы, пьесы, но прославился он главным образом как автор исторических романов. Если выстроить сочинения Лиона Фейхтвангера не по времени их написания, а по воспроизведённым в них эпохам, то они охватят и седую библейскую древность, и Римскую империю, и средневековье, и бурный восемнадцатый век, и первую половину прошлого столетия, и современную писателю эпоху.
Причины, побудившие его обратиться к жанру исторического романа, он сам открыл в своей речи "Смысл и бессмыслица исторического романа" на Парижском конгрессе зашиты культуры в 1935 и в послесловии к роману "Лисы в винограднике" в 1947 году:
- Иногда я боюсь, что, используя в сюжетах романов современные дела и людей, я не смогу освободить своё описание от личного опыта и маленьких мелких интересов, смогу потерять чувство пропорции, являющееся предпосылкой каждого художественного произведения.
- Я не могу себе представить, чтобы серьёзный романист, работающий на историческом материале, мог видеть в исторических фактах что-нибудь другое, кроме средства отдаления во времени, кроме образа, служащего для того, чтобы возможно правильнее передать себя самого, своё собственное ощущение жизни, своё время, свой мир.
- Силы, движущие народами, остаются неизменными с тех пор, как существует писаная история. Эти силы определяют современную историю так же, как определяли историю прошлого. Представить эти постоянные неизменные законы в действии, пожалуй, наивысшая цель, которую может достичь исторический роман.
- Большинство произведений, которые переживают свою эпоху, трактуют вопросы не современности, а исторические.
- Хорошая легенда, хороший исторический роман в большинстве случаев достойны большего доверия, действительнее, жизненнее и плодотворнее, чем точное сообщение об исторических фактах.
* * *
Романы Фейхтвангера изобилуют мыслями и афоризмами, многие из которых не теряют ясности и в отдельных случаях даже художественной ценности при изъятии их из текста.
Эти высказывания принадлежат отдельным персонажам, но постоянное варьирование и развитие одних и тех же мыслей и идей на протяжении десятилетий в разных романах даёт право сделать предположение о том, что эти мысли постоянно занимали внимание автора.
Вот пример из области литературы:
- Чтобы выпарить минимальную дозу утончённой реальности, нужны бесконечные груды непросеянной действительности. (1930 год)
- Между документально проверенной действительностью и исторической правдой - большая разница. (1930 год)
- Для писателя действительность служит тем же, что и скульптору камень. (1937 год)
- Действительность - это только сырой материал, малодоступный человеческому восприятию. (1939 год)
Вот пример из мыслей о роди нравственности в характере теоретика, созерцателя и борца:
- Кто действует, тот всегда лишён совести. Только у созерцателя есть совесть. (1933 год)
- Косность и ограниченность делают человека энергичным и сильным. (1937 год)
- Тот, кто хочет действовать, должен идти на компромисс. Только созерцатель может позволить себе иметь чистую совесть. (1942 год)
- . Легко иметь совесть, когда о ней приходится только писать или говорить. Но тот, кто действует, всегда вынужден, угождая одному, не угождать другому. (1947 год)
- Гибкие, образованные люди чересчур много видят одновременно. Это делает их слабыми. (1953 год)
- Кто хочет идти вперёд, тот должен смотреть прямо перед собой. Революция нуждается в людях, сильных своей односторонностью. (1953 год)
В следующем примере можно отыскать следы изменения взглядов автора, видимо, под влиянием анализа антифашистского движения:
- Борьба даже во имя правого дела может сделать человека дурным. (1930 год)
- Воинственный дух плохо уживается с логикой и представлением о праве. (1930 год)
- Кант методами Рокфеллера не написал бы своих книг, а Рокфеллер методами Канта ничего бы не добился. (1933 год)
- Мы вынуждены пожертвовать частью истины, чтобы не пожертвовать всей истиной. Однако остаётся ли истина истиной, если мы отречёмся от её части. (1939 год)
- Чтобы добиться победы правого дела, нужно быть кротким, как голубь, и мудрым, как змий. (1942 год)
- Нравственной или безнравственной может быть цель той или иной политики, но не средства. Средства могут быть только полезными или вредными для достижения цели. (1942 год)
- Если человек хочет заниматься политикой, ему приходится подмешивать к своей истине немало лжи. (1942 год)
- Тем, кто идею не только провозглашает, но и идёт за неё в бой, приходится кое в чём и поступиться. (1942 год)
* * *
Постоянным мотивом творчества Фейхтвангера, особенно в начальный период, является тема трагического одиночества носителей разума, осмеянных и отвергнутых тёмной и костной толпой.
В частности, об отношении к гению:
- Примитив видит в разуме своего самого страшного врага. (1937 год)
- Кто умеет летать, может и не уметь ходить. (1953 год)
О Нежелании людей знать истину:
- Кто не хочет видеть, тому не помогут ни свет, ни очки. (1937 год)
- Говорить об истине имеет смысл только перед теми, кто может воспринять эту истину. (1942 год)
О стойкости заблуждений:
- Жизнеспособнее удобная людям легенда, чем неудобная для них историческая правда. (1939 год)
- Искусная смесь правды и лжи сильнее действительности. (1939 год)
- Изощрённая диалектика без труда опровергнет любую правоту. (1942 год)
Об извилистости путей насаждения в мире истины и гуманизма:
- Гуманность на земле можно насадить только при помощи самых дурацких и подлых методов. (1936 год)
- Истина не может быть преподнесена людям без примеси лжи. (1939 год)
- Свободу и лучший порядок нигде в мире нельзя установить без насилия и несправедливости. (1947 год)
- Ход истории показал, что человечеству привить человечность без кровопролития нельзя. (1953 год)
О духовном одиночества мыслящих людей:
- Кто свободен от предрассудков, должен быть готов к тому, что его не поймут. (1937 год)
- Человеку не одностороннему трудно приходится в эпоху, разделённую на две части баррикадой. (1937 год)
- Историк и романист видят в истории борьбу крошечного, способного рассуждать меньшинства человечества против чудовищного компактного большинства глупцов. (1952 год)
Однако сюда же можно отнести и тему о ложном положении созерцателя и мечтателя:
- Романтикой, поэзией может представляться неспособность к рассуждению. (1930 год)
- Люди иногда руками и ногами цепляются за мечту о невозможном, чтобы не видеть возможного. (1937 год)
- Надеяться и мечтать легче, чем думать. (1943 год)
* * *
Жестокая действительность фашистской Германии заставила Фейхтвангера много размышлять о роли правосудия и власти, которую они могут играть в деспотической стране:
- Машина тогда исправнее, когда работает на холостом ходу. (1923 год)
- В период политических волнений юстиция - это что-то вроде эпидемии, которую надо остерегаться. (1930 год)
- Сейчас правосудие не опирается ни на какое живое чувство. Оно стало простым орудием власти и её защиты. (1930 год)
- Законодательство и судопроизводство - это попытка задним числом идейно обосновать и оправдать некогда сложившиеся политические и экономические отношения. (1930 год)
Об отношении к этому пассивного большинства:
- Справедливость - лишь одно из последствий успеха. (1930 год)
- Когда за гнусностью скрывается власть, люди хоть и осуждают гнусность, но быстро забывают о ней. (1936 год)
- Когда приходится изо дня в день защищать определённые взгляды, трудно в конце концов не заразиться ими. (1937 год)
- Предопределите поведение людей, и их мнения определятся сами собой. (1939 год)
О слабости буржуазных правительств:
- Власть обычно не мчится ураганом с грохотом и молниями; она действует мелкими каверзами, её друзья - недостойные увёртки и убогие лазейки. (1923 год)
- И самому могущественному девять десятых его действий диктуется внешними обстоятельствами. (1936 год)
- Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченней его свобода выбора. (1938 год)
Вот ещё пример некоторых традиционных тем Фейхтвангера.
