ПАСКАЛЬ, Блез (1623-1662). Французский математик, философ.
В Антологии - 105 изречений этого автора
На главную
- Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, - даже среди тех, кто появится, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких к нам людей.
- У всякого знания есть две крайние точки, и они соприкасаются. Одна - это полное и естественное неведение, в котором человек рождается; другой точки достигают возвышенные умы, познавшие всё доступное человеку и уразумевшие, что по-прежнему ничего не знают. А те, что вышли из природного неведения, но не достигли его противоположности, те набрались обрывков знаний и воображают, будто всё превзошли. Они-то и мутят мир, они-то и судят обо всём вкривь и вкось.
- Добродетель человека измеряется не необыкновенными усилиями, а его ежедневным поведением.
- Сомневаться в Боге - значит верить в Него.
- Человек - это приговорённый к смерти, казнь которого откладывается.
- Чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.
- Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.
- Сердце имеет доводы, которые не знает разум.
- Тот, кто положит свою жизнь в духовном совершенствовании, не может быть недоволен, потому что то, что он желает, всегда в его власти.
- Своекорыстие послужило основой и материалом для превосходнейших правил общежития, нравственности, справедливости, но так и осталось гнусной основой человека.
- Одинаково непостижимы положения, что есть Бог и что нет Его, что есть душа в теле и что нет у нас души, что мир сотворён и что он не сотворён.
- Силой и угрозой водворяют в сердце человека не веру, а ужас.
- Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют ещё пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
- Излишнее послушание - это такой же естественный и гибельный порок, как и недоверчивость.
- Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не показала ему, как он дурён.
- Самые приятные люди - это праведники, считающие себя грешниками. Самые неприятные - это грешники, считающие себя праведниками.
- В природе всё так тесно связано между собой, что нельзя познать одного, не изучив другого. Нельзя познать части, не познав целого. А целое бесконечно.
- Страсть к напряжённой, суетливой деятельности также ненасытима, как и потребность в развлечениях, и точно так же происходит от боязни остаться одному с самим собой. Условие счастья есть покой, а не волнения и беспокойства.
- Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.
- Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие себе.
- Случайные открытия делают только подготовленные умы.
- Всё наше достоинство в том, что мы способны мыслить. Будем же стараться мыслить правильно: в этом основа морали.
- Позорно лишь не чувствовать своего позора.
- Всякое рассуждение сводится к уступке чувству.
- Само собой понятное и очевидное не следует определять: определение лишь затемнит его.
- Привычка подавляет натуру.
- Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а что им больше по вкусу.
- Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас и огорчают.
- Прошлое и настоящее - наши средства, только будущее - наша цель.
- Из того, что возможно насилием подчинить людей справедливости, вовсе не следует, что было бы справедливо подчинять людей насилием.
- Если хотите спорить не в туне и переубедить собеседника, уясните себе, с какой стороны он подходит к предмету спора, ибо эту сторону он обычно видит правильно. Признайте его правоту и тут же покажите, что если подойти с другой стороны, он окажется неправ.
- Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
- Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием.
- Удовольствие - та единственная монета, ради которой мы готовы на всё.
- В красноречии существенное должно сочетаться с приятным, но приятное следует черпать только в истинном.
- Мысль меняется в зависимости от слов, которые её выражают. Не мысли придают словам достоинство, а слова мыслям.
- Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится всё, что я в них вычитываю.
- Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведём порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело.
- Всё возникает из небытия и уносится в бесконечность.
- Воображение дарует своим любимцам такое полное и глубокое довольство, какое никогда не испытать питомцам разума.
- Почти все людские поступки совершаются под натиском воображения. Ибо самый ясный ум в конце концов сдаётся и следует, словно своим собственным, тем правилам, которые оно своевольно вводит.
- Истина и справедливость - точки столь малые, что метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даём промах.
- Что постепенно совершенствуется, то столь же постепенно клонится к гибели, что было слабым, то никогда не станет поистине сильным.
- Натура - наша самая первая привычка, меж тем как привычка - наша вторая натура.
- Людские отношения зиждутся на взаимном обмане.
- Иные наши пороки - только отростки других, главных. Они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.
- Великие люди не висят в воздухе, не оторваны от всего человечества - нет, они больше нас лишь потому, что на голову выше, но их ноги на том же уровне, что и наши, они попирают ту же землю.
- Узнав главенствующую страсть человека, мы уже уверены, что можем ему понравиться, забывая, что у каждого без счёта прихотей, идущих вразрез даже с его собственной выгодой.
- Если человеку нет никакой выгоды лгать - это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
- Человек чувствует, как тщетны доступные ему удовольствия, но не понимает, как суетны чаемые; в этом причина людского непостоянства.
- Мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит.
- Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами.
- Человек до того несчастен, что томится тоской даже без всякой причины, просто в силу особого своего положения в мире, и до того суетен, что сколько бы у него ни было самых основательных причин для тоски, способен развлечься любой малостью.
- Чтобы украсить воображаемыми добродетелями наш воображаемый образ, мы готовы отнять подлинные добродетели от нас подлинных.
- Атеизм свидетельствует о силе ума, но силе весьма ограниченной.
- Течение времени уносит всё, чем мы обладаем.
- Обычай правомочен по той простой причине, что общепринят.
- Кто докапывается до корней обычая, тот его уничтожает.
- Искусство подтачивания и ниспровержения государственных устоев как раз и состоит в колебании установленных обычаев, в исследовании их истоков, в доказательстве их несостоятельности и несправедливости.
- Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные люди не переводятся.
- Справедливо подчиняться справедливости. Нельзя не подчиняться силе.
- Неспособные сделать справедливость сильной, люди положили считать силу справедливой и законной. За невозможностью усилить справедливость узаконили силу, дабы отныне они выступали вместе и на земле водворился мир.
- Люди следуют стародавним законам и взглядам не потому, что они здравы, а потому, что они общеприняты и не дают прорасти семенам раздора.
- Общественное мнение - порождение силы.
- Править хотят все, но способны на это немногие.
- Гражданская смута неизбежна, если попытаться всем воздать по заслугам.
- Из-за людского сумасбродства самое неразумное подчас становится разумным.
- Мы стойки в добродетели не потому, что сильны духом, а потому, что нас с двух сторон поддерживает напор противоположных пороков. Стоит нам избавиться от одного порока и мы оказываемся во власти другого.
- Речи о смирении полны гордыни у гордецов и смирения у смиренных.
- Кто слишком молод, тот не умеет здраво судить, равно как и тот, кто слишком стар; кто слишком мало или слишком много размышлял над каким-нибудь вопросом, тот будет упрямиться, стоять на своём; кто выносит приговор своему труду, слишком пристрастен... В живописи правильную точку зрения помогают найти законы перспективы, но что поможет её найти в вопросах истинности и нравственности?
- Споры вокруг какого-нибудь положения не означают его ошибочности, равно как всеобщее согласие - его правильности.
- Всё в этом мире отчасти истинно, отчасти ложно. В нашем мире ничего не бывает безусловно истинно, и значит, всё ложно.
- Любое исходное положение правильно - и у пирроников, и у скептиков, и у атеистов и т.д. Но выводы у всех ошибочны, потому что противоположное исходное положение тоже правильно.
- Гордыня перевешивает в душе человека сознание собственных несовершенств.
- Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибо ничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством.
- Наделённый разумом и страстями человек постоянно воюет сам с собой, ибо примиряется с разумом, только когда борется со страстями, и наоборот. Поэтому он всегда страдает, всегда раздираем противоречиями.
- Счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься.
- Я понимаю, что меня могло и не быть: моё "Я" в способности мыслить, но я мыслящий не появился бы на свет, если бы мою мать убили до того, как я стал одушевлённым существом. Значит я не необходим, равно как не вечен и не бесконечен. Но всё говорит мне о том, что в природе есть некто необходимый, вечный и бесконечный.
- Уверенность, что мы достойны любви ближних, - заблуждение, желание добиться её - несправедливость.
- Если ужасно ослепление того, кто живёт, не пытаясь понять, что он такое, насколько ужаснее ослепление того, кто верит в Бога и всё-таки живёт во зле.
- Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
- В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман так прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо её любит.
- Искоренять злодейство, убивая злодеев - это значит умножать их число.
- Для человека всё сущее в нём самом, ибо, когда он умирает, для него умирает и всё сущее. Поэтому каждый думает, что для всех он тоже всё.
- Доводить благочестие до суеверия - это подрывать его.
- Следует привыкать извлекать пользу из зла: оно так обычно, в то время как добро столь редко.
- Сила правит миром, а не мысль, но мысль пользуется силой.
- Верх ума назовут безумием, как и крайнюю его тупость. Только посредственность всегда в похвале у людей.
- Чрезмерные удовольствия мы уже не ощущаем, мы их терпим.
- Отдельный человек - не необходимое в природе существо.
- Любопытство - то же тщеславие. Чаще всего желают знать только для того, чтобы об этом говорить.
- Совесть лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем; в неё следует чаще всего заглядывать.
- Кто не видит суеты мира - тот суетен сам.
- Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что оно сильно.
- Если человечество хочет продолжать жить и двигаться вперёд, его душа должна вырасти пропорционально его гигантски выросшему телу.
- В чём заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь. Наша истина и наше добро только отчасти истина и добро, и они запятнаны злом и ложью.
- Красноречие - это живописное изображение мысли.
- Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу - это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.
- О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
- С помощью пространства Вселенная охватывает и поглощает меня как некую точку; с помощью мысли я охватываю всю Вселенную.
- Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но это тростинка мыслящая.
- Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия.
- Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит. Всё наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить.
- Почему нас нисколько не сердит хромой на ногу, но так сердит хромой разумом? Дело просто: хромой на ногу признает, что мы не хромоноги, а недоумок считает, что это у нас ум с изъяном, потому он и вызывает в нас не жалость, а злость.
- Две крайности: зачёркивать разум, признавать только разум.
На главную