На главную
Оглавление

АНАТОЛЬ ФРАНС

* * *

Анатоль Франс

Французский романист и критик Анатоль Франс (1844-1924) (настоящее имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) родился в Париже, в семье букиниста. В детстве Анатоль много времени проводил на набережной Сены, роясь в грудах книг ("Это была библиотека длиной в три квартала", как он сам впоследствии писал) и слушая разговоры книгочеев, часто захаживавших в магазин его отца.

Франс (уменьшительное от Франсуа - имени отца) поступил в Коллеж Станислас, школу иезуитов в Париже. Мальчик зачитывался греческими и римскими авторами, однако школу не любил. У него на всю жизнь осталось отвращение к школярскому преподаванию религии. Учеником он был посредственным, отличные оценки получал только за сочинения, и мать посоветовала ему стать писателем.

Когда его отец в 1866 году ушёл от дел, Франс, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, устроился в журнал. Работая библиографом у издателя Альфонса Лемерра, он познакомился с недавно созданной литературной группой "Парнас". После выхода в свет его первого произведения, очерка творчества поэта Альфреда де Виньи, Франс становится одной из центральных фигур в "Парнасе".

Во время франко-прусской войны Франс некоторое время служил в армии, демобилизовавшись, он продолжал писать и выполнять различную редакторскую работу. В 1875 году у него появляется первая настоящая возможность проявить себя в качестве журналиста. Парижская газета "Темпе" заказала ему серию критических статей о современных писателях, а уже в следующем году он становится ведущим литературным критиком этой газеты. Франс ведёт свою собственную рубрику под названием "Литературная жизнь" Статьи, появляющиеся в этой рубрике в течение нескольких лет, вышли отдельным изданием в четырех томах в 1889-1892 годах под заглавием "Литературная жизнь". В предисловии к этому изданию Франс выразил своё отношение к субъективности литературной критики "Хороший критик, писал Франс, - повествует не столько о прочитанном, сколько о приключениях собственной души". В 1876 году Франс назначается заместителем директора Библиотеки сената и в течение 14 лет занимает этот пост, что давало ему возможность и средства заниматься литературой. В 1877 году он женится на Валери Герен де Совиль.

В это время писатель постепенно отходит от "Парнаса" и сближается с Кальманом Леви, который стал издателем двух его следующих книг. В первую (1879) вошли две повести - "Йокаста" и "Тощий кот", во вторую (1881) - роман "Преступление Сильвестра Бонара", принёсший Франсу известность и премию Французской академии "Преступление Сильвестра Бонара" до сих пор остаётся самой читаемой книгой Франса. Герой романа, старый учёный Сильвестр Боннар, скептик по натуре, обаятельный и снисходительный к людям, стал первым из литературных героев Франса, в которых воплотилась личность самого писателя и дух эпохи. Сильвестр Бонар не только постоянно прибегает к парадоксам, но и признаётся в своём пристрастии к ним, когда, вспоминая подслушанный им случайно разговор двух студентов в Люксембургском саду, отмечает в своих записках: "Поднявшись до умозрительных высот, они играли словами и говорили глупости, свойственные умным людям, иными словами - глупости ужасные. Нет нужды добавлять, что они изрекали самые чудовищные парадоксы. И в добрый час! Не люблю молодых людей чрезмерно рассудительных". Парадокс, объединяющий в себе игру слов и игру мысли, извлекающий художественные ценности из самой своей интеллектуальной природы, прекрасно согласуется и с общим характером книги о Бонаре, насыщенной, как это характерно и для последующих книг Франса, размышлениями и рассуждениями, философскими, филологическими и историческими замечаниями, диалогами на отвлечённые, казалось бы, темы, многочисленными обобщающими сентенциями.

Благодаря успеху "Сильвестра Бонара" и популярности его еженедельной рубрики в "Темпе" Франс входит в высшее парижское общество. В 1883 году он знакомится с Леонтиной Арман де Канаве, которая держала один из самых блестящих литературных, политических и художественных салонов. Через 5 лет Леонтина становится его возлюбленной, а после того, как Франс в 1893 году развёлся с женой, они с Леонтиной живут в неофициальном браке до самой её смерти (1910). Леонтина проявляла трогательную заботу о писателе (сам Франс в быту был совершенно беспомощным), учила его светским манерам и способствовала его литературной карьере.

К другим значительным произведениям этого периода относится роман о христианском фанатике и аскете, религиозном отшельнике Пафнутии "Таис" (1890) и "Харчевня королевы Гусиные лапки" (1893) - роман, где выведен ещё один знаменитый литературный герой Франса - аббат Жером Куаньяр, мудрец, бродяга и жизнелюбец XVIII века. Перестав вести литературную рубрику в газете "Темпе" (1893), Франс решил использовать образ Куаньяра для социальной критики современной французской жизни и написал "Суждения господина Жерома Куаньяра".

В 1896 году Франс избирается членом Французской академии. В эти годы Франс начинает интересоваться социальными и политическими вопросами и в 1897 году приступает к работе над тетралогией под общим названием "Современная история", через которую проходит третий значительный герой Франса - господин Бержере, провинциальный школьный учитель.

"Современная история" знаменует собою существенный перелом и в характере социальной критики Франса, и в характере его гуманистических идей. Четыре тома этого произведения - "Под городскими вязами" (1897), "Ивовый манекен" (1897), "Аметистовый перстень" (1899) и "Господин Бержере в Париже" (1901) - складываются в обширную энциклопедию всех пороков общества, сложившегося во Франции конца XIX века. Если даже в книгах о Куаньяре наблюдения франсовского героя над жизнью высказывались по поводу пускай многочисленных, но всё же довольно разрозненных эпизодов французской жизни, то профессор Бержере делается в своём городе сначала свидетелем яростной борьбы за епископский престол, выходящей далеко за пределы чисто церковных интересов и втянувший в себя все силы реакции, а затем, особенно по приезде в Париж, попадает в самую гущу событий, связанных с "делом Дрейфуса" и всколыхнувших всю Францию 90-х годов. "Современная история", по сравнению с предшествующими книгами Франса, обогатилась множеством разнообразных человеческих типов - их в этой тетралогии наберётся около полусотни, притом со многими из них Бержере встречается не случайно, а постоянно, самое же главное - эти образы живут более самостоятельной жизнью, чем в прежних книгах Франса.

Меняется здесь и привычный франсовский стиль. Ирония по-прежнему составляет его главную особенность, но сама ирония приобретает новые черты. Негодующий сарказм, обнажённая злободневность, острота и целеустремлённость памфлета, злой гротеск, резкая, плакатно-наглядная пародия - вот эти новые черты.

Следующее произведение писателя, двухтомный исторический труд "Жизнь Жанны д'Арк" (1908), написанный под влиянием друга Франса, историка Эрнеста Ренана, был принят плохо. Католики возражали против демистификации Жанны, а историкам книга Франса показалась недостаточно правдивой. Зато пародия на французскую историю "Остров пингвинов", опубликованная также в 1908 году, была принята с большим энтузиазмом. В "Острове пингвинов" близорукий аббат Маэль по ошибке принял пингвинов за людей и окрестил их, чем вызвал массу сложностей на небесах и на земле. В книге "Боги жаждут" (1912), историческом романе о французской революции, Франс опирался на знания, которые он почерпнул из книг, прочитанных в детстве в отцовском книжном магазине.

После 1913 году Франс возвращается к автобиографическим темам своих ранних произведений, он пишет очерки о детстве и отрочестве, которые впоследствии вошли в романы "Маленький Пьер" (1918) и "Жизнь в цвету" (1922).

Анатоль Франс

В 1921 году Франсу присуждается Нобелевская премия по литературе "за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом". В своей приветственной речи член Шведской академии Эрик Карлфелдт подчеркнул безупречность стиля Франса и его роль в мировой культуре. "В наше время Франс - самый авторитетный представитель французской культуры, - сказал Эрик Карлфелдт. - Он является последним великим классиком. Его даже называют последним европейцем". В ответной речи Франс осудил всяческие войны и выразил поддержку пацифизму.