О прогрессе:
- История изобилует зигзагами. (1947 год)
- Наперекор всему человечество идёт вперёд; оно делается умнее или по крайней мере менее глупым. (1947 год)
- В итоге провидения даже злое и глупое приобретает свой смысл. (1953 год)
О расчётливости:
- Если время от времени не иметь хоть часа дурмана, то и само благоразумие теряет всякий смысл. Если задать себе вопрос, есть ли в чём, в конце концов, помянуть жизнь, то оказывается, что ценность имели только эти часы дурмана. (1936 год)
- Рассудительность можно уважать, но не любить. (1936 год)
- Жизнью можно наслаждаться до дна, лишь отбросив все расчёты. (1936 год)
- Благоразумие - отличное качество, но счастье оно не даёт. (1942 год)
Об искусстве борьбы:
- Одни побеждают, а другие выигрывают. (1933 год)
- Дело не в блистательных победах, а в конечных результатах войны. (1942 год)
- Есть полководцы, которые умеют выигрывать лишь сражения, но не войны. (1942 год)
Избранные изречения Лиона Фейхтвангера
из художественных произведений.
Избранные мысли
из романа "Еврей Зюсс". (1923 год)
- Юридическое крючкотворство, из которого профессора кое-как сколотили теорию.
- Есть тайны, которые надо лишь созерцать или совсем не касаться их. Они не должны быть мыслимы, чтобы не казаться вымыслами.
- Машина тогда исправнее, когда работает на холостом ходу.
- Кто умён и многогранен и не хочет остаться совсем в стороне от мимотекущей жизни, тот неминуемо должен замарать свою душу.
- Изобилие и излишество превращают жизнь из тяготы и обузы в усладу и упоение.
- Власть обычно не мчится ураганом с грохотом и молниями; она действует мелкими каверзами, её друзья - недостойные увёртки и убогие лазейки.
- Комья грязи не причиняют ран.
Избранные мысли
из романа "Успех". (1930 год)
- Кто не доходит до своего предела, тот ленивый человек.
- В период политических волнений юстиция - это что-то вроде эпидемии, которую надо остерегаться.
- Единственным оправданием человеческих действий является удовольствие от этих действий.
- Справедливость - лишь одно из последствий успеха.
- Справедливость - основа государства, и поэтому должна быть выткана из того же материала, что и сама страна.
- Умный человек поспешно удирает за границу, если его обвиняют в том, что он спрятал себе в карман Луврский дворец.
- Литература, если она хочет жить и дальше, должна иметь в своих парусах ветер эпохи.
- Мировоззрение начинается только за пределами класса.
- Вода, выпитая годы назад, не утоляет сегодняшней жажды.
- Научный коммунизм такая же фантазия, как наук о непорочном зачатии или о непогрешимости папы. В такие вещи верят или не верят.
- Искусство - результат творческой потребности, потребности выражения своих мыслей и чувств.
- В политике дела идут лучше, когда следуешь инстинкту, а не разуму.
- Чтобы выпарить минимальную дозу утончённой реальности, нужны бесконечные груды непросеянной действительности.
- Между документально проверенной действительностью и исторической правдой - большая разница.
- Борьба даже во имя правого дела может сделать человека дурным.
- Изображать себя этично перед собой и всем светом может любой мерзавец.
- Хорошая музыка делает верующего ещё более верующим, преступника ещё более склонным к преступлению, сластолюбца ещё более сластолюбивым.
- Кто умён, тот ведёт себя соответственно климату.
- Если в науке оказывается брешь, её заполняют потоком чувств.
- Романтикой, поэзией может представляться неспособность к рассуждению.
- Инстинкт самовыражения дан человечеству, чтобы сохранить для рода опыт и знания отдельного индивидуума. Это примерно то же, что инстинкт продолжения рода.
- Настоящий писатель при всём холоде познания не может жить, не ощущая к предмету своей работы ненависти и любви.
- Воинственный дух плохо уживается с логикой и представлением о праве.
- Счастье - это личное качество.
- Быть правым может быть каждый осёл.
- Справедливость начинается у себя дома.
- Плодотворность судьбы человека для потомков зависит не от величины и значения её носителя, а от созерцающего и воплощающего её художника.
- Сейчас правосудие не опирается ни на какое живое чувство. Оно стало простым орудием власти и её защиты.
Избранные мысли
из романа "Семья Оппенгейм". (1936 год)
- В книгах всё ложь, но в этой лжи больше правды, чем в действительности.
- Нам дано трудиться но не дано завершать дела наши.
- Всякое политическое движение развивается на глазах у всех десятками лет, но никто никогда не делал выводы вовремя.
- Самые простые вещи трудней всего понимаются.
- Если обстоятельства не требуют особых мер, то политику нужно просто игнорировать.
- Кант методами Рокфеллера не написал бы своих книг, а Рокфеллер методами Канта ничего бы не добился.
- Варваров легко разнуздать, но очень трудно надеть на них узду.
- Одни побеждают, а другие выигрывают.
- Кто действует, тот всегда лишён совести. Только у созерцателя есть совесть.
Избранные мысли
из романа "Лженерон". (1936 год)
- Ищущий удобств лишается свободы.
- Разумнее предоставить собакам лаять, чем заставлять их кусаться.
- Словом можно много доказать, но решает действие.
- Отсутствие обязанности думать - преимущество солдата.
- Гуманность на земле можно насадить только при помощи самых дурацких и подлых методов.
- Кто призывает на помощь чернь, вынужден идти ей на уступки.
- Если время от времени не иметь хоть часа дурмана, то и само благоразумие теряет всякий смысл. Если задать себе вопрос, есть ли в чём, в конце концов, помянуть жизнь, то оказывается, что ценность имели только эти часы дурмана.
- Рассудительность можно уважать, но не любить.
- Каждый человек считает благоразумным для себя то, что служит утверждению его личности, а то, что противоречит - отвергает.
- Жизнью можно наслаждаться до дна, лишь отбросив все расчёты.
- Посвящённый видит сквозь завесы.
- Когда за гнусностью скрывается власть, люди хоть и осуждают гнусность, но быстро забывают о ней.
- И самому могущественному девять десятых его действий диктуется внешними обстоятельствами.
- Из глупости другого всегда можно извлечь пользу для себя.
- Власть, доверие, слава создают лицо и характер даже и тому, кому природа в них отказала.
- Центр мирозданья не всегда находится там, где ты родился, а мир имеет столько же центров, сколько и жителей.
Избранные мысли
из романа "Изгнание". (1937 год)
- Если у тебя болит палец, то ты страдаешь, но если у тебя палец не болит, то ты не испытываешь от этого радости.
- Кто читает, согласен заранее, а до тех, кто колеблется или вовсе не имеет своего мнения, наше слово не доходит.
- Человека на каждом повороте его судьбы встречает какой-нибудь новый враг.
- Страдания только сильных делают сильнее. Слабого же они делают ещё слабее.
- Убеждения, верность принципам - достояния, от которых отказываются скорее, чем от хлеба насущного и от масла к нему.
- Устройство мозга некоторых современников до того различно, что предполагает тридцать тысяч лет эволюционного развития.
- Демократия допускает к старту всех, но одни едут на автомобиле, а другие плетутся пешком.
- Плохим насилие делается лишь в том случае, когда им пользуются для дурных целей.
- Когда у политика, кроме права и морали, за душой ничего нет, то его дело плохо.
- Когда приходится изо дня в день защищать определённые взгляды, трудно в конце концов не заразиться ими.
- Сидящий в нас прохвост всегда настороже и только ждёт своего часа.
- Косность и ограниченность делают человека энергичным и сильным.
- Выдрессировать в себе свинью, чтобы она вовремя хрюкала.
- Нельзя заниматься политикой, не копаясь в грязи.
- За порядочность надо расплачиваться.
- Бессмысленно предаваться размышлениям о ничтожности рода человеческого.
- Есть граница, совершенно определённая точка, где кончается порядочный человек и начинается негодяй.
- Конечная цель политики - освобождение всех людей от политической деятельности.
- Дать массам хлеб - хорошая приманка, намазать на него масло - ещё лучшая, но самая лучшая - это пощекотать их глупость. Ибо первое и второе насыщает только тело, а третье - душу.
- Единица ничто без нулей, нуль ничто без единицы.
- Не всегда позволяешь себе действовать благоразумно и дальновидно. Действуешь, как требует минута.
- Было бы корыто, а свиньи будут.
- В миллионах случаев воля к построению социализма исключают сострадание одной личности к другой.
- Тот, кто в своих политических решениях позволяет себе руководствоваться личным состраданием, подвержен опасности предавать интересы общества ради интересов отдельных лиц.
