ХАНЬ ФЭЙ (ок. 288-233 д.н.э.). Древнекитайский мыслитель и политический деятель.
В Антологии - 31 изречений этого автора
На главную
- Философия вредна для государства, она предлагает людям непонятные и противоречивые образцы для поведения, а тем самым сбивает людей с толку, сеет смуту и мешает управлению.
- Закон - это то, что записано в книгах и объявляется народу. Искусство управления скрыто глубоко в сердце и используется для того, чтобы сеять недоверие между сановниками, имеющими противоположные мнения, и скрытно управлять всеми ими. Закон должен быть ясен и понятен для всех, а искусство управления вовсе не следует показывать.
- Нарушение порядка ведёт к хаосу, следование порядку ведёт к спокойствию.
- Если государь обладает превосходством над чиновниками, то дело не пойдёт. Если он тщеславен и любит кичиться своими исполнительскими способностями, то он будет обманут нижестоящими; если он выставляет напоказ своё красноречие и ум, то нижестоящие будут пользоваться этим качеством.
- Путь совершенномудрого таков, что он изживает в себе умствование и хитрость. Если умствование и хитрость не изжиты, то трудно сохранить постоянную линию в управлении. Когда народ проявляет умствование и хитрость, он сталкивается с многочисленными несчастиями; когда их проявляет правитель, его государство попадает в опасность и погибает.
- Если правитель не окружён таинственностью, подданные будут иметь возможность подладиться к нему.
- Человек умный и сведущий в искусстве управления и законах ясно разбирается в делах и непреклонен, и если прислушиваться к нему и использовать на службе, то можно распознать затаённые чувства и преодолеть коварные деяния самовластного чиновника. Поэтому если использовать людей умных и сведущих, то чиновники знатные и самовластные окажутся вне рамок закона.
- Если чиновники допускают тяжкие преступления, то это значит, что государь допустил большие упущения, ибо выгоды чиновников и государя противоположны.
- Когда самовластный узурпатор захватывает бразды правления, то вне двора и внутри его всё служит ему. Если чиновники не следуют за ним, то их карьера не движется. Поэтому массы чиновников используются им, а государь не может разоблачить его. Поэтому государь всё слабеет, а крупные чиновники становятся всё могущественней.
- Выгода государя в том, чтобы иметь способных подданных и назначать их на должности, а выгода чиновников в том, чтобы, не имея способностей, распоряжаться делами, и не имея заслуг, быть богатыми и знатными.
- Если позволять, чтобы наверху крупные ошибки допускал государь, внизу тяжкие преступления совершали чиновники, да ещё требовать при всём этом, чтобы государство не погибло, то это недостижимо.
- Если размышление и обдумывание совершаются слишком усердно, то в знаниях появляется хаос.
- Если у человека много желаний, его расчёты теряют стройность, победу одерживает лукавство, нормальный ход дел прекращается и появляются несчастья и затруднения.
- Если времена не одинаковы, то меняются и обстоятельства. А если обстоятельства не одинаковы, то меняются и средства.
- Если желать великодушной и мягкой политикой управлять народом в напряжённую эпоху, то это всё равно, что без узды и плети править сноровистой лошадью.
- Человеколюбием нельзя управлять, ибо народ прочно подчиняется силе и мало может помнить о чувстве долга.
- У просвещённого правителя награды должны быть щедрыми и даваться заслуженно, чтобы они были выгодны народу; наказания должны быть тяжёлыми и неотвратимыми, чтобы народ боялся их. Закон должен быть единообразным и устойчивым, чтобы народ знал его. Слава сопутствует получившим его награды, позор сопровождает подвергшихся его наказаниям, поэтому и мудрые и бесталанные сполна отдают ему свои силы.
- Тот, кто не прилагает усилий, но ест и одевается, называется способным; тот, кто не имеет военных заслуг, но пользуется уважением, называется мудрым. Мудрые и способные устраивают свои дела, а войско слабеет и земля пустеет.
- Путь просвещённого правителя состоит в том, чтобы создать единый закон, а не разыскивать умных, которых мало; крепко овладеть искусством управления, а не восхищаться людьми, вызывающими доверие, которых всегда не хватает. И тогда закон не рухнет, а среди массы чиновников не будет злодеев и обманщиков.
- Когда работающих головой масса, то закон рушится; когда работающих руками немного, то государство беднеет.
- Упорядоченности и силы государства нельзя приобрести извне, они кроются во внутренней политике.
- Если правитель будет удовлетворять все просьбы приближённых, то должности и ранги знатности можно будет купить, и злодеи смогут воспользоваться своим богатством, нажитом на рынках.
- Когда совершенномудрый управляет государством, он не полагается на то, что люди будут делать ему хорошее, а использует их так, чтобы они не могли делать дурное.
- Если полагаться на то, что люди будут делать только хорошее, то таких людей не наберётся и десятка, а если использовать людей так, чтобы они не могли делать дурное, то всё государство можно привести к единообразию.
- При управлении государством используют массы и отвергают немногих и поэтому не стараются быть добродетельными, а стараются использовать закон.
- Правитель, владеющий искусством управления, не рассчитывает на людей, случайно оказавшихся хорошими, а идёт по пути, непременно дающему успех.
- Если на честном и прямодушном пути можно приобрести выгоду, слуги станут служить правителю, прилагая все силы; если на честном и прямодушном пути не добиваешься выгоды, слуги станут действовать в своих интересах.
- Для ума существует то, что он не может познать; для силы существует то, что она не может поднять; для могущества существует то, что оно не может победить.
- Мудрые не уповают на древность, не стремятся подражать укоренившимся обычаям и правилам, они рассматривают настоящее положение и в соответствии с этим принимают меры.
- Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу подозрительности и взаимного недоверия, раскалывать её на противоборствующие группировки и тем самым добиваться ослабления влияния чиновничества на власть.
- Если господин не загадочен, чиновники найдут возможность брать и брать.
На главную