В 1913 году, во время своего краткого пребывания в Москве и Петербурге, французский писатель говорил о том, как он счастлив посетить великую страну, которая дала мировой литературе Пушкина, Тургенева, Толстого, особо упомянул о своей переписке с Горьким.

Франс умер 13 октября 1924 года в Туре, куда он переехал за 10 лет до смерти. На его похоронах присутствовали члены французского правительства. После смерти Франса интерес к его трудам не снизился. По мнению Поля Валери, Франс наглядно показал, что на французском языке ещё могут создаваться бесценные сокровища, продолжающие великую культурную традицию.

Избранные мысли из романа
"Преступление Сильвестра Бонара..."

Слава пришла к Анатолю Франсу в 1881 году с выходом в свет романа "Преступление Сильвестра Бонара, члена Института". Эта книга тридцатисемилетнего писателя и должна, по существу, считаться подлинным началом творческого пути Франса как зрелого, неповторимо оригинального художника.

По выходе книги многие из читателей сочли Сильвестра Бонара автобиографическим персонажем, и такая тенденция сохраняется иногда и сейчас. Это объясняется тем, что писатель явно передоверяет Сильвестру Бонару и другим одноприродным с ним своим персонажам более позднего времени многие свои идеи и размышления.

* * *


Избранные мысли из романа "Таис"

Роман "Таис" был главным литературным событием Франции 1890 года. Критикой было отмечено, что в Романе проявилось дарование Анатоля Франса с трёх наиболее важных сторон - как философа, эрудита и поэта. Книга вынашивалась много лет, первые её наброски появились ещё в 1867 году.

Роман был переведён на многие иностранные языки. В 1891 году в Петербурге появился первый русский перевод под названием "Александрийская куртизанка". В 1894 году французский писатель Луи Галле опубликовал трёхактную лирическую комедию "Таис" по роману Франса, послужившую либретто одноимённой оперы Масснэ.

* * *

Избранные мысли из романов
с аббатом Куаньяром

Романы "Харчевня королевы Гусиные Лапы" и "Суждения господина Жерома Куаньяра" (1893) открывают новый период в творчестве Анатоля Франса. Писатель в лице главного персонажа этих романов под видом борьбы со средневековой схоластикой и мракобесием выступает с критикой современной социальной действительности. При всей яркости картин, рисующих нравы эпохи, основное внимание уделено беседам, спорам и в первую очередь высказываниям аббата Куаньяра.

На русском языке эти две книги опубликованы только после революции. В докладе Центральному комитету иностранной цензуры, ведению которого подлежали вопросы о допущении заграничных изданий к обращению внутри страны, цензор в 1893 году обрушился на "антирелигиозную болтовню" в "Харчевне королевы Гусиные Лапы". В оценке "Суждений господина Жерома Куаньяра" цензор делает упор на "неудобные к дозволению" антимонархические идеи книги. В обоих случаях резолюция председателя Центрального комитета иностранной цензуры А.Н. Майкова была: "Запретить". В 1907 году запрет был подтверждён.

* * *

* * *

Избранные мысли
из романа "Красная лилия"

"Красная лилия" (1894) - роман, навеянный любовью Франса к Леонтине де Кайаве. Это первое крупное произведение Франса, в котором он откровенно показывает современную ему общественно-политическую жизнь, не прибегая к помощи прошедших эпох.

"Если бы я обладал достаточным талантом для того, чтобы полностью выразить свою мысль, - писал Анатоль Франс одному из своих критиков, - вы бы ясно увидели, что "Красная лилия" не является книгой консервативной и светской". Любовно-психологический роман стал под пером Франса романом философским, а мощный политический фон иногда даже заглушает психологическую драму. Совершенно очевидно, что в рассуждениях персонажей, и прежде всего Поля Ванса и Шулетта, получили выражение идеи самого автора.

