ТОЙНБИ, Арнольд Джозеф (1889-1975). Английский историк и социолог.
В Антологии - 29 изречений этого автора
На главную
- Общество, как и пространство, не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю.
- У развивающейся цивилизации поле действия перемещается из внешнего окружения во внутреннюю социальную систему растущего общества.
- Поскольку масштабы человеческого невежества громадны, а область познания ограниченна, постольку религия необходима присуща человеческой природе и является одним из её неотъемлемых признаков.
- Если из двух культур, имеющих друг с другом контакт, одна обнаруживает явное превосходство, то она тем самым бросает "вызов" другой, которой приходится в ответ либо перестраиваться, либо ещё более замкнуться в себе.
- Новая цивилизация крепнет, развивается и расширяется не в результате возникновения каких-то специфических, благоприятных обстоятельств, а наоборот, как реакция на вызов и угрозу со стороны внешних или внутренних врагов или суровых природных условий.
- Статичные цивилизации мертвы. Их участь - распад, только разлагаться они будут с различной скоростью: одни как тело, другие - как древесный ствол, а иные - как камень на ветру.
- В противовес традиционному мнению о благоприятности для развития хороших географических и климатических условий, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют прекращение всякого роста.
- История показывает, что высший социальный класс, которому некуда больше расти, постоянно освобождает места для представителей низов, исчезая с социальной арены в третьем и четвёртом поколениях.
- Какое бы количество примеров мы ни привели, истины не добудем, ибо в истории число примеров неисчерпаемо и каждый последующий может опрокинуть ранее выработанную схему.
- Необходимость, в силу которой действует творческая личность, лежит в тождестве Жизни и Действия. Никто не может считаться самим собой, не выразив свою сущность в действии.
- Ответ на вопрос о взаимозависимости Общества и Индивида нужно искать между двумя взаимоисключающими утверждениями: 1. Отдельное человеческое существо - это реальность, способная существовать и быть познаваемой сама по себе, и их взаимодействие и создаёт общество. 2. Общество есть совершенное и умопостигаемое целое, тогда как индивид - всего лишь часть этого целого, не способная ни существовать, ни быть понятой в отрыве от той социальной системы, в которую он помещён. А. Тойнби
- Необходимость, в силу которой творческая личность стремиться преобразить других, лежит в тождестве Жизни и Действия. Никто не может считаться самим собой, не выразив свою сущность в действии.
- Уничтожение творца - это дань, которую истолкователь платит величию творческого труда, потому что чудо творения, совершаемое духом, неподражаемо и неповторимо, между тем как мертвящая буква книжников остаётся незыблемой и постоянной, удобной для повторения.
- Искать причину собственных неудач вне себя, приписывая их силам, не подвластным человеку, - это приём, с помощью которого люди избавляются от чувства собственной неполноценности и униженности.
- Погибель грешника не в божественной ревности, а в неспособности Бога продолжать использовать в качестве орудия творения существо, упорствующее в самоотчуждении от творца своего.
- Контрастом подвижности и многогранности творческих меньшинств в развивающихся обществах служит постоянство правящего меньшинства распадающегося общества, твёрдость позиции которого не в силах изменить ход проигрываемой битвы.
- Раскол в человеческой душе - это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни.
- Как попытка утопического ухода в прошлое, так и в будущее в конечном итоге приводят к разрушительному насилию - даже в том случае, когда вожди являются сторонниками доброты.
- В жизни примитивных обществ два противоположных настроения - оргизм и аскетизм, выступают как сменяющие друг друга в зависимости от времени года и формы племенных обрядово-ритуальных актов. Эти же два настроения можно наблюдать в их гармонии, хотя и в более скрытом виде, в жизни цивилизаций в эпоху их роста. И лишь у цивилизаций в стадии распада эти пути личного поведения находятся в антагонизме.
- Царь-философ обречён на поражение, потому что он пытается объединить в себе две противоположные природы. Философ самоуничтожается, как только он вступает в поле безжалостного действия царя, а царь самоуничтожает себя, выходя в философское поле отвлечённых размышлений.
- Мирское падение мёртвых цивилизаций должно судить по высотам их духовных достижений, а мирское падение ныне живых цивилизаций должно судить с точки зрения тех условий, которые они сумели создать для жизни Души.
- В любом земном обществе, пока земная природа человека не претерпела соответствующих нравственных изменений, зло и добро непрестанно воспроизводятся в каждом новом рождении и будут существовать, покуда жив человек.
- Если церковь попытается упразднить мирскую власть, то она неминуемо потерпит поражение, ибо "кесарево" не исчезнет, но перейдёт в арсенал церкви.
- Резервуар варваров, окружённый границами соседних цивилизаций, заряжается энергией, полученной от этих же цивилизаций, и в конце концов прорывает плотину.
- Для цивилизации, находящейся в обороне, пограничная война означает лишь растущее финансовое и психологическое бремя. Для варваров война - это не бремя, а удобный случай обогатиться, это не время лишений и забот, а пора подвигов и приключений. Борьба истощает цивилизацию, тогда как для воинственного варвара она - дыхание жизни. Это огромный и постоянно растущий разрыв обрекает цивилизацию в конце концов на неизбежное поражение.
- Смена ролей - это обычный путь истории, т.к. одно и то же творческое меньшинство или индивидуум не в состоянии дать творческие ответы на два или более последовательных вызовов истории.
- Любовь - это то, что способно сделать жизнь терпимой.
- Цивилизация - не состояние, а движение, не гавань, а путешествие.
- Исторические события не неизбежны, они кажутся такими лишь из будущего.
На главную