ЛЕБОН, Гюстав (1841-1931). Французский философ, писатель.
В Антологии - 91 изречение этого автора
На главную
- Война даёт исход присущей человеку потребности разрушения.
- Истинный артист создаёт, даже копируя.
- Женщина способна быстро и бессознательно угадывать вещи. до которых мужчина доходит только после продолжительного глубокого размышления.
- В трудных обстоятельствах народ может спасти героизм, но только совокупность маленьких повседневных добродетелей определяет его величие.
- Идеи стареют быстрее слов.
- Нынешнее время представляет из себя триумф коллективной посредственности.
- Психология толпы отличается от психологии составляющих её индивидов. Толпа - иррациональна, руководствуется эмоциями, догматична и нетерпима. Коллективное поведение приобретает грубые формы, а интеллектуальные функции толпы сводятся до самых механических и элементарных.
- Верить в преобладание революционных инстинктов в толпе - это значит не знать её психологии. Предоставленная самой себе толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.
- Коллективный интеллект способен только на элементарные решения.
- Если трудно внушить новую идею, то не менее трудно уничтожить старую. Став для просвещённых умов очевидными заблуждениями, идеи ещё очень долгое время оказывают своё действие на тёмные народные массы. Человечество постоянно с отчаянием цепляется за мертвые идеи и мертвых богов.
- Люди каждой расы обладают, несмотря на различие их социального положения, неразрушимым запасом идей, традиций, чувств, способов мышления, составляющих бессознательное наследство от их предков, против которого всякие аргументы совершенно бессильны.
- Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Мы несём тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели.
- Наиболее важную роль в характере народа играют: настойчивость, энергия, самообладание, нравственность, в смысле наследственного уважения к правилам, на которых покоится существование общества.
- Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности, то есть уважения к правилам, на которых покоится существование общества, и нравственность может считаться прочно установленной только тогда, когда стала наследственной и, следовательно, бессознательной.
- Открытия, обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Это - неизменный утёс, в который волна должна бить изо дня в день в течение веков, чтобы обточить только его контуры.
- Различные народы имеют в своих языках общие слова, которые они считают синонимами, но эти общие слова будят у тех, которые их слушают, совершенно несходные чувства, идеи, способы мышления.
- Мужчина и женщина могут иметь общие интересы, общие чувства, но никогда - одинаковых ассоциаций идей. Они разговаривают между собой в течение веков, не понимая друг друга, потому что их духовные организмы построены по слишком различным типам.
- Вопреки нашим мечтам о равенстве, результат современной цивилизации не тот, чтобы делать людей всё более и более равными, но наоборот, - всё более и более различными.
- Только наследственным накоплением усовершенствований, приобретённых средними слоями, а не возвышенными умами, образовались те прогрессивные дифференциации, которые постепенно возвысили уровень некоторых рас и вырыли пропасть между этими расами и народами, не сумевшими прогрессировать.
- Первое действие скрещиваний между различными расами уничтожают душу этих рас, т.е. ту совокупность общих идей и чувств, которые составляют силу народов. Это критический период истории рас, полный междоусобных распрей и всевозможных неожиданностей, продолжающийся до тех пор, пока новые психологические признаки ещё не укрепились.
- Во всех учреждениях какого-нибудь народа мы одновременно находим случайные обстоятельства, создающие только названия, внешность и постоянные законы, которые вытекают из народного характера и создают судьбу наций.
- Когда художники, у которых уже нет настоящих верований, покрывают наши стены религиозными сюжетами, волновавшими средневековых художников, то они делают только жалкие подражания. Милые наивности ребёнка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик.
- Свойство художественного произведения заключается в том, чтобы искренно выражать потребности и идеи, вызвавшие его на свет. Между произведением и создавшей его бессознательной мыслью существует интимная связь; но как найти нить, позволяющую нам восходить от одного к другой? Эта мысль, формировавшаяся изо дня в день из бесчисленных влияний среды, верований, потребностей, накопленная наследственностью, часто непонятна для людей другой расы и другого века.
- Когда речь идёт о народах, очень удалённых от нас, то переводы могут дать только слова, совершенно лишённые своего настоящего первоначального смысла, т.е. вызывающие в нашем уме идеи, не находящиеся ни в какой связи с теми, какие они некогда вызывали.
- Идеи могут оказать своё действие на душу народов только тогда, когда они после медленной переработки опустятся из подвижных сфер мысли в ту устойчивую и бессознательную область чувств, где вырабатываются мотивы наших поступков.