* * *

Избранные мысли
из книги "Сад Эпикура"

"Сад Эпикура" (1894) - произведение, составленное из фрагментов статей, опубликованных в прессе в 1880-1894 годах, различные по размеру, но всегда содержащие в себе законченную мысль. В четыре серии "Литературной жизни" эти материалы не включены.

Объединяя в книге статьи различных лет и разного содержания, Франс не заботился о последовательности изложения. Мысли общефилософского характера чередуются с декларациями по эстетике и рассуждениями о женском образовании. Фрагменты, извлечённые из статей 1880-х годов, перемежаются с более поздними отрывками, иногда содержащими принципиально иную точку зрения Франса, - в начале 1890-х годов писатель во многом отошёл от своих взглядов предыдущего десятилетия. Но при всей фрагментарности "Сад Эпикура" с большой полнотой отразил мироощущении Франса того времени. В книге нашли своё воплощение философские и этические взгляды писателя, его идейная эволюция этих лет, вся сложная система его воззрений.

Называя книгу "Садом Эпикура", Франс хотел воскресить "атмосферу" сада, в котором древнегреческий мыслитель Эпикур, окружённый учениками, неторопливо беседовал на философские темы.

* * *

Избранные мысли
из тетралогии "Современная история"

Анатоль Франс

Господин Бержере, провинциальный школьный учитель, проходит через четыре книги тетралогии под общим названием "Современная история" (1897-1901): "Вяз на городском бульваре", "Ивовый манекен", "Аметистовый перстень" и "Господин Бержере в Париже".

Для многих читателей Анатоль Франс и Бержере сливались в один образ, чему способствовало то, что Франс, при первоначальной публикации тетралогии, как бы поручал Бержере составление своих фельетонов для газет. Многие из глав "Современной истории" появлялись в прессе с недельным промежутком, как непосредственный публицистический отклик на события, волновавшие Францию в то время.

В критической литературе Франса нередко стали называть господином Бержере. Участники митингов приветствовали Франса криками: "Да здравствует Бержере!" Это имя стало чуть ли ни псевдонимом писателя.


* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из новелл 1880 - 1899 годов

Избранные мысли
из произведений 1900 - 1905 годов

Анатоль Франс

Роман Анатолия Франса "Театральная история" (1902) совмещает занимательность сюжета с острой публицистичностью. Рассказ о любви актрисы Фелиси переплетается с изложением философских и политических взглядов доктора Трюбло, родственного излюбленным традиционным персонажам романов Франса. Сам Анатоль Франс высоко ценил этот роман, считая его одним из лучших и наиболее совершенных по форме своих произведений. М. Кордэ передаёт в своих мемуарах следующее высказывание Франса: "Если бы мне нужно было заново написать мои романы, то это единственный, который я переписал бы слово в слово, ничего не изменив".

Роман "На белом камне" (1905) включает в себя произведения разных лет. Выразителем авторских взглядов среди персонажей романа является Николь Ланжелье. Первоначально этот персонаж книги носил имя самого автора. Восстановив исходный текст по рукописи этого произведения, хранящейся в парижской Национальной библиотеке, можно прочитать: "Анатоль Франс, отпрыск старинного рода Ланжелье, парижских книгопечатников и гуманистов"


* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из произведений 1906 - 1914 годов

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из автобиографических книг

Анатоль Франс

Анатоль Франс практически всю творческую жизнь возвращался к воспоминаниям своего детства в цикле книг, который принято называть "художественные автобиографии" писателя ("Книга моего друга", 1885; "Пьер Нозьер", 1899; "Жизнь в цвету", 1922). В "Книгу моего друга" входят сцены из новеллы, опубликованной в 1880 году, а "Жизнь в цвету" - последнее, что написал писатель.

Эти книги не являются автобиографией в буквальном смысле, нельзя непосредственно относить к Франсу все факты и события, рассказанные в книгах. Но в них, несомненно, содержатся личные воспоминания писателя. Показана действительность, преломленная через неискушённое сознание ребёнка, осмысливается жизненный опыт, показано развитие взглядов автора.


* * *

Избранные мысли из статей, речей, писем

* * *

* * *

* * *

* * *

ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz