На главную
Оглавление

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

* * *

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - знаменитый русский писатель. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, четвёртым ребёнком в большой дворянской семье. Его мать, урождённая княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было ещё двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "её духовный облик". Некоторые черты матери: блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т.А. Ергольская ("Соня" из "Войны и мира"), имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет. Готовивший его к экзаменам по турецкому и татарскому языкам известный тюрколог профессор Казембек был удивлён лингвистическими способностями юноши. В зрелую пору жизни Толстой свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. Толстой имел возможность знакомиться с произведениями многих зарубежных писателей в подлинниках.

Занятия по казённым программам и учебникам тяготили Толстого. Весной 1847 года, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства, с твёрдым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 года Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряжённым самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьёзное желание писать, и появились первые незавершённые художественные наброски.

В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил её в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л.Н.). Повесть "Детство" вместе с позднейшими повестями "Отрочество" (1852-54), и "Юность" (1855-57), составила автобиографическую трилогию. Литературный дебют сразу принёс Толстому настоящее признание.

В 1854 году Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осаждённый Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе. Проявлял личную храбрость, был награжден орденом св. Анны и медалями. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех. Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н.Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург, где его встретили с распростёртыми объятиями и в великосветских салонах, и в литературных кружках. Особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Тургенев ввёл Толстого в кружок "Современника" и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношениях с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Сологубом.

Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлечённым в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чём подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879-82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 года - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

В 1859 году Толстой открыл школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании.

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. В лице своей жены он нашёл не только верного и преданного друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Помногу раз она переписывала без конца им переделываемые, дополняемые и исправляемые произведения, причём своего рода стенограммы, то есть не окончательно договорённые мысли, не дописанные слова и обороты под её рукою часто получали ясное и определённое выражение.

С осени 1863 года Лев Толстой захвачен новым литературным замыслом, романом "Война и мир" (1863-69), который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъёма, семейного счастья и спокойного уединённого труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций, и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа. Прозвучали упрёки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "писать историю народа" и считал невозможным определить его жанровую природу ("не подойдёт ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

В 1870-е годы, живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества "Анна Каренина" (1873-77), построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологии. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину, прозвучал остро публицистично для многих современников.

Чтобы найти ответ на измучившие его вопросы и сомнения, Толстой бросился в область богословия и написал и издал в 1891 году в Женеве "Исследование догматического богословия", в котором подверг критике "Православно-догматическое богословие" в пяти томах доктора богословия Макария. Он стал вести беседы со священниками и монахами, ходил к старцам в Оптину Пустынь, читал богословские трактаты, изучал древнегреческий и древнееврейский языки, чтобы в подлиннике познать первоисточники христианского учения. Вместе с тем он присматривался к раскольникам, беседовал с молоканами, штундистами. С той же лихорадочностью искал он смысла жизни в изучении философии и в знакомстве с результатами точных наук. Он делал ряд попыток всё большего и большего опрощения, стремясь жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту. Постепенно отказывается он от прихотей и удобств богатой жизни, много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем, отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашёл отражение в художественном творчестве, в переживаниях героев, в духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98, опубликована в 1912). В исповедальной публицистике Толстой в заострённой форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты. Новое миропонимание писателя отражено в "Исповеди" (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях "О голоде" (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), "Рабство нашего времени" (1900, полностью опубликована в России в 1917) и множестве других. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы "Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть" (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощённой, "безыскусной" манере. Наряду с близкими по духу произведениями В.М. Гаршина, Н.С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством "Посредник", основанном В.Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу "Посредника" как "выражение в художественных образах учения Христа", "чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребёнку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее".

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви.

Последний роман Толстого "Воскресение" (1889-99) воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчёркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план "тенденция", резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Лев Николаевич Толстой

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях. Тяготясь барским укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался её покинуть.

Поздней осенью, 28 октября 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый врачом Д.П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провёл последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрёл уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. 10 ноября 1910 г. Льва Толстого похоронили в Ясной Поляне.


Избранные мысли
из художественных произведений

Избранные мысли из статей и писем

Избранные мысли
из книги "Круг чтения", 1904 - 1908

Лев Николаевич Толстой

Мысль о составлении "Круга чтения", то есть избранного чтения на все дни года, возникла у Толстого ещё в середине 1880-х годов. В 1903 году Толстой приступает к составлению сборника "Мысли мудрых людей на каждый день". "Круг чтения" является развитием этой книги, дополнен большим количеством собственных высказываний Льва Толстого. "Мысли без подписи или взяты мною из сборников, в которых не обозначены их авторы, или принадлежат мне".

По многим свидетельствам и дневниковым записям "Круг чтения" была любимой настольной книгой Льва Николаевича. Он ежедневно прочитывал из неё мысли на данное число и то же советовал делать своим знакомым и незнакомым.

В свой последний путь, приведший Льва Толстого из Шамардино на станцию Астапово, он взял у сестры Марии Николаевны, монахини Шамардинского монастыря, свой "Круг чтения". Очевидно, это была последняя книга, которую читал Толстой.


Избранные мысли
из книги "На каждый день", 1906 - 1910

"На каждый день" является третьей и последней попыткой Толстого составления книги для ежедневного чтения на основе его миросозерцания. По сравнению с "Кругом чтения", в книге "На каждый день" над мыслями других авторов количественно преобладают мысли самого Толстого, частью написанные им специально для этого произведения, а частью взятые из других его сочинений и значительно переработанные для этой книги.

В своём черновом предисловии к этой книге Толстой писал: "Книга эта состоит, так же, как и первоначальный "Круг чтения", из собрания мыслей на каждый день. Разница только в том, что мысли расположены здесь не так случайно, как в той книге. Здесь в каждом месяце содержание, общий смысл каждого дня вытекает из содержания мыслей предыдущих дней". "Под мыслями, которые я заимствовал у других мыслителей, я обозначаю их имена. Все же мысли неподписанные составлены мною".

Избранные мысли
из книги "Путь жизни", 1910

Лев Николаевич Толстой

Книга "Путь жизни" представляет собой своеобразный итог многолетних размышлений Льва Николаевича Толстого над проблемами "смысла и блага" человеческого существования: что означает жить "по совести и разуму", каковы пути духовного единения людей друг с другом и с Богом, как избавиться от грехов, соблазнов и суеверий.

Книга даёт ответ на главный вопрос: "Как жить?" для отдельного человека и для всех людей в целом.

"Мысли, собранные здесь, принадлежат самым разнообразным авторам, начиная с браминской, конфуцианской, буддийской письменности, и до евангелия, посланий и многих, многих как древних, так и новых мыслителей. Большинство этих мыслей, как при переводах, так и при переделке, подверглись такому изменению, что я нахожу неудобным подписывать их именами их авторов. Лучшие из этих неподписанных мыслей принадлежат не мне, а величайшим мудрецам мира".


Лев Николаевич Толстой

Избранные мысли из Дневника

Дневники Льва Николаевича Толстого - неотъемлемая часть его литературного Наследия. В них запечатлена неустанная работа мысли писателя, его глубокие раздумья "о времени и о себе", его нравственные и этические искания, его жизненная и духовная биография.

Льву Толстому шёл девятнадцатый год, когда он начал вести дневник, последняя запись сделана 3 ноября 1910года, в Астапово. В Полном собрании сочинений дневник занимает тринадцать томов.


ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Лев Николаевич Толстой

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz