РИВАРОЛЬ, Антуан (1753-1801). Французский писатель.
В Антологии - 45 изречений этого автора
На главную
- Анекдоты составляют ум для стариков и забаву для детей.
- Близкое общение - вот откуда берут своё начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.
- Богомол верит бредням других людей, философ - лишь своим собственным.
- Бывают времена, когда правительство теряет доверие народа, но я не знаю времени, когда оно могло бы доверять ему.
- Быть разумным - это значит различать истины, которые следует говорить, и истины, о которых следует молчать.
- В войске дисциплина тяготит как щит, а не как ярмо.
- В государстве следует чётко различать арифметическое большинство и большинство политическое.
- Война - суд над нациями: победа и поражение - его приговор.
- Гений в политике состоит не в том, чтобы создавать, а в том, чтобы упрочивать.
- Герцог делает свою жену герцогиней, умный человек не сделает её умной женщиной.
- Даже если заговор составляется иногда людьми умными, исполняется он кровожадным зверем.
- Деспотии гибнут из. за недостатка деспотизма. как хитрецы - из. за недостатка хитрости.
- Есть люди, которые ничего не имеют от своего богатства, кроме страха его потерять.
- Жизнь человека проходит в разбирании своего прошлого, в жалобах на настоящее, в страхе за будущее.
- Идеи - это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта.
- Идеи у него в голове - как стёкла в ящике: каждое в отдельности прозрачно, все вместе темны.
- Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо.
- Как правило, мы гораздо реже проявляем терпимость к тем, кого знаем, нежели сострадание к тем, с кем незнакомы.
- Какие основания были у него покончить с собой? - А ведь для того, чтобы жить, нужны более веские основания, чем для того, чтобы умереть.
- Когда народ просвещённее властителя, он очень близок к революции.
- Когда по дороге дружбы редко ходят, она зарастает тернием.
- Люди в большинстве своём непрерывно суетятся ради того, чтобы под конец обрести покой, но есть среди них и такие лентяи, которые сразу начинают с конца.
- Молодые люди ведут себя с женщинами как робкие богачи, а старики - как наглые нищие.
- На свете существуют две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: Источник верховной власти - народ; вторая: он не должен её осуществлять.
- Народ - это государь, который желает только есть: его величество спокоен, когда переваривает пищу.
- Народу нужны не отвлечённые идеи, а прописные истины.
- Нужно иметь аппетит бедняка, чтобы наслаждаться богатством богатого.
- Печатный станок - это артиллерия мысли.
- Помнить о том, чем они были и чем больше не способны быть, - вот величайшее несчастье, которое может постигнуть как отдельных людей, так и народы в целом.
- Пороки дворца начинают революцию, а пороки народа её завершают.
- Пословицы суть плоды опытности всех народов и здравый смысл всех веков, переложенные в формулы.
- Презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств.
- Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещённее, а потому, что другая натворила слишком уж много глупостей.
- Самые цивилизованные нации так же близки к варварству, как самое полированное железо к ржавчине.
- Слишком большая власть, внезапно обретённая одним из граждан при республике, превращает последнюю в монархию или кое-что похуже. Народу всегда наследует деспот.
- Только при кругозоре мещанина можно наслаждаться по-царски.
- Только сделавшись мёртвыми, языки становятся бессмертными.
- Тот, кто создал азбуку, дал нам в руки нить наших мыслей.
- У философов всегда будет два мира, на которых они строят свои теории: мир их воображения, где всё правдоподобно и всё неправда, и мир природы, где всё правда и всё неправдоподобно.
- Умы необыкновенные придают большое значение вещам заурядным и обыденным. Умы заурядные любят и разыскивают вещи необыкновенные.
- Философы более похожи на анатомов, чем на врачей: они вскрывают, но не излечивают.
- Если желание зачастую перерастает в страсть, то удовольствие неспособно перерасти в счастье.
- Самодержец может быть Нероном, но порой бывает Титом или Марком Аврелием, народ часто бывает Нероном, однако Марком Аврелием - никогда.
- Человек не бывает вполне свободен, его свобода всегда ограничена.
- Воин должен постоянно видеть заботу начальника о его судьбе и в первую очередь о сохранении самой жизни. Гибель всякого солдата, происшедшая от незнания или равнодушия к своему делу начальника, ложится этому последнему на совесть так же, как если бы он уложил этого солдата из собственных рук.
На главную