МОНТЕНЬ, Мишель де (1533-1592). Французский философ.
В Антологии - 241 изречение этого автора
На главную
- Нас больше влечёт к будущему, чем к благам настоящего; к этому толкает нас, дабы мы продолжали творить её дело, сама природа.
- Часто встречается, что люди оказываются неучтивыми именно вследствие того, что они были чересчур учтивы, несносными вследствие того, что они были чересчур вежливы.
- Нет такой зародившейся в человеческом воображении выдумки, сколь сумасбродной она бы ни была, которая не встретилась бы где-нибудь как общераспространённый обычай.
- Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.
- Главное, чтобы человек знал то, что он знает. Нужно, чтобы он проникся духом древних мыслителей, а не заучивал их наставления. И пусть он не страшится забыть, откуда почерпнуты эти взгляды, лишь бы он сумел сделать их собственностью.
- Мудрость человеческая поступает весьма глупо, пытаясь ограничить количество и сладость предоставленных нам удовольствий.
- По тем писаниям, которые писатели отдают на суд света, следует судить об их дарованиях, но не о них самих и их нравах.
- Человек может быть только тем, что он есть, и представлять себе всё только в меру своего понимания.
- Вряд ли можно найти хотя бы час в нашей жизни, когда бы наше суждение не подвергалось тому или иному воздействию, поскольку наше тело подвержено непрерывным изменениям и имеет столь сложное устройство, что трудно уловить мгновение, когда хоть какой-нибудь из его винтиков не был неисправен.
- Самое подходящее чтение для женщин - это поэзия: искусство лукавое и проказливое, многоликое, говорливое, всё в нём тянется к наслаждению, всё показное, короче говоря, оно такое же, как они.
- Среди учёных мы так часто видим умственно убогих людей, потому что они избрали род деятельности, превышающий их природные силы. Из них вышли бы отличные земледельцы, торговцы, ремесленники.
- Размельчая понятия, не всегда приближаются к простоте и истине. Всё, что размельчено в порошок, - перемешано.
- Надо уметь переносить то, что нельзя избежать.
- Философствовать - это учиться умирать.
- Молчаливость и скромность - качества, весьма ценные в общении.
- В дружбе нет иных расчётов и соображений, кроме неё самой.
- Если можно быть учёным чужой учёностью, то мудрым можно быть только собственной мудростью.
- Отличительный признак мудрости - это неизменно радостное восприятие жизни.
- Я хочу, чтобы сама мысль так овладела слушателем, чтобы он забывал о словах.
- Будем остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наши лица.
- Мало найдётся людей, которые решились бы открыто высказать то, о чём тайно просят Бога.
- Книжная учёность - украшение, а не фундамент.
- Чтение мне служит, чтобы загружать мой ум, а не память.
- Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
- От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
- Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
- Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
- Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.
- Люди ничему так твёрдо не верят, как тому, о чём они меньше всего знают.
- Кто заражён страхом болезни, тот уже заражён болезнью страха.
- Не беспокойтесь, что не сумеете умереть; сама природа, когда придёт срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама всё за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей.
- Впечатления опыта мало подсчитывать; их надо взвешивать и сличать, продумывать и очищать.
- Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.
- Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
- Наука - великое украшение и весьма полезное орудие.
- Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.
- Одни стараются уверить всех, что они верят в то, во что они не верят, другие - и их значительное большинство - стараются уверить самих себя, не давая себе труда проникнуть в то, во что им следует верить.
- Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванливое, следует за нею.
- Не всякое горе может излиться в слезах. Есть страдания, для которых не существует способа выражения.
- Страсть, которая оставляет место для смакования и размышления, не есть сильная страсть.
- Мы должны повиноваться и покоряться всякому без исключения государю, но уважать и любить мы должны лишь его добродетели.
- Наши намерения являются судьями наших поступков.
- Раскаяние требует жертв.
- Облагодетельствованные хорошей памятью усыпляют и обессиливают свой ум и проницательность, идя проторёнными путями, т.к. всегда имеют перед собой чужие мнения и измышления чужого ума.
- В нищете нет ничего страшного, кроме того, что она делает нас добычей страданий.
- По-настоящему мы имеем лишь то, чем располагаем сверх наших обычных издержек.
- На непредвиденные расходы человеку не хватит и богатств всего мира. Глупостью было бы ждать, чтобы фортуна сама вооружила нас навсегда для защиты от её посягательств.
- Доверие к добропорядочности другого является достаточно веским свидетельством собственной.
- Храбрости, как и другим добродетелям, положен известный предел, преступив который, начинаешь склоняться к пороку.
- Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения. И нет в жизни зла для того, кто постиг, что потерять жизнь - не зло.
- Мы видели многих, кто умер в самое время, ибо избавился, благодаря этому, от великих несчастий. Но видели ли вы хоть кого-нибудь, кому бы смерть причинила их.
- Нет такой выгоды, которая не была бы связана с ущербом для других.
- Те, кто расшатывает государственный строй, чаще всего и гибнут первыми при его крушении. Плоды смуты никогда не достаются тому, кто её вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие.
- Величие государя труднее низвести от его вершины до половины, чем низвергнуть от половины до основания.
- Кто берётся выбирать и вносить изменения, тот присваивает себе право судить и должен поэтому быть твёрдо уверен в ошибочности отменяемого и в полезности им вводимого.
- В политике иногда происходит то же, что с иным слабым и неудачно применённым лекарством: те вредные соки организма, которые ему надлежало бы изгнать, оно на самом деле, столкнувшись с ними, только разгорячило, усилило и раздражило, а затем, сотворив все эти беды, осталось бродить в нашем теле.
- Неверная и ненадёжная вещь - человеческое благоразумие; ибо наперекор всем нашим планам, решениям и предосторожностям судьба всегда удерживает в своих руках власть над событиями.
- Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчётливее он ощущает своё бессилие и тем менее доверяет себе.
- Всякое благородное дело сопряжено с риском.
- Мелочное настороженное благоразумие - смертельный враг великих деяний.
- Менее всего можно надеяться, что толпа - это разъярённое чудовище - обнаружит человечность и кротость; ей можно внушить скорее страх и благоговение.
- Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится.
- Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, не обращая внимания на различие их способностей и характеров, то неудивительно, что среди огромной толпы детей найдётся всего два или три ребёнка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания.
- Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
- Философия призывает только к праздности и веселью. Если перед вами нечто печальное и унылое, значит философии тут нет и в помине.
- Добродетель пребывает вовсе не на вершине неприступной горы, а на цветущем плоскогорье. И ведут к ней тенистые тропинки, пролегающие по удобному для подъёма склону.
- Ценность и возвышенность истинной добродетели определяются лёгкостью, пользой и удовольствием её соблюдения. Бремя её ничтожно. Упорядоченности, не силы, вот чего она требует.
- Если обычная житейская удача не достаётся на долю добродетели, эта последняя отворачивается от неё, обходится без неё и выковывает себе свою собственную фортуну, менее шаткую и изменчивую.
- У философии есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так и для дряхлых старцев.
- Если вы хотите, чтобы ребёнок боялся стыда и наказания, не приучайте его к этим вещам.
- Где для детей польза, там же должно быть для них и удовольствие.
- Общее мнение всегда отстаёт от людей, что идут впереди.
- Богатство одного есть в то же время бедность другого.
- Обычный уровень женщин отнюдь не таков, чтобы они были способны поддерживать ту духовную близость и единение, которым питается дружба.
- До чего же несчастное животное - человек. Самой природой он устроен так, что ему доступно одно только полное и цельное наслаждение - любовь - и, однако же, он сам старается урезать его своими нелепыми умствованиями.
- Истинным раздольем и лучшим поприщем для обмана является область неизвестного.
- Добродетель признаёт своим только то, что творится посредством неё одной и лишь ради неё.
- Долг честных людей - изображать добродетель как можно более прекрасною.
- Известность и слава - самые бесполезные, ненужные и фальшивые из всех монет, находящихся у нас в обращении.
- Каковы бы ни были блага, дарованные нам судьбой, надо ещё обладать способностью ощущать их прелесть. Не владение чем-либо, а наслаждение делает нас счастливыми.
- Люди следуют вслед за чужим счастьем, чтобы приумножить своё.
- Чем слабее души, тем меньше возможности имеют они поступать очень хорошо или очень плохо.
- Раз мы ненавидим что-либо, значит принимаем это близко к сердцу.
- Массе свойственны глупость и легкомыслие, из-за которых она позволяет вести себя куда угодно, завороженная сладостными звуками красивых слов и не способная проверить разумом и познать подлинную суть вещей.
- Люди, пренебрегшие состоянием первоначального неведения всех наук и не сумевшие достигнуть глубокого знания, опасны, глупы и вредны: они-то и вносят в мир смуту.
- Тот, кто не поставил себе в жизни определённой цели, не может наметить себе и отдельных действий.
- Мы лишены цельности и скроены из отдельных клочков, каждый из которых в каждый данный момент играет свою роль.
- Нет такого удовольствия, которое мы бы могли доставить себе так, чтобы оно нам ничего не стоило.
- Умение пить - это одна из последних радостей, которые остаются после того, как убегающие годы украли у нас все остальные.
- С писателя достаточно того, что он обуздывает и умеряет склонности своего героя; но одолеть их не в его власти.
- Смерть - избавление от всех зол.
- Жизнь превращается в рабство, если мы не вольны умереть.
- Презрение к жизни - нелепое чувство, ибо, в конечном счёте, она всё, что у нас есть.
- Спокойствие, отсутствие страданий, невозмутимость духа, избавление от зол этой жизни, обретаемые нами ценой смерти, нам ни к чему.
- Злоупотреблять можно только хорошими вещами.
- Наши поступки говорят больше о наших удачах, чем о нас самих.
- При старческой немощи большим облегчением является добродетельная способность многого не замечать, не знать и легко поддаваться обману.
- Женщины больше всего довольны собой в тех случаях, когда они кругом неправы.
- Если суждение историка однобоко, то он не может предохранить своё повествование от извращения в том же направлении.
- Мёртвым можно только завидовать. Жалеть нужно людей, находящихся при смерти.
- Простой народ не в силах судить о вещах на основании их самих, легко поддаётся случайным влияниям и видимости.
- В борьбе партий, если и есть истина на стороне одной из них, то она служит ей лишь прикрытием и украшением; на неё ссылаются, но её не чувствуют, не сознают, не проникаются ею.
- Мы охотно делаем для нашего благочестия лишь то, что удовлетворяет нашим страстям.
- Наше рвение творит чудеса, когда оно согласуется с нашей склонностью к ненависти, жестокости, тщеславию, жадности, злословию и восстанию.
- Мы христиане в силу тех же причин, по каким мы являемся перегорцами или немцами.
- Бич человека - это воображаемое знание.
- В делах веры слабость нашего разума больше нам помогает, чем его сила, и наша слепота ценнее нашей прозорливости.
- Божественная истина открывается нам больше с помощью нашего неведения, чем наших познаний.
- Нет такой философской школы, которая не была бы вынуждена разрешить своим приверженцам, если только они хотят участвовать в жизни, выполнять множество вещей для них непонятных, необъяснимых и неприятных.
- Правоведение пользуется юридическими фикциями, на которых зиждется истинность его правосудия.
- Философы рисуют нам не то, что есть, и не то, что они думают, а то, что они измышляют, как наиболее правдоподобное и привлекательное.
- Самые грубые и вздорные выдумки возникают большей частью у тех, кто занимается самыми возвышенными и трудными вопросами.
- Болезнь разума не так-то легко обнаружить, если она не доведена до крайности; тем более что разум всегда идёт нетвёрдой походкой, ковыляя и прихрамывая.
- Что это за благо, которое переезд через какую-нибудь речку превращает в преступление? Что это за истина, которую ограничивают какие-нибудь горы и которая становится ложью для людей по ту сторону этих гор.
- Убийство детей, убийство родителей, общность жён, торговля краденым, всякого рода распутство - нет такого чудовищного обычая, который не был бы принят у какого-нибудь народа.
- Адвокаты и судьи во всех спорных случаях находят достаточно увёрток, чтобы решить дело как им заблагорассудится.
- Если вы сосредоточите все усилия своей мысли на том, чтобы уловить бытие, это будет равноценно желанию удержать в пригоршне зачерпнутую воду, сжимая кулак.
- Нет ни одного государственного устройства, свободного от напыщенной чепухи или лжи, необходимых, чтобы налагать узду на народ и держать его в подчинении.
- Честный человек; предпочитает скорее расстаться со своею честью, чем с чистой совестью.
- Приличия опутали нас и заслонили самую сущность вещей.
- Красота - великая сила в общении между людьми; это она прежде всего остального привлекает людей друг к другу.
- Ревнивцу его страсть доставляет мучения, неизвестные рогоносцу.
- Не бывало ещё на свете такого крючника или девки, которые не считали бы, что их ума для них достаточно.
- Оделяя нас своими благами, природа справедливее всего поступила при распределении между нами ума, ибо нет никого, кто бы не довольствовался своей долей.
- Нам не даровано ни одного совершенного и чистого блага, и мы покупаем его ценой содержащегося в нём зла.
- Даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства.
- Премудрость Божия порождает только благое, натуральное и правильное, но нам не дано видеть порядка и соотношения всех вещей.
- Гнев - это оружие, которое владеет нами.
- Разумное пользование доставляет больше хлопот, чем воздержание. Умеренность - добродетель более требовательная, чем нужда.
- Напряжённая борьба между лекарством и болезнью всегда причиняет вред, так как эта схватка происходит в нашем организме.
- Общее благо требует, чтобы во имя его шли на предательство, ложь и беспощадное истребление; предоставим же эту долю людям более послушным и более гибким, менее других щепетильных в вопросах чести и совести.
- Во всяком государстве существуют необходимые ему должности, не только презренные, но и порочные.
- Не следует называть долгом внутреннюю досаду и недовольство, порождаемые корыстью и страстями личного свойства.
- Хранить чужие тайны - докучливое и тяжёлое бремя.
- Большинство дел человеческих существует за счёт обмана и держится на нём.
- Вовсе не всё может позволить себе порядочный человек, служа своему государю, или общему благу, или законам.
- У каждого человека есть всё, что свойственно роду людскому.
- Сведущий человек не бывает равно сведущ во всём, но способный - способен во всём, даже пребывая в невежестве.
- Порочная, но смелая и решительная душа может, при случае, обеспечить себе спокойствие, но познать удовлетворение и удовольствие от своей доброты ей не дано.
- Хотя и говорят, что раскаяние следует по пятам за грехом, но это не относится к такому греху, который предстаёт перед нами в гордом величии и обитает в нас как в собственном доме.
- Величие души раскрывается не в великом, но в повседневном.
- Нет ни одного душевного качества, которое можно подделать с такой же лёгкостью, как благочестие, если образ жизни не согласуется с ним: сущность его непознаваема и таинственна, внешние проявления - общепонятны.
- Напасти и огорчения полезны лишь тем, кто просыпается не иначе, как от ударов бича.
- Нужно обладать большим запасом знаний и большой предусмотрительностью, чтобы избегнуть изъянов, которыми нас награждает старость, или, по крайней мере, замедлить их развитие.
- Никчемна мудрость, не умеющая приноровиться к всеобщей глупости.
- У мудрых людей смех вызывает не людсккая глупость, а людское высокомудрие.
- Чем отчётливее и обоснованней душеполезное размышление, тем оно докучнее и обременительней.
- Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
- Добродетель - вещь приятная и весёлая.
- Мало найдётся ханжей, которым не подобало бы возмущаться непристойностью своих мыслей.
- Что оскорбляет зрение ханжей, может потрафить их вкусу.
- Недовольные и угрюмые умы проходят мимо радостей жизни и цепляются лишь за её несчастья.
- Усиливаясь, телесные недуги становятся ясными. Недуги души, набираясь сил, делаются всё более тёмными и непонятными.
- Служа государям, мало быть скрытным, нужно быть, ко всему ещё, лжецом.
- Какой бы отвратительной и мерзкой ни была бы для нас вещь, она не может не стать в конце концов приемлемой в силу известных случайностей и условий.
- Поздно брыкаться, раз дал стреножить себя.
- Женщина - это такой товар, который теряет свой блеск и тускнеет, если не относиться к нему с должным почтением.
- Уловки и хитрости способны обмануть только глупцов.
- Жалок удел ревнивцев, докопавшихся до истины.
- Каждый из нас сделал кого-нибудь рогоносцем, но природа только на том и держится, что уподобляет, уравновешивает и чередует.
- Пресны наслаждения тех, кто не умеет сдабривать их фантазией и придавать им пряность.
- Природа насмешки ради оставила нам любовь, это самое шалое и самое пошлое из наших занятий, дабы таким способом уравнять глупого с мудрым и нас с животными.
- Побуждения нашего тела не должны усиливаться измышлениями ума.
- Господь даёт каждому крест по силам его.
- Часто глаза народа насыщают тем, чем ему полагалось бы насыщать своё брюхо.
- Очень легко приучить к щедрости того, кто может проявлять её за чужой счёт.
- Самое тягостное и трудное на свете дело - это достойно царствовать.
- Мало есть на свете вещей, о которых мы способны высказать нелицемерное суждение, ибо среди них мало таких, которые так или иначе не вызывали бы в нас корысти.
- Полное согласие - свойство для беседы весьма скучное.
- Глупость - свойство пагубное, но неспособность переносить её, терзаясь раздражением, - тоже недуг, не менее докучливый, чем глупость.
- Враждебное чувство вызывает в нас сперва доводы противников, а затем и сами люди.
- Нет глупости больше, назойливее и диковиннее, чем возмущаться и оскорбляться глупостями, творящимися вокруг.
- Во всех жизненных делах судьба, которая всегда стремится показать нам своё могущество и унизить нашу самонадеянность, но не может сделать неспособных людей мудрецами, дарует им вместо разума и доблести - удачу.
- Глупость и разброд в чувствах - не такая вещь, которую можно исправить одним добрым советом.
- Все наши общие суждения неясны и несовершенны.
- В дни, когда злонамеренность в действиях становится делом обыденным, бездеятельность превращается в нечто похвальное.
- В развращении своего века каждый из нас принимает то или иное участие: одни вносят свою долю предательством, другие - бесчестностью, безбожием, насилием, алчностью, жестокостью; короче говоря, каждый тем, в чём он сильнее всего; самые слабые дополняют к этому глупость, суетность, праздность.
- Повседневные неприятности никогда не бывают мелкими. Они нескончаемы и с ними не справиться, в особенности если их источник - ваши домашние, неизменно всё те же, от которых никуда не уйдёшь.
- Сущая беда находиться там, где всё, что вы видите, не может не занимать ваших мыслей и вас не касаться.
- Мы забиваем себе голову отвлечённостями и рассуждениями о всеобщих законах и следствиях, отлично обходящихся и без нас, и оставляем в стороне наши дела.
- Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании.
- Мир сам себя не умеет лечить; он настолько нетерпелив ко всему, что его мучает, что помышляет только о том, как бы поскорее отделаться от недуга, не считаясь с ценой, которую необходимо за это платить.
- Нередко мы исправляем себя столь же нелепо, как исправляем других.
- Погрешности в отделке никогда не сказываются так явственно, как тогда, когда материал не может сам за себя постоять.
- Поступки, которые не озаряет отблеск свободы, не доставляют не чести, ни удовольствия.
- Наслаждение и обладание опирается главным образом на воображение. А оно с большим пылом влечёт к тому, что жаждет, чем к тому, что находится в наших руках.
- По мере того, как мы лишаемся естественных удовольствий, мы заменяем их удовольствиями искусственными.
- Не такое уж страшное зло умирать наедине с собой. Уединяемся же мы для отправления наших естественных нужд, менее неприятных и отвратительных, чем эта.
- Мучая своими страданиями своих близких, мы воспитываем в них чёрствость и жестокость.
- Мы имеем право опираться иногда на другого, но вовсе не наваливаться на него всей своей тяжестью.
- На нашей бренной земле нет удовлетворения никому, кроме душ низменных или божественных.
- Нет ни одного честного человека, который, сопоставив свои поступки и мысли с велениями законов, не пришёл бы к выводу, что на протяжении своей жизни он добрый десяток раз заслуживал виселицы.
- Лучше немного безумия, чем тьма глупости.
- Судьба оставляет в покое тех, кто ничем ей не досаждает.
- Если и следует одалживать себя посторонним, то отдавать себя нужно только себе самому.
- Большинство распространённых в мире правил и наставлений ставит себе задачей извлечь нас из нашего уединения и выгнать на площадь, дабы мы трудились на благо общества.
- Напряжённость и неукротимость желаний скорее препятствуют, чем способствуют достижению поставленной цели: они вселяют в нас нетерпение, недоверие и подозрительность.
- В жизни нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего навсего роль.
- Приходится добывать средства к жизни из окружающего нас мира, приходится добывать из него своё пропитание, каков бы он ни был.
- Помогать в плутнях даже тех партий, чьё дело правое, значит наносить им ущерб.
- Души, по своему неразумию видящие вещи только наполовину, извлекают из этого то преимущество, что и неприятные вещи воспринимаются ими не так болезненно.
- Кто творит добро главным образом с тем, чтобы доставить себе удовлетворение, тот не изменит своего образа действий, видя, что люди не ценят его поступков.
- Кто не умеет захлопнуть дверь перед своими бурными чувствами, тот не изгонит их, когда они вторгнутся внутрь. Кто не смог помешать их зарождению, тот не сможет помешать им и обрушиться на него.
- Честолюбие - порок не для мелких людишек.
- Всякая деятельность на общественном поприще подвергается крайне противоречивому и произвольному истолкованию, потому что о ней судит слишком много голов.
- Иные люди считают, что разумные распоряжения могут быть поняты только под звуки фанфар.
- Слава не покупается по дешёвке.
- Спервоначалу чьё-то личное заблуждение становится общим, а затем уже общее заблуждение становится личным.
- У судей много возможностей вымещать на других свою глупость.
- Если хочешь излечиться от невежества, надо в нём признаться.
- Каким бы безупречно-правдивым ни казался человек, ему можно верить лишь в том, что касается дел человеческих.
- Нет дуновения, которое вдыхалось бы людьми с такой жадностью, которое распространялось бы так быстро и широко, как всяческая разнузданность.
- Смерть - конец, но не венец жизни.
- Люди отличаются друг от друга и способностями и склонностями. Их следует вести к благу различными путями, исходя из их нрава.
- Если я умру, а вы останетесь среди живых, то одни боги ведают, кому из нас будет лучше.
- Придёт время, и мы сможем сказать: всё, что мне остаётся прожить, уже больше касается смерти.
- Чтобы добраться до истины, которая плавает в море знаний, нужно не вычерпывать море, а учиться плавать.
- Удовлетворённость ума - признак его ограниченности или усталости.
- Встречаются приговоры более преступные, чем само преступление.
- В суде наша жизнь и честь зависят от ума и ловкости нашего защитника больше, чем от нашей невинности.
- Часто законы создаются дураками, ещё чаще людьми несправедливыми из-за своей ненависти к равенству, но всегда людьми, существами, действующими суетно и непоследовательно.
- Ничто на свете не несёт в себе такого тяжёлого груза ошибок, как законы.
- Уразуметь, что сказал или сделал какую-то глупость, - это ещё пустяки: надо понять, что ты по сути своей глуп.
- Даже истине не дано преимущества быть высказываемой в любое время и при любых обстоятельствах.
- Молодой человек должен нарушать привычный для него образ мыслей: это вливает в него новые силы, не даёт закоснеть и опошлиться.
- Если ваш врач не даёт вам спать вволю, пить вино, есть какой-то сорт мяса - найдите себе другого врача, который выскажет противоположенное мнение.
- Невоздержанность - чума для наслаждения.
- Воздержание не противостоит удовольствиям, а удерживает их в известных границах.
- Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на собственном заду.
- Человек обладает своими благами в воображении и своими бедствиями в действительности.
- Нет столь тяжкой участи, с которой человек не примирился бы ради того, чтобы остаться в живых.
- Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
- Что возможно в любой день, то возможно так же и сегодня (смерть).
- Увлекаемое страстью человеческой, религиозное рвение может превратиться в ненависть и зависть, и тогда вместо пшеницы и винограда оно производит плевелы и крапиву.
- Мы ко всему подходим с собственной меркой, и из-за этого наша смерть представляется нам событием большой важности.
- Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти из своего времени.
- Кого вешают, того не исправляют, а исправляют через него других.
- Плохо понятое самолюбие бывает кормильцем всех глупостей.
- Ложь - это дерзость перед Богом и трусость перед людьми.
- Религия людей есть ни что иное, как их собственное измышление, необходимое для поддержания человеческого сообщества.
- Легко порицать пороки любого государственного устройства, ибо всё, что бренно, кишмя кишит ими; чрезвычайно легко зародить в народе презрение к старым нравам и правилам, и всякий, кто поставит перед собой эту цель, неизменно будет иметь успех; но установить вместо старого, уничтоженного государственного устройства новое и притом лучшее - на этом многие из числа предпринимавших такие попытки не раз обламывали зубы.
- Лучше всего добровольная смерть. Жизнь зависит от воли других, смерть же зависит только от нас.
На главную