КАВТОРИН, Владимир Васильевич (1941-2011). Российский прозаик, критик, публицист.
В Антологии - 23 изречений этого автора
На главную
- Важна не искра, а накопленный в обществе запас горючего - недовольства и раздражения - и тот миф (социальный или национальный), который мгновенно подкладывается массовым сознанием под уже вспыхнувший конфликт.
- Старые книги не прекращают своего влияния, но влияние это давно уже имеет преимущественно опосредствованный характер, при котором важным оказывается не сам текст, а его толкование. Толкование же любого текста - штука чрезвычайно гибкая.
- Ничего извечного в менталитетах населяющих Землю этносов нет и быть не может. Национальный характер так же текуч и переливчат, как и всё в этом мире.
- Для истории, в отличии от литературы, важно не самое яркое, а самое массовое.
- Будущее чаще выстраивается по старым нашим привычкам, нежели по умозрительным моделям идеологов.
- Старый миф: "Во всём виноваты они, потому что они не такие, как мы", - оказывается самой опасной бомбой, подложенной под мир современный.
- Современное общество - это общество индивидов, а не групп. Поэтому оно нуждается во всеобщем и универсальном регуляторе, каковым может быть только закон, который заступает место обычаев и привилегий различных социальных групп.
- Одна из новейших технологий промывания мозгов гласит: там, где уже нельзя внедрить в сознание "единственно правильное" толкование какого-либо явления, следует представить как можно больше откровенно дураковатых его толкований, чтоб человек просто плюнул и перестал о нём думать.
- Навязывание властью некой "единственно верной" трактовки ведёт лишь к тому, что в глазах тех, кому её навязывают, она становится "единственно неверной".
- Политизация истории - это всегда ее фальсификация. Всегда! Ибо история как наука должна заниматься изучением прошлого.
- Если же мы заранее решаем, что история должна "формировать патриотическое сознание", то речь уже идёт не о науке, а о политической пропаганде и фальсификации истории в угоду целям этой пропаганды!
- Взгляд историка редко проникает на те глубины, где миллионы людей не творят историю, а лишь претерпевают её, где каждый её поворот означает трагическую ломку миллионов судеб. Эту работу выполняет литература.
- В своих таинственных глубинах история движется совсем не так, не туда, куда двигают её, заливая кровью свои пути, победители. Проходит время, и вдруг оказывается, что победили не те, кто сшибая всё на пути бежал за его пряниками, а те, кто ему противостоял, упорно цепляясь за своё, чувствуя свою связь с вечностью, а не со злобой дня.
- Для общества, модернизация которого не закончена, авторитаризм соблазнителен, ибо отказ от части свобод для него всего лишь возвращение к привычному, всегда приносящее временное успокоение.
- Нельзя так подморозить общество таким образом, чтоб при этом расцвела экономика. К сожалению - или к счастью! - это организм единый.
- Соблазн лёгкой управляемости обществом - это вечный соблазн всех реформаторов: и социалистических, и фашистских… Но это всего лишь соблазн, то есть нечто, что манит, обманывая, уводя от истинной цели.
- Только та власть и может быть хороша, у которой руки до тебя не доходят.
- Уверенность в истинности заявления Бенкендорфа: "Законы пишутся для подданных. А власть сама себе закон!" присуще всякой власти, но осуществляется ею ровно в той мере, в какой позволяет сопротивление подвластных.
- Судьба имперского народа не только колоссальная саморастрата. Любая империя просто вынуждена направлять свои усилия не на развитие, а на консервацию того уровня и характера культуры имперского народа, который обеспечил построение империи.
- Отождествление государства и общества ведёт к подмене интересов общества интересами государства.
- Мифы о коварных врагах, погубивших отечество, всегда занимает почётное место в политической риторике тех, кто мечтает заставить народ пойти на новые жертвы.
- Державничеству совершенно чужд патриотизм, понимаемый как непосредственно переживаемая любовь к своей земле и народу, как чувство, окрашивающее повседневное бытие.
- Все разновидности державничества рассматривают человека не как самоцель, а лишь как средство решения проблем, стоящих перед государством. Патриотизм в построениях державников выступает как инструмент мобилизации масс, их подчинения для решения ими выдвинутых грандиозных проектов мировых противостояний, глобальных стычек, отражения мифических угроз...
На главную