- Убеждённый человек, над которым господствует какая-нибудь идея, неприступен для рассуждений, как бы основательны они ни были.
- Идея опасна не потому что она ошибочна, а потому что нужны долговременные опыты, чтобы узнать, могут ли новые идеи приспособиться к потребностям обществ, которые их принимают. К несчастью, степень их полезности может стать ясной для толпы только посредством опыта...
- Боги, созданные человеком, не сыновья страха, но скорее - надежды, и вот почему их влияние будет вечным.
- Несомненно, фанатики распространяли только иллюзии, но этими иллюзиями, одновременно страшными, обольстительными и пустыми, до сих пор жило человечество и, без сомнения, будет продолжать ещё жить. Это только тени, однако благодаря им наши отцы узнали надежду и в своей героической и безумной погоне за этими тенями вывели нас из первобытного варварства.
- Новая среда, моральная или физическая, действует глубоко только на новые расы, т.е. на помеси древних рас, скрещивания которых разложили унаследованные от предков черты.
- Принадлежать к какой-нибудь школе - это значит разделять все её предрассудки и предубеждения.
- Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением её замечательно низкого умственного уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением.
- Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма или трупа.
- Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей, мало отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех.
- В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума.
- Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации.
- Народ - это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений.
- Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы толпа тотчас же приняла их.
- Доставлять людям надежды и иллюзии, без которых они не могли бы существовать, - вот назначение богов, героев и поэтов.
- Привыкнув переносить всякое иго, народы сами ищут его и доходят до потери всякой самостоятельности и энергии. Они становятся тогда пустой тенью, пассивными автоматами, без воли, без сопротивляемости и без силы.
- Многие люди легко обойдутся без правды, но ни у кого нет сил обойтись без иллюзий.
- Если атеизм навязывать, он превратится в такую же нетерпимую религию, как и все прочие.
- Народы легко могут обходиться без истин. Но не могут прожить без идолов.
- Самый серьезный недостаток демократии - возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления.
- Не следует надеяться, что нелепость социалистических теорий может помешать их торжеству. Химеры этих теорий ничуть не менее правдоподобны, чем религиозные верования, столь давно управляющие душой народов. Нелогичность верования никогда не мешала его распространению.
- Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое - толпа.
- Великие события родились не из рационального, а из иррационального. Рациональное создаёт науку, иррациональное направляет историю.
- Первое условие любой пропаганды - это ясное и не допускающее возражений утверждение однозначной позиции.
- Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы. Информационное содержание может быть поверхностным, и даже нет необходимости, чтобы в публичном выступлении содержалось что-либо, чего слушатели не знали бы раньше.
- Повторение имеет двоякую функцию: будучи навязчивой идеей, оно также становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Повторение внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы наших действий.
- Убедить кого-либо - не значит доказать ему справедливость своих доводов, но заставить действовать в соответствии с этими доводами.
- Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить её, тот всегда бывает её жертвой.
- Чтобы вызывать восхищение толпы, надо всегда держать её на известном расстоянии.
- Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на неё как на одну из форм слабости.
- Симпатии толпы всегда были на стороне тиранов, подчиняющих её себе, а не на стороне добрых властителей, и самые высокие статуи толпа всегда воздвигает первым, а не последним.
- Комитеты... представляют собой самую безличную и, следовательно, самую угнетающую форму тирании. Вожаки, руководящие комитетами, имея право говорить и действовать от имени какого-нибудь собрания, избавляются от всякой ответственности и могут все себе позволить. Ни один из самых свирепых тиранов не мог бы никогда и помышлять о таких предписаниях, какие издавались, например, революционными комитетами.
- Вожак может быть иногда умным и образованным человеком, но эти качества скорее вредят ему, нежели приносят пользу. Ум давая человеку возможность самому выяснять и понимать, значительно ослабляет необходимую ему силу убеждений. Великие вожаки всех времён отличались чрезвычайной ограниченностью, причём даже наиболее ограниченные из них пользовались преимущественно наибольшим влиянием.
- Управляют людьми идеи, чувства, нравы, то, что мы носим в себе. Учреждения и законы являются лишь отражением нашей души, выражением наших нужд; поэтому-то они и не могут изменить душу народов, так как сами из неё происходят.
- Величие народов зависит главным образом от уровня их нравственности.
- В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя господином.
- На характере, но не на уме основываются общества, религии и империи.
- Каждый народ имеет ту форму правления, какую он заслуживает.
- Политические собрания представляют собой именно такое место на земле, где блеск гения всего меньше ощущается. Там имеют значение красноречие, приспособленное ко времени и месту, и услуги, оказанные не отечеству, а партиям.
- Убеждённый человек, над которым господствует какая-нибудь идея, религиозная или другая, неприступен для рассуждений, как бы основательны они ни были.
- История исполняет только обычное своё дело: создавать и распространять в продолжение многих лет заблуждения.
- Неспособность предвидеть отдалённые последствия своих поступков, осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно оставаться в очень низком состоянии.
- Развитие цивилизации, к несчастью, создало у современного человека массу потребностей, не давая ему средств для их удовлетворения, и произвело таким образом всеобщее недовольство в душах.
- Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
- Общие верования необходимы для поддержки цивилизаций, так как они дают известное направление идеям и только они одни могут внушить веру и создать долг.
- Образование не делает человека ни более нравственным, ни более счастливым и не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей, а иногда даже, если только оно дурно направлено, причиняет более вреда, нежели пользы.
- Кроме открыто признаваемых нами причин, руководящих нашими действиями, существуют ещё тайные причины, в которых мы не признаёмся, но за этими тайными причинами есть ещё более тайные, потому что они неизвестны нам самим.
- Не во власти философов изъять из обращения идеи, пущенные ими в мир, когда они убедятся в их ложности. Как вышедшая из берегов река, которую не в состоянии удержать никакая плотина, идея продолжает свой опустошительный, величественный и страшный поток.
- Неспособность толпы правильно рассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т. е. отличать истину от заблуждений.
- Нет ни форм правления, ни учреждений, относительно которых можно было бы сказать, что они абсолютно хороши или абсолютно дурны.
- Преступления толпы всегда вызваны каким-нибудь очень могущественным внушением, и индивиды, принявшие участие в совершении этого преступления, убеждены, что они исполнили свой долг, чего нельзя сказать об обыкновенном преступнике.
- Простое утверждение, не подкрепляемое никакими рассуждениями и никакими доказательствами, служит одним из самых верных средств для того, чтобы заставить какую-нибудь идею проникнуть в душу толпы. Чем более кратко утверждение, чем более оно лишено какой бы то ни было доказательности, тем более оно оказывает влияние на толпу.
- Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях.
- Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина.
- Не короли создали Варфоломеевскую ночь, религиозные войны, и не Робеспьер, Дантон или Сен-Жюст создали террор. Во всех этих событиях действовала душа толпы, а не могущество королей.
- Не при помощи рассудка, а всего чаще помимо него, народились такие чувства, как честь, самоотвержение, религиозная вера, любовь к славе и к отечеству - чувства, которые были до сих пор главными пружинами всякой цивилизации.
- Судьбы народов определяются их характером, а никак не правительствами.
- Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Поэтому-то одним из главных занятий человека с тех пор, как он существует, было создание сети традиций и разрушение её после того, как благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может быть цивилизации; без разрушения традиций не может быть никакого прогресса.
- Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоянством и изменчивостью. Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться привычкам в течение нескольких поколений, он уже более не может измениться и становится неспособным к совершенствованию.
- Раса обладает почти столь же устойчивыми психологическими признаками, как и её анатомические признаки. Как и анатомические признаки, психологические изменяются только после многовековых накоплений.
- Вожак очень редко идёт впереди общественного мнения; обыкновенно он следует за ним и усваивает себе все его заблуждения.
- Наука обещала нам истину или, по крайней мере, знание тех отношений, которые доступны нашему уму, но она никогда не обещала нам ни мира, ни счастья.
- Наблюдая большинство поступков толпы, мы видим, что они чаще всего служат выражением её замечательно низкого умственного уровня. Но есть такие случаи, когда действиями толпы руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древности судьбой, природой, провидением...
- У цивилизованных народов нет уже естественных рас, а существуют только искусственные, созданные историческими условиями.
- Ни случай, ни внешние обстоятельства, ни в особенности политические учреждения не играют главной роли в истории какого-нибудь народа.
- Психический склад расы представляет собой не только синтез составляющих её живых существ, но в особенности - синтез всех предков, способствовавших её образованию. Не только живые, но и мёртвые играют преобладающую роль в современной жизни какого-нибудь народа. Они творцы его морали и бессознательные двигатели его поведения.
- Оспаривать верования толпы - это то же, что спорить с ураганом.
На главную