На главную
Оглавление

ВИКТОР ГЮГО

* * *

Виктор Гюго

Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт и романист, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений. Но есть основное, что определяет эту многогранную личность и одушевляет её деятельность, - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству.

Жизнь Виктора Гюго (1802—1885) растянулась почти на весь девятнадцатый век. Мальчиком он видел империю Наполеона и вместе со своим отцом проделал прославленные походы в Италию и в Испанию. Едва простившись с отрочеством, он встретил реставрацию и все сопутствующие ей события во Франции.

К 1815 году относятся первые поэтические опыты Гюго. Юный поэт достаточно честолюбив и уже в 1816 году заявляет о своём желании сравниться с Шатобрианом, ведущим писателем Франции того времени: "Я хочу быть Шатобрианом или ничем". Первые его шаги на литературном поприще приносят ему успех: в 1817 году он удостаивается поощрительного отзыва Французской академии, в 1819 году награды Академии цветочных игр в Тулузе. Эти успехи производят впечатление на отца Гюго, и он отказывается от желания видеть сына непременно студентом Политехнической школы, а затем не настаивает на продолжении им занятий правом, начатых в 1818 и брошенных в 1821 году.

В 1819-1821 годах Виктор Гюго вместе с братьями предпринимает издание журнала "Литературный консерватор", литературное приложение к роялистическому католическому журналу "Консерватор". Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго публикует здесь ранние поэтические произведения, первую версию мелодраматического романа "Бюг Жаргаль", а также "Оду на смерть герцога Беррийского", надолго установившую за ним репутацию монархиста. Здесь же публикуется ряд критических статей, в которых Гюго отстаивает традиции классиков.

В двадцать лет выходит его первая книга стихов "Оды", и это уже не проба начинающего, а книга признанного поэта.

Предисловие ко второму тому стихов "Новые оды" является уже декларацией Гюго как романтика. А знаменитое "Предисловие" Гюго к драме "Кромвель" (1827) становится кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго критикует классицистический принцип единства времени, места и действия, высказывается в пользу более гибкой системы стихосложения и ратует за соединение возвышенного с гротеском. Это предисловие, впоследствии охарактеризованное Теофилем Готье "скрижалями романтизма", становится, по существу, литературным манифестом романтиков.

В середине 1820-х годов в творческом развитии Гюго происходит перелом, вызванный нарастанием общественной борьбы против монархии Бурбонов. Гюго пересматривает свои взгляды, отказывается от монархических убеждений и переходит в оппозиционный, либерально-демократический лагерь. В 1826 году он возглавляет кружок прогрессивно настроенных романтиков "Сенакль", объединяющий Сент-Бёва, Мюссе, Мериме, Дюма-отца и других начинающих прозаиков и поэтов. Происходит идейное и творческое становление Гюго - об этом он замечательно скажет в предисловии к переизданию в 1853 году своих "Од", дополненных "Балладами": "Из всех лестниц, ведущих из мрака к свету, самая достойнейшая и самая трудная для восхождения - эта следующая: родиться аристократом и роялистом и стать демократом. Подняться из лавочки во дворец - это редко и прекрасно; подняться от заблуждений к истине - это ещё реже и ещё прекрасней".

Творчество Гюго становится необычайно продуктивным и многообразным. Он выступает с расширенным изданием своего первого сборника стихотворений ("Оды и баллады" издания 1826 и 1828 годов); с новаторским по форме и содержанию поэтическим сборником "Восточные мотивы" (1829), публикует повесть "Последний день приговорённого к смерти" (1829), создаёт драмы "Марион Делорм" (1829), "Эрнани" (1830).

Июльская революция 1830 года, свергнувшая монархию Бурбонов, нашла в Гюго горячего сторонника. Памяти героев, погибших на баррикадах, прославленных участников революции он посвящает поэму "К молодой Франции" (1830), стихотворение "Гимн" (1831). Несомненно, что и в первом значительном романе Гюго "Собор Парижской Богоматери", начатом в июле 1830 и законченном в феврале 1831 года, также нашла отражение атмосфера общественного подъёма, вызванного революцией.

