На главную
Оглавление
ГЮСТАВ ФЛОБЕР
- Об авторе
- Избранные мысли из художественных произведений
- Избранные мысли из писем
- Основные источники
* * *
Французский писатель Гюстав Флобер (1821-1880) родился в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. В 1840 году сдал экзамен на бакалавра в Королевском коллеже Руана, в котором проявляет интерес к истории и большую любовь к литературе. В 1840 году Флобер начинает изучать право в Париже, но в 1843 прерывает своё обучение из-за обнаружившегося нервного заболевания. После смерти отца в 1846 году он возвращается в имение Круассе под Руаном, заботится о матери и занимается по преимуществу литературой. Флобер обладает достаточным состоянием, чтобы путешествовать и посвящать написанию своих произведений многие годы. Флобер жил в своём доме уединённо, поглощённый работой, превыше которой не было для него в жизни ничего, и которая лишь изредка прерывалась визитами немногочисленных друзей или редкими поездками в Париж.
1856 году в журнале "Ревю де Пари" Флобер публикует роман "Госпожа Бовари. Провинциальные нравы", который создавал в течение пяти лет, не торопясь, тщательно отделывая каждый эпизод, добиваясь выразительности и точности каждой фразы. Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре "Госпожи Бовари", оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приёмов - Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других. Главной темой "Госпожи Бовари" стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалёким персонажам возвышенно-универсальное значение. Не смотря на редакторские поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекают к суду за оскорбление общественной нравственности. Суд выносит Флоберу оправдательный приговор. В 1857 году роман "Госпожа Бовари" выходит отдельной книгой без каких-либо купюр. В 1864 году Ватикан запрещает роман "Госпожа Бовари" и вносит его в "Индекс запрещённых книг".
В 1862 году выходит второй роман Флобера "Саламбо", который стал результатом поездки в Африку, а также серьёзных исторических и археологических занятий. Действие романа происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны. В 1869 году выходит третий роман Флобера - "Воспитание чувств", первая, принципиально отличная от этой, редакция романа, не опубликованная при жизни, была написана Флобером ещё в 1845 году. Этот роман - биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений - творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х годах XIX в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 года и история краха Второй республики, соотнесённого с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро. Воспитание чувств являет собой нелицеприятный портрет поколения.
В 1870-1871 годах во время франко-прусской войны Флобер служит в армии в чине лейтенанта и награждается орденом Почётного легиона.
В 1874 году выходит философская драма "Искушение святого Антония", начатая ещё до "Госпожи Бовари". "Искушение" создаётся под впечатлением от картины Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 году. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и её воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии. В этом же году поставлена на сцене комедия Флобера "Кандидат". В 1877 году выходят ещё несколько повестей.
В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья, серьёзные финансовые затруднения. Он не познал коммерческого успеха при издании своих книг, которые ещё долго вызывали неприятие у критиков. Умер Флобер в Круассе, 8 мая 1880 года.
В 1881 году посмертно выходит роман "Бувар и Пекюше", который Флобер пишет с 1872 года, но так и не успевает завершить. Здесь представлена сатирическая энциклопедия культуры XIX века, показанная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания: агрономию, геологию, историю, литературу и т. д.
В 1887-1893 годах публикуются "Письма" Флобера. В непринуждённом общении с друзьями, многие из которых поэты и писатели (Луиза Коле, Луи Буйе, Золя, Жорж Санд, И.С. Тургенев, братья Гонкуры и т.д.), он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи.
Значение Флобера в истории французской литературы настолько огромно, что трудно поддаётся оценке. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков. Наблюдения Флобера над литературным процессом своего времени служили и служат своеобразными ориентирами для критиков и исследователей вплоть до нашего времени. Его романы содействовали развитию целых направлений и жанровых форм мировой литературы.
Избранные мысли
из художественных произведений
- Зачем говорить против страстей? Разве они не лучше всего существующего на свете: разве они не источник героизма, энтузиазма, поэзии, музыки, искусства - одним словом, всего? "Госпожа Бовари"
- Полнота души подчас изливается в пустопорожних метафорах. Никто ещё не сумел найти точные слова для выражений своих чаяний, замыслов, горестей, ибо человеческая речь подобна треснутому котлу, и когда нам хочется растрогать своей музыкой звёзды, у нас получается собачий вальс. "Госпожа Бовари"
- Время смывает прелесть новизны, обнажая вечное однообразие страсти, у которой всегда одни и те же формы, один и тот же язык. "Госпожа Бовари"
- Искусство приукрашает страсти, скрывая их убожество. "Госпожа Бовари"
- До идолов дотрагиваться нельзя - позолота пристаёт к рукам. "Госпожа Бовари"
- Нет такого мещанина, который в пору юности хоть на мгновение не считал себя способным на великое. "Госпожа Бовари"
- Счастливый случай представится снова. Сказанную же глупость исправить нельзя. "Воспитание чувств"
- Нет большего унижения, чем видеть глупца преуспевающего там, где ты терпишь неудачу. "Воспитание чувств"
- Любовь - это пища и как бы атмосфера гения. Необычайные переживания порождают высокие творения. "Воспитание чувств"
- Настойчивость смягчает судьбу. "Саламбо"
* * *
- Буржуа жестоки, рабочие завистливы, священники раболепны, а народ, в конце концов, признаёт любого тирана, лишь бы ему не мешали хлебать суп. "Бувар и Пекюше"
- Право одного человека так же священно, как право общественное, и ничего нельзя противопоставить этой аксиоме, кроме силы. "Бувар и Пекюше"
- Слишком точное следование правде вредит красоте, а чрезмерная приверженность красоте искажает правду. "Бувар и Пекюше"
- Вкус - это особое дарование, быстрота суждений, умение различать оттенки прекрасного. "Бувар и Пекюше"
- В театре каждый характер, из любви к простоте, из уважения к невежеству публики изображён одной какой-нибудь краской; поэтому драматург, вместо того, чтобы возвышать, унижает зрителя, вместо того, чтобы поучать, сбивает с толку. "Бувар и Пекюше"
- Как защитники, так и клеветники всегда пристрастны. "Бувар и Пекюше"
- Пороки присущи природе, как бури или наводнения. "Бувар и Пекюше"
- Благополучие рода человеческого не может служить утешением отдельной личности. "Бувар и Пекюше"
- Самоубийство - это не малодушие, а прекрасное дерзновение - насмеяться, даже в ущерб себе, над тем, что люди ценят превыше всего. "Бувар и Пекюше"
- Кощунствующий безбожник менее опасен, чем рассуждающий скептик. "Бувар и Пекюше"
- Кстати сказанное слово "безнравственность" возвышает того, кто его произносит. "Лексикон прописных истин"
- "Здорово написано" - так выражаются дворники о романах, которые печатаются в газетах и которые им нравятся. "Лексикон прописных истин"
Избранные мысли из писем
- Книги похожи не на детей, а на пирамиды: они почти так же бесполезны, поскольку находятся в пустыне... Шакалы пробегают у их оснований, а буржуа взбираются на их вершину.
- Искусство - единственное, что есть истинного и хорошего в жизни!
- Один из моих принципов - не вкладывать в произведение своего "Я". Художник в своём творении должен, подобно Богу в природе, быть невидимым и всемогущим: его надо всюду чувствовать, но не видеть.
- Я подразумеваю под словом "буржуа" как буржуа в блузе, так и буржуа в сюртуке. Только мы, одни мы, то есть люди образованные, представляем собой Народ, вернее, традиции Человечества.
- Уму нужна работа, существованию - цель.
- Разочарование - свойство слабых. Не доверяй разочарованным - это почти всегда бессильные.
- Ты сможешь описывать вино, любовь, славу при одном непременном условии: сам ты не будешь ни пьяницей, ни страстным любовником, ни воякой.
- То, что понимают плохо, часто пытаются объяснить с помощью слов, которых не понимают вовсе.
- Всё, что прекрасно, нравственно.
- Всё изнашивается, даже горе.
- Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.
- Нужно всегда надеяться, когда отчаиваешься, и сомневаться, когда надеешься.
- Одиночество нельзя заполнить воспоминаниями, они только усугубляют его.
- Раскаиваться хорошо, но не делать зла ещё лучше.
- Жизнь человеческая - ложь. За всякой улыбкой таится зевота, за всяким восторгом - проклятие, за всяким удовольствием - отвращение, а от сладкого поцелуя остаётся на губах томящая жажда новых наслаждений.
- Если ни одно прекрасное творение не осталось незамеченным, то, с другой стороны, не было и такого постыдства, которое не заслужило бы рукоплесканий, ни такого глупца, который не был бы объявлен великим человеком.
- Людей, которые пишут хорошим стилем, упрекают в том, что они пренебрегают идеей, моралью и целью, как будто цель искусства не есть, прежде всего, сама красота.
- Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем - вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны.
- Счастье - выдумка, искание его - причина всех бедствий в жизни.
- Чем прекраснее мысль, тем звучнее фраза.
- Форма и содержание - две категории, не существующие никогда раздельно одна от другой.
- Спорить гораздо легче, чем понимать.
- Безропотность - худшая из добродетелей.
- Большим мастерам не нужно изощряться в стиле, они сильны, несмотря на все свои ошибки, а иногда и благодаря им.
- Весь прогресс, на который можно надеяться, - это сделать людей несколько менее злыми.
- Бездарность состоит в желании делать выводы.
- Иные могли бы иметь куда больше достоинств, если бы к ним не стремились нарочито.
- Искусство - не игра ума, это особая атмосфера.
- Истина никогда не бывает в настоящем. Кто за него держится, с ним погибает.
- Есть нечто более неприятное, чем резкое критическое замечание, - это неуклюжая похвала.
- Бывают огромные таланты с одним лишь изъяном - их чувствуют, прежде всего, вульгарные души, пошлые умы.
- Разумеется, приятно занимать некое место в душах толпы, но ведь три четверти времени находишься там в такой гнусной компании, что человеку благородному и тонкому должно мерзить.
- Найти форму, вполне соответствующую данному замыслу, - вот секрет создания шедевров.
- Ничто в жизни не бывает ни так хорошо, ни так плохо, как люди обычно себе воображают.
- Тему не выбирают. В том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя.
- Очень часто [поэтическое озарение] приходит медленно, кусочек за кусочком, как сцена пьесы. А порой, напротив, оно налетает внезапно и стремительно. Нечто встаёт перед глазами и его надо тут же схватить, или оно исчезнет.
- Нельзя жить одним вдохновением. Пегас чаще идёт шагом, чем скачет галопом. Весь талант в том, чтобы заставить его идти нужным тебе аллюром.
- Счастье есть красный плащ с подкладкой из лохмотьев: когда хочешь укутаться в него, всё разлетается по ветру, и остаёшься закутанным в холодную ветошь, которая обещала так много тепла.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Флобер Г. Собрание сочинений в 5 томах. – М., Правда, 1956.
В начало
Оглавление
На главную