- Для критика философа не существует чёрного и белого. Любой политический взгляд ему приходится одновременно одобрять и отвергать. Но политический деятель стоит перед необходимостью решать, выбираться из сферы относительного в сферу абсолютного решения.
- Человеку не одностороннему трудно приходится в эпоху, разделённую на две части баррикадой.
- Кто свободен от предрассудков, должен быть готов к тому, что его не поймут.
- Хороший адвокат существует для того, чтобы помочь восторжествовать хорошему делу над плохими законами.
- Для писателя действительность служит тем же, что и скульптору камень.
- Многие афоризмы так же верны, как и противоположные ему по смыслу.
- Кто не хочет видеть, тому не помогут ни свет. ни очки.
- Не стоит жить, если жизнь надо провести в ожидании.
- Когда пасуешь в реальной жизни, ищешь убежище в моральных высотах.
- Можно видеть лес, но до крови разбиваться об каждое отдельное дерево.
- Несвоевременная правда хуже самой скверной лжи.
- Люди иногда руками и ногами цепляются за мечту о невозможном, чтобы не видеть возможного.
- Убедительные доводы всегда к услугам того, кто искренни верит в свою правоту.
- Требование: "Возлюби врагов своих" сверхчеловечно, а следовательно, бесчеловечно. И всё же нагорную проповедь нужно и впредь провозглашать с амвонов, чтобы человек не оскотинился.
- Группы людей, заинтересованных в несправедливом порядке, не сдадутся, пока их не сломят силой.
- Примитив видит в разуме своего самого страшного врага.
Избранные мысли
из романа "Иудейская война". (1938 год)
- Не осуждай никого, пока он не дошёл до конца.
- Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченней его свобода выбора.
Избранные мысли
из романа "Сыновья". (1939 год)
- Даже самое прекрасное свершение не может заполнить пустоты, которую создало ожидание.
- Законодательство и судопроизводство - это попытка задним числом идейно обосновать и оправдать некогда сложившиеся политические и экономические отношения.
- Голова умнеет быстрее, чем сердце.
- Предопределите поведение людей, и их мнения определятся сами собой.
- Всемирное гражданство должно быть завоёвано. Нужно сначала испытать, что такое патриотизм, чтобы понять, что такое космополитизм.
- . Мы вынуждены пожертвовать частью истины, чтобы не пожертвовать всей истиной. Однако остаётся ли истина истиной, если мы отречёмся от её части.
- Истина не может быть преподнесена людям без примеси лжи.
- Жизнеспособнее удобная людям легенда, чем неудобная для них историческая правда.
- Действительность - это только сырой материал, малодоступный человеческому восприятию.
- Всякое познание возникает только из стремления найти доводы, оправдывающие твою индивидуальность. Всякое познание - только средство сформировать твою собственную сущность, отстоять себя против целого мира.
- Величие и история нации только умножает силу того, кто и сам силён от природы. Слабому она помочь не может.
- Вина и несчастье - не конец, но лишь возможный путь к новому началу.
- Искусная смесь правды и лжи сильнее действительности.
Избранные мысли
из романа "Настанет день". (1942 год)
- Чтобы добиться победы правого дела, нужно быть кротким, как голубь, и мудрым, как змий.
- Если человек хочет заниматься политикой, ему приходится подмешивать к своей истине немало лжи.
- Тем, кто идею не только провозглашает, но и идёт за неё в бой, приходится кое в чём и поступиться.
- Загоняя растекающийся дух в сосуд, его удерживают, но вместе с тем стесняют и суживают, лишая его жизни и привлекательности.
- Тот, кто хочет действовать, должен идти на компромисс. Только созерцатель может позволить себе иметь чистую совесть.
- Дух человека должен иметь очень крепкие опоры, чтобы не треснуть под бременем неограниченной власти.
- Правительство нужно считать хорошим, если ему удаётся устранить из жизни как можно больше причин способных вызвать несчастье: голод, войны, слишком неравное распределение благ.
- Чтобы оценить режим, нужно задать себе вопрос: какой режим гарантирует лучшее правление, порядок, хозяйствование. Требовать от правительства большего, требовать справедливости, всё равно, что требовать от козла молока.
- Говорить об истине имеет смысл только перед теми, кто может воспринять эту истину.
- Дело не в блистательных победах, а в конечных результатах войны.
- Есть полководцы, которые умеют выигрывать лишь сражения, но не войны.
- Изощрённая диалектика без труда опровергнет любую правоту.
- Нравственной или безнравственной может быть цель той или иной политики, но не средства. Средства могут быть только полезными или вредными для достижения цели.
- Живое слово рождается к жизни лишь там, где чувство и разум едины.
- Суеверие, если за него умирают, приобретает не горечь, но сладость.
- Благоразумие - отличное качество, но счастье оно не даёт.
- Основать государство может только героизм. Утвердить его и охранить может только разум.
- Кто оседлает льва должен уметь на нём ездить.
Избранные мысли
из романа "Братья Лаутензак". (1943 год)
- Последовательное применение в нашей жизни выводов разума требует воли и мужества.
- Надеяться и мечтать легче, чем думать.
- Одни делают неправильные выводы из аккуратно сформулированных прозрений, а другие правильные из смутных ощущений.
- Среди тех, кто нас любит, и лучшие друзья и худшие враги.
- Нужна сила воли, чтобы следовать за однажды открытой звездой, следовать даже тогда, когда он не видна.
- Люди становятся мелочными, когда им встают поперёк дороги.
Избранные мысли
из романа "Лисы в винограднике". (1947 год)
- Контуры гор вырисовываются рельефнее издали, чем вблизи. При изображении современности мучает чувство незаконченности, отсутствие вывода... Аромат выветривается, потому что бутылка не закупорена.
- Поведение наивных бесхитростных людей никогда нельзя предугадать.
- Люди склонны скорее сносить зло, покамест оно терпимо, чем пресекать его, устраняя формы, с которыми они сжились.
- Человеческие слабости нужно воспринимать как нечто присущее людям, их нужно учитывать и извлекать из них пользу.
- Легко иметь совесть, когда о ней приходится только писать или говорить. Но тот, кто действует, всегда вынужден, угождая одному, не угождать другому.
- Надежда - плохой советчик.
- Наперекор всему человечество идёт вперёд; оно делается умнее или по крайней мере менее глупым.
- История изобилует зигзагами.
- Кто терпим к себе, тот терпим и к другим.
- Женщины ближе к природе, и, вероятно поэтому, терпимее мужчин.
- Люди глядят на исторические события, как дети на часы. Их внимание приковано к секундной стрелке, а движение минутной, не говоря уже о часовой, от них ускользает.
- Кто умирает не слишком рано, тот подчас вынужден себе противоречить.
- Разум сначала должен медленно проникнуть в головы наиболее понятливых, а потом уже осторожно и постепенно распространяется дальше.
- Попытка разбить благочестивые суеверия масс одним махом бессмысленна: она только расшатала бы устои общества.
- Вожделения даны нам для радости, если только возможно их утолять не во вред другим.
- Свободу и лучший порядок нигде в мире нельзя установить без насилия и несправедливости.
- Силы, движущие народами, остаются неизменными с тех пор, как существует писаная история. Эти силы определяют современную историю так же, как определяли историю прошлого. Представить эти постоянные неизменные законы в действии, пожалуй, наивысшая цель, которую может достичь исторический роман.
Избранные мысли
из романа "Гойя". (1952 год)
- Добродетель и справедливость не равнозначны. Добродетель иногда требует от нас несправедливости.
- Победа разума даётся на короткий срок, а потом опять в людях берёт верх звериное начало.
- Считать любовь принципиально отличной от вожделения, значит суеверно идеализировать её.
- Из всех приятных вещей в жизни только работа не оставляет никакого осадка.
- Только взобравшись на первый хребет, можно увидеть всю далёкую безоблачную цепь гор.
- Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
Избранные мысли
из романа "Мудрость чудака". (1953 год)
- Люди не имеют твёрдых очертаний. Они меняются в зависимости от того, кто их окружает.
- Гений, это непостижимое явление, обращается в ничто, когда начинаешь в нём сомневаться.
- Счастливо живётся за стеной глупости в своём примитивном мире.
- Кто умеет летать, может и не уметь ходить.
- В итоге провидения даже злое и глупое приобретает свой смысл.