Успех романа "Собор Парижской Богоматери" у современников и у последующих поколений был во многом обусловлен его необычайной пластичностью, живописностью. Не отличаясь глубиной психологического анализа, "Собор" впечатлял эффектностью противопоставления персонажей, красочностью описаний, мелодраматизмом ситуаций. Несмотря на сдержанность или враждебность прессы, книга была восторженно встречена читателями. Известно, что для описаний собора и Парижа XV века, изображения нравов эпохи Гюго изучил немалый исторический материал. Исследователи средневековья придирчиво проверили "документацию" Гюго и не смогли найти в ней сколько-нибудь серьёзных погрешностей.

1831 год обозначает начало нового периода в жизненном и творческом пути Гюго. Писатель многого достиг - им одержаны внушительные победы в области лирической поэзии, драматургии, прозы. Произошёл весьма заметный сдвиг влево в его политических убеждениях. Можно сказать, что его литературная молодость окончилась. В это же время даёт трещину семейная жизнь Гюго: его жена Адель увлекается начинающим литератором Сент-Бёвом, после чего отношения супругов Гюго становятся чисто номинальными. В 1833 году поэт сближается с актрисой Жюльеттой Друэ, и она остаётся спутницей его жизни вплоть до своей кончины в 1883 году. Ради Гюго Друэ оставляет сцену и живёт в уединении, занимаясь перепиской рукописей писателя.

Творческая продукция Гюго в 1830-х годах обильна. Прежде всего, это четыре сборника стихотворений, пять драм в стихах и в прозе, сборник статей и этюдов "Литературная и философская смесь" и многое другое.

В 1840 году Гюго публикует сборник стихов "Лучи и тени". Помимо автобиографических стихотворений, здесь собраны все его поэмы, посвящённые Наполеону, - дань наполеоновскому культу, весьма тогда сильному. В 1841 Гюго избирается во Французскую академию, после того как она неоднократно отвергала его, предпочитая великому поэту автора опереточных либретто и других столь же "достойных" кандидатов. Вместо ожидавшейся от него литературной программы, Гюго при приёме в Академию произнёс политическую речь, где высказался против республики. Свою приверженность королевской власти он продемонстрировал в следующем году в своей работе "Рейн". В 1845 году Гюго был королевским декретом возведён в графское достоинство и назначен пэром Франции.

В 1848 году Гюго избирается по списку умеренной группы "Constitutionnel" в Национальное собрание, порывает навсегда со своим роялистским прошлым и становится пламенным борцом за республику. В 1850-1851 годах, когда Людовик Наполеон подготовляет свой переворот, Гюго с трибуны и в печати ведёт с ним борьбу. Тотчас после переворота он эмигрирует в Брюссель и остаётся в изгнании в течение всех двадцати лет существования Второй империи.

Виктор Гюго

За годы изгнания Гюго постоянно напоминает о себе статьями и речами против Людовика Наполеона, против "всех царей и угнетателей", политическими стихотворениями (сборник "Les Chatiments", 1853 - шедевр гражданской поэзии). В 1856 Гюго публикует два тома "Созерцания" - поэтическую автобиографию, и многое другое. За годы изгнания выходят и его великие романы: "Отверженные" (1861), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеётся" (1869).

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, Гюго вернулся в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. На вокзале его встречают сотни тысяч людей.

В последние пятнадцать лет своей жизни Гюго участвует в политической жизни, выпускает несколько поэтических и публицистических сборников. После издания своего последнего великого романа "Девяносто третий год" (1874) Гюго снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками - Жоржем и Жанной - и посвятил им сборник стихов "Искусство быть дедом".

22 мая 1885 Гюго умер. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

Посмертные публикации Гюго: "Конец Сатаны" (1886), "Театр и свобода" (1886), "Пережитое" (1887), "Последний сноп" (1902), "Послесловие к моей жизни" ("Postscriptum de ma vie", 1895), "Зловещие годы" ("Les Annaes funestes", 1898), "Личные воспоминания" ("Souvenirs personnels", 1952) и многое другое.

Избранные мысли из романов и пьес

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли
из поэтических произведений

О, этот удержу в веселье
Не знающий народ низов,
Кто полн ребяческих замашек,
Даёт из столь глубоких вспашек
Бесплодных несколько цветов. "Парижанин предместья"

* * *

Плутует честный, лжёт правдивый.
Мы кроткими стремимся быть
Лишь потому, что мы ленивы,
А гнев нас может утомить. "Писано в 1827"

* * *

Светильник разума во тьме глухой сияет,
И догмы чёрные вокруг него летают,
Как злая мошкара. "По поводу..."

* * *

Порой наш высший долг - раздуть как пламя зло;
Пусть мрачный свет падёт тирану на чело.
И я почувствовал, что долг - над преступленьем
Зажечь возмездие карающим виденьем. "Порой наш..."

* * *

Есть смертный грех в глазах злодейской власти:
Не ликовать, когда собратьев рвут на части,
Тянуться к пленникам, касаться их плеча;
Кто жертву пожалел - унизил палача. "Сатира нынче..."

* * *

Старинный компас - честь швыряют люди в море;
Льстит победителю поверженный в позоре;
Удача - вот словцо, что движет мир собой;
Удача - падишах; его визирь - разбой. "Сатира нынче..."

* * *

Взрыв смеха обратит исчадья ночи в бегство,
Педантов дразнит он, не терпит буквоедства.
При случае ушам ослиным надерзит:
Он против ползанья, он с теми, кто парит. "Смех"

* * *

...ведь размышленье -
Та дверь широкая, куда без промедленья
Заходят путники: и мысль, и долг, и честь,
И доблесть, скорбь - и всем приют в жилище есть. "Я работаю"

* * *

Так своим законом вечным
Ограничил нас Творец.
Что роптать в пылу сердечном?
Мир Он создал бесконечным,
Только людям дал конец. "Внутренние голоса"

* * *

...ну что ж, таков судьбы закон:
Коль Капулетти чтим, Монтекки возмущён. "Госпоже..."

* * *

Земля равняет всех и смешивает прах
Погонщика волов с тем, кто царит в верхах. "Земля"

* * *

Искусство - мысль; и в край из края
Стремясь и цепи разбивая,
Повсюду свет её проник...
Порабощённому народу
Искусство вновь даёт свободу;
Народ свободный - им велик. "Кара"

* * *

Когда иду к великой цели,
Ничто меня не изменит!
Пусть рухнет мир, его крушенье
Меня убьёт, но не смутит. "Когда иду..."

* * *

Добро творите вы, - на вас пойдут войной,
И бог весь почему, любой пошляк тупой
Впадает в бешенство, завидя вдруг пророка. "Модзини Тьер..."

* * *

Довольно, чтоб кретин "персоной" был одет,
Чтоб молодой сухарь казался зрелых лет,
Чтоб мудрое хранил молчание тупица, -
Их станут уважать, те, кем молва творится. "Модзини Тьер..."

* * *

Препятствия всегда настойчивости рады,
Дать победить себя - лишь в этом долг преграды. "Настойчивость"

* * *

О жалкий сплав людских сует, пустых желаний
Мечты! Вы вянете при первом же дыханье
Степных ветров, что вас разносят по земле. "О жалкий сплав..."

* * *

Мы в розовых венках, но шею жмут оковы. "О, надо действовать..."

* * *

Не то, что этому я верил бы всерьёз, -
Твердит он, - но затем вхожу я в храма двери,
Чтоб сброд уверовал, увидев, что я верю. "Опора империй"

* * *

Господь не уравнял все жребии людей.
Одни - весь век несут тяжёлый груз скорбей,
Другие празднуют; но избранных немного. "Осенние листья"

* * *

Не может шторм сломить великие сердца.
Толпа безумная, добыча наглеца,
Готова зверствам ты предаться упоенно. "7500000 "Да""

* * *

О, человек толпы. Он схож с водой фонтана,
Что в яму сточную сбегает, превратясь
Из влаги девственной в вонючий ил и грязь.
Ещё вчера герой, сегодня он подлец,
Не хочет прошлому поверить своему
И смелость прежняя внушает страх ему. "7500000 "Да""

* * *

Толпа - количество, толпа - стихия злая
И в слабости своей и в торжестве слепая. "7500000 "Да""

Избранные мысли из статей

* * *

Избранные мысли из произведений,
опубликованных посмертно

* * *

ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Виктор Гюго

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz