УАЙЛЬД, Оскар Фингалл О’Флаэрти (1856-1900). Английский писатель.
В Антологии - 238 изречений этого автора
На главную
- Аккуратность - воровка времени.
- Амбиция - последнее прибежище неудачника.
- Благие намерения - попросту бесплодные попытки идти против природы. Это чеки, которые люди выписывают на банк, где у них нет текущего счёта.
- Благотворительность - это последнее прибежище для тех, кто любит допекать своих ближних.
- Большая страсть - это привилегия людей, которым нечего делать.
- Большинство людей становятся банкротами, чрезмерно много вложив в прозу жизни. Разориться на поэзии, по крайней мере, почётно.
- Бывать в обществе просто скучно. А быть вне общества - уже трагедия.
- Было бы ошибкой думать, что чувства художника находят полное отражение в его творении. Искусство гораздо отвлечённее, чем мы считаем, и в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его.
- Быть здоровым - это наш первейший долг.
- Быть слишком современным опаснее всего. Рискуешь сразу сделаться старомодным.
- В Англии мы имеем замечательную поэзию, потому что публика её не читает, а следовательно, никак на неё не влияет.
- В горниле жизни возникают яды столь тонкие, что изучить их свойства можно лишь тогда, когда сам отравишься ими, и гнездятся болезни столь странные, что понять их природу можно лишь, переболев ими.
- В детстве мы любим родителей. Став взрослыми - судим их. И бывает, что мы их прощаем.
- В доступности развода заключено хотя бы то достоинство, что это привносит в брачный союз новый элемент романтической зыбкости. Когда пара до конца жизни связана узами брака, сколь часто обходительность становится чистым излишеством, а галантность и вовсе ничего не значит.
- В женщинах, которых называют хорошими, может таиться много страшного - безрассудные порывы ревности, упрямство, греховные мысли. А так называемые дурные женщины способны на муки, раскаяние, жалость, самопожертвование.
- В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны.
- В любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но не могут.
- В наш век благоразумия и бездуховности художники и поэты черпают вдохновение не из жизни, а друг у друга.
- В наш век люди слишком много читают, что мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, что мешает им быть красивыми.
- В наше время большинство людей слишком благоразумны и уже слишком поздно для себя познают ту истину, что только одни ошибки свои вспоминаешь с удовольствием.
- В наше время ничто не производит такого благоприятного впечатления на слушателей, как хорошее, совершенно затёртое общее место. Все вдруг ощущают некое родство душ.
- В наше время утешаются не раскаянием, а удовольствиями. Раскаяние вышло из моды.
- В нашей жизни не осталось ничего красочного, кроме порока.
- В наши дни каждая крупная личность имеет своих учеников, последователей, и из них обыкновенно Иуда пишет биографию.
- В наши дни люди смотрят на жизнь, как на игру. А жизнь вовсе не игра, она - таинство. Её идеал - любовь. Её очищение - в жертве.
- В самоупрёке есть особое наслаждение. Обвиняя самих себя, мы чувствуем, что никто другой уже более не в праве нас обвинить.
- В своих сношениях с людьми судьба никогда не закрывает счёта.
- В сущности искусство зеркало, отражающее того, кто в него смотрит, а вовсе не жизнь.
- В чужих жизненных драмах всегда есть что-то ужасно банальное.
- В этом унизительно признаваться, но все мы сделаны из одного теста. В Фальстафе есть что-то от Гамлета, а в Гамлете - немало от Фальстафа.
- Великий художник никогда не видит вещи такими, каковы они в действительности. А если бы увидел, то перестал бы быть художником.
- Величайшие события в мире - это те, которые происходят в мозгу у человека.
- Влюблённость начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого.
- Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
- Врагов надо выбирать очень обдуманно и осторожно.
- Время и пространство, последовательность событий и протяженность материи - всё это лишь условные границы существования Мысли. Воображение может преодолеть эти границы и выйти в свободную сферу идеальных сущностей.
- Все великие личности рано или поздно обречены оказаться на уровне их биографов.
- Все обаятельные люди испорченны. В этом и кроется секрет их привлекательности.
- Все сочувствуют несчастьям своих друзей и лишь немногие радуются их успехам.
- Всегда есть что-то смешное в душевных волнениях людей, которых мы разлюбили.
- Всегда можно быть добрым с людьми, которые вам безразличны.
- Вся скверная поэзия порождена искренним чувством. Быть естественным - значит быть очевидным, а быть очевидным - значит быть нехудожественным.
- Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление - это путь к очищению. После этого остаётся лишь воспоминание о наслаждении или сладострастие раскаяния. Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему.
- Всякое несовершенное искусство происходит от возвращения к жизни и природе и от возведения их в идеал. Можно иногда пользоваться жизнью и природой в качестве сырого материала, необходимого для художественного творчества, но этот материал лишь тогда станет пригодным для целей искусства, когда подвергнется обработки и превратится в художественную условность.
- Всякое сочувствие прекрасно, но сочувствие страданию - наименее прекрасный вид его. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни, и как можно меньше говорить о тёмных её сторонах.
- Вульгарность - это просто-напросто поведение других людей. А ложь - это правда других людей. Другие - это вообще кошмарная публика. Единственное хорошее общество - это ты сам.
- Высший вид критики - анализ своей собственной души. Он обаятельнее истории, так как касается лишь вас одних. Он доставляет больше наслаждения, чем философия, так как предмет его не отвлеченный, а конкретный. Это единственный культурный вид автобиографии, так как он имеет дело не с событиями, а с вашими мыслями, не со случайными поступками или стечением обстоятельств, а с душевным настроением, порывами воображения и страстями мысли.
- Девятнадцатый век, каким мы его знаем, изобретён Бальзаком. Мы просто выполняем, с примечаниями и ненужными добавлениями, каприз или фантазию творческого ума великого романиста.
- Действительно беспристрастное мнение мы высказываем лишь о том, что не представляет для нас никакого интереса, и именно поэтому беспристрастное мнение в свою очередь не представляет решительно никакой ценности.
- Действительность - это хаос, но в работе человеческого воображения есть неумолимая логика. И только воображение заставляет раскаяние следовать по пятам за преступлением. Только воображение рисует нам отвратительные последствия каждого нашего греха. В реальном мире фактов грешники не наказываются, праведники не награждаются. Сильному сопутствует успех, слабого настигает неудача.
- Действуя, человек уподобляется марионетке. Описывая, он становится поэтом.
- Дешёвые издания великих книг могут быть превосходны, но дешёвые издания великих людей отвратительны.
- Джентльмен - это человек, который никогда не оскорбит ближнего непреднамеренно.
- Для романа годится только то, что в жизни уже вышло из употребления.
- Древние историки оставили нам восхитительный вымысел под видом действительности; современные же писатели преподносят нам сухие факты под видом художественных произведений.
- Дружба трагичнее любви - она умирает слишком долго.
- Душа и тело, тело и душа - какая это загадка! В душе таятся животные инстинкты, а телу дано испытать минуты одухотворяющие. Чувственные порывы способны стать утончёнными, а интеллект - отупеть. Кто может сказать, когда умолкает плоть и начинает говорить душа?
- Единственная прелесть прошлого - в том, что оно прошло. Но женщины никогда не замечают, что занавес опустился. Им непременно подавай шестой акт! Если бы дать им волю, каждая комедия имела бы трагическую развязку, а каждая трагедия перешла бы в фарс. Женщины очаровательно искусственны, но у них нет никакого артистического чутья.
- Если знакомство начинается с комплимента, оно имеет все шансы превратиться в прочную дружбу. Потому что начало было правильное.
- Если мы живём для целей, мы живём для одной минуты, для одного дня, для одного года, вместо того, чтобы жить для каждой минуты, каждого дня, каждого года. Красоту жизни составляют наши настроения. Поддаться всем своим настроениям значит действительно жить.
- Если не говорят о чём-нибудь, значит это никогда и не случилось. Только называя вещь по имени, мы призываем её к жизни.
- Естественность - всего лишь поза, и к тому же самая раздражающая из всех, которые мне известны.
- Есть два способа ненавидеть искусство. Первый - это просто не любить его, второй - любить его рассудочно.
- Есть такие страшные соблазны, что, для того чтобы им поддаться, нужны сила и мужество.
- Есть только один класс людей, которые ещё более алчны, чем богачи, - это бедняки. Бедные ни о чём, кроме денег, думать не могут. Вот в чём несчастье бедности.
- Женщина - это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью.
- Женщина - это картина, мужчина - это проблема.
- Женщина - это победа материи над духом, мужчина - торжество духа над принципами.
- Женщина начинает с отражения наступления мужчины, а кончает тем, что отрезает ему путь к отступлению.
- Женщинам нечего сказать миру. Они - декоративный пол. Но все, что они скажут, очаровательно.
- Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить.
- Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят своё на карту.
- Женщины любят нас за наши недостатки. Если у нас их достаточно, они простят нам всё, даже ум…
- Женщины обычно держат в руках все козыри, но всегда проигрывают последнюю ставку.
- Женщины отдают мужчинам самое драгоценное в жизни. Но они неизменно требуют его обратно - и всё самой мелкой монетой.
- Женщины относятся к мужчинам так же, как человечество к своим богам: они поклоняются - и надоедают, постоянно требуя что-то.
- Женщины созданы для того, чтобы их любили, а не для того, чтобы их понимали.
- Жизнь - слишком важная вещь, чтобы говорить о ней серьёзно.
- Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.
- Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, нежели Искусство подражает Жизни.
- Жизнь удручающе бесформенна. её катастрофы случаются не вовремя и не с теми людьми. В её комедиях есть какой-то низкий, отвратительный ужас, её драмы всегда как-то кончаются фарсом. События либо тянутся бесконечно, либо проходят слишком скоро.
- Журналистика - это организованное злословие.
- За благородные чувства приходится расплачиваться. И именно это и придаёт им благородство.
- За прекрасным всегда скрыта какая-нибудь трагедия. Чтобы расцвёл самый скромный цветочек, миры должны претерпеть родовые муки.
- Здравый смысл - это унаследованная глупость наших предков.
- Зло, ещё не названное по имени, ещё не вызвано в этот мир.
- Искусство - это наиболее яркое проявление индивидуализма, которое только знает мир.
- Искусство можно покорить лишь тогда, когда покоришься ему.
- Искусство начинается лишь там, где кончается Подражание.
- Искусство ни в коем случае не должно стремиться стать общедоступным, наоборот, публика должна стараться стать художественной.
- Искусство никогда не отражает свой век. Ошибка всех историков заключается в том, что они по искусству эпохи судят о самой эпохе.
- Искусство скорее покрывало, нежели зеркало.
- Исправлять и переделывать человеческую натуру - значит, только портить её.
- Истина никогда не зависит от фактов, отбирая и создавая их по своему усмотрению.
- Истинная красота - единственное, чего время не в силах сокрушить. Философские учения рассыпаются, как песок, верования сменяют одно другое, но действительно прекрасное является радостью всех времён, достоянием вечности.
- История женщины - это история самого долговечного вида тирании, какую знал мир: тирании слабых над сильными.
- Каждая новая любовь кажется нам нашей первой и единственной любовью. Смена объектов нисколько не изменяет единства страсти, она только обостряет её.
- Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны её писать.
- Как нельзя переступить порог Академии, не возлюбив Платона больше самой истины, так и тот, кто не любит красоту больше правды, никогда не вступит в святую святых Искусства.
- Какой-то злой рок тяготеет надо всем выдающимся, как в области физической, так и умственной. Лучше не отличаться от своих ближних. Счастлив удел уродов и глупцов на этом свете. Они могут спокойно сидеть и глазеть на игру. Если им и неизвестна победа, они, по крайней мере, избавлены от знакомства с поражением.
- Книга Жизни начинается с мужчины и женщины в саду. А кончается Откровением.
- Когда боги хотят наказать нас, они исполняют наши молитвы.
- Когда женщина говорит с одним мужчиной, она улыбается другому и думает о третьем.
- Когда козыри на руках, то можно играть честно.по
- Когда мужчина перестаёт говорить приятные слова, у него и мысли меняются соответственно.
- Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не своё.
- Кому охота быть последовательным? Разве только тупицам, доктринёрам, доводящим свою мысль до горького конца.
- Концепция "искусства для искусства" подразумевает не конечную цель, а лишь формулу творчества.
- Красота - вид гениальности: она даже выше гения, так как не требует никакого объяснения. Она - одно из великих мировых явлений, как свет солнца, весна, или отражение на темной поверхности воды серебряной раковины, которую мы зовём луной. В ней нельзя сомневаться, у неё свои державные права.
- Критик призван просвещать читателя; художник призван просвещать критика.
- Кто принуждён жить в согласии с другими, тот бывает в разладе с самим собой.
- Литература не может адекватно выразить жизнь. Но произведение искусства вполне адекватно выражает Искусство, а больше ничего и не надо. Жизнь - это только мотив орнамента.
- Личность - очень странное явление. Человека нельзя всегда судить по его поступкам. Он может соблюдать закон и всё-таки быть негодяем. Он может преступать закон и все же быть прекрасным. Он может быть дурным, никогда не делая ничего дурного. Он может согрешить перед обществом, и все же этот самый грех может быть проявлением его превосходства.
- Ложь поэзии правдивее правды жизни.
- Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
- Любить всех - это значит не любить никого. Значит - все одинаково безразличны.
- Любовь всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное.
- Любовь должна прощать все грехи, только не грех против любви.
- Любовь живёт повторением, а повторение превращает её в искусство.
- Любовь к самому себе - роман, длящийся целую жизнь.