- Философия лишь ставит проблемы. Разрешать их - дело каждого в отдельности.
- Тяжёлые на подъём массы легче привести в движение, если обращаться к их чувству, а не к разуму.
- Попробуйте доказать верующему, что мощи - это надувательство, и он ополчиться не против мощей, а против вас.
- Кто подлинно любит людей, тот навлекает на себя их ненависть; ибо из любви к людям приходится совершать поступки, оправдываемые только этой любовью. Без неё они были бы немыслимыми преступлениями.
- Кто хочет идти вперёд, тот должен смотреть прямо перед собой. Революция нуждается в людях, сильных своей односторонностью.
- Гибкие, образованные люди чересчур много видят одновременно. Это делает их слабыми.
- Что за дело источнику, куда и зачем несутся его воды.
- Ход истории показал, что человечеству привить человечность без кровопролития нельзя.
- (Успех) Слабости и отталкивающие черты человека не мешают воздействию его творений на окружающий мир.
- Историк и романист видят в истории борьбу крошечного, способного рассуждать меньшинства человечества против чудовищного компактного большинства глупцов.
- Единственный способ изменить мир - это его объяснить сколько-нибудь удовлетворительно; объяснить его - это значит спокойно изменить его под воздействием разума.
Избранные мысли
из романа "Испанская баллада". (1954 год)
- Государственная власть необходима, чтобы люди не уничтожили друг друга, ибо они от природы злы.
- Государствам, народам, культурам, как и всему созданному, отведён от природы определённый срок жизни; как и отдельные существа, они проходят через пять возрастов: возникновение, восход, расцвет, закат, уничтожение. Цивилизация неизбежно переходит в изнеженность, свобода - в скептицизм, и государства, народности, культура сменяют друг друга согласно извечным законам, всё постоянно непостоянно, как текучие пески пустыни.
- Бог дал нам разум, чтобы мы поспешным рвением не принесли вред делу.
- В большом сердце всегда много пустого места, и там легко может угнездиться скука, порок и т.д.
Избранные мысли из разных источников
- Заслуги не всегда равноценны успеху, а сам человек не всегда равноценен своим заслугам.
- Богатое воображение мешает человеку быть энергичным. Он видит очень много возможностей, что мешает ему неуклонно держаться одного пути.
- Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
- В подавляющем большинстве своём люди безнадёжно бездарны, и чем в большие толпы их соединить, тем они становятся глупее.
- Бывают времена, когда даже самый острый глаз не видит, где кончается политика и начинается закон.
- Нет более тяжкого преступления, чем ненужная война.
- Скромный мир лучше пышных побед.
- Непонимание делает из друзей врагов.
- Художник должен сочетать правду с красотой.
- Из утверждения и отрицания рождается истина.
- У истории, как и у природы, есть свои законы.
- Человек талантливый, талантлив во всех областях.
- Из всех пороков самый разорительный - благопристойность.
- Умереть - дело скорое и легкое, жить значительно труднее.
- Мало кто понимает, что не мы идем по жизни, а нас ведут по ней.
- Жизнь, сколько ее ни кляни, все-таки стоит того, чтобы ее прожить.
- Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
- От великого до смешного один шаг, но от смешного уже нет пути к великому.
- Перед разумом, перед Богом "честь" человека мерится другой мерой. чем на римском форуме.
- Жизнь в неведении - не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит. Познание и жизнь неотделимы.
- Без тьмы не было бы понятия о свете. Для того чтобы свет осознал себя, он должен иметь перед собой свою противоположность - тьму.
- Две вещи славят историки всех стран и народов - успех и собственное достоинство. Хрестоматии полны успешных и достойных деяний - о разумных поступках говорится мало, и разум еще не прославляется ни одним историком.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Фейхтвангер Л. Москва 1937. – М.: ГИХЛ. 1937.
- Речь "Смысл и бессмыслица исторического романа" на Парижском конгрессе зашиты культуры в 1935. ИЛ №8, 1935.
- Фейхтвангер Л. Собрание сочинений в 12 томах. – М.: Художественная литература, 1966.
- Фейхтвангер Л. Полное собрание сочинений. – М.: ГИ "Художественная Литература", 1938.
В начало
Оглавление
На главную