- Любой суд есть суд над чьей-либо жизнью, и любой приговор - это смертный приговор.
- Люди редко говорят ту правду, которую стоит говорить. Мы должны были бы с тою же вдумчивостью выбирать правду, как мы тщательно выбираем произносимую нами ложь.
- Материал, которым пользуется живописец или ваятель, скуден в сравнении с орудием писателя - словом.
- Между мужчиной и женщиной не может быть дружбы. Есть страсть, ненависть, поклонение, любовь, но дружбы не бывает.
- Мир один для всех. Добро и зло, грех и невинность идут в нём рука об руку. Для собственного спокойствия закрывать глаза на половину жизни - то же, что идти зажмурившись среди пропастей и трясин, воображая, что это поможет миновать их.
- Многим нравится быть непонятыми. Быть понятным - это как бы быть раскрытым и уличённым.
- Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестаёт быть молитвой и становится перепиской.
- Мораль всегда привлекала людей, равнодушных к искусству.
- Мужчина может быть счастлив с любой женщиной, если только он её не любит.
- Музыка будит в душе волнение, но волнение смутное, бездумное. Она творит в душе не новый мир, а скорее - новый хаос.
- Мы все сидим в яме, но некоторые из нас созерцают оттуда звёздное небо.
- Мы приписываем нашим ближним добродетели, которые могут нам пригодиться и из которых можем извлечь выгоду для себя, но воображаем, что делаем это из великодушия.
- Мысль и Слово для художника - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества.
- Мысль, которую нельзя назвать опасной, вообще не заслуживает названия мысли.
- На войне сильный порабощает слабого, но наступит мир, и богатый порабощает бедного.
- Назначение женщины не в том, чтобы судить мужчин, а в том, чтобы прощать, когда они нуждаются в прощении. Её дело миловать, а не карать.
- Найди слова для своей печали, и ты полюбишь её.
- Наука остаётся вне сферы действия морали, поскольку она имеет дело с истинами внешнего порядка. Искусство остается вне сферы действия морали, поскольку имеет дело с прекрасным, бессмертным и вечно изменчивым. Морали принадлежат области низшие и менее интеллектуальные.
- Не говорите мне, что вы исчерпали жизнь. Когда человек говорит это, знаешь, что жизнь его исчерпала.
- Не надо стараться понять женщину. Женщины - картины, мужчины - загадки. Если вы хотите узнать, что на самом деле думает женщина, смотрите на неё, но не слушайте.
- Непослушание в глазах всякого, читавшего историю, является первородной добродетелью человека. Благодаря непослушанию человечество развивалось и двигалось вперед - благодаря непослушанию и мятежу.
- Нет ни нравственных, ни безнравственных книг. Есть книги хорошо написанные, и есть книги плохо написанные. Вот и всё.
- Нет ничего серьёзного, кроме страсти. Разум - несерьёзное явление, он просто инструмент, на котором играешь.
- Неэгоистичные люди бесцветны. Они утрачивают свою индивидуальность.
- Никаких предзнаменований не бывает. Судьба не шлёт нам вестников - для этого она достаточно мудра, или слишком жестока.
- Ничто не может сравниться с молодостью. Люди средних лет в залоге у жизни. Старые - в жизненной кладовой. Но молодость - царица жизни. Её ждёт царство.
- Нравственность - это мерка, с коей мы подходим к людям, которых мы не любим.
- Общество несравненно более дичает от систематического применения карательных мер, нежели от эпизодически совершаемых преступлений.
- Одна только таинственность может сделать жизнь загадочной и чудесной. Самая простая вещь приобретает особую прелесть, если только её скрывать.
- Определить - значит ограничить.
- Опыт это только название, которое люди дают своим ошибкам.
- Ораторы, ставящие себе целью исчерпать тему, исчерпывают терпение слушателей.
- Основа действия - недостаток воображения. Это последнее прибежище не умеющих мечтать.
- Основанием оптимизма является попросту страх.
- Очень неприятно, когда о вас много говорят, и только одно может быть ещё хуже - это когда о вас вовсе не говорят.
- Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило, - люди злые.
- Передача красивых небылиц - вот подлинная цель искусства.
- По внешнему виду не судят только самые непроницательные люди. Истинное таинство жизни не в невидимом, а в видимом.
- Подлинные трагедии обычно принимают в жизни такую неэстетическую форму, что оскорбляют нас своим грубым неистовством, крайней нелогичностью и бессмысленностью, полным отсутствием изящества. Они нам претят, как всё вульгарное.
- Понять людей и жить с ними можно, только если иметь к ним милосердие.
- Понять, что душа человека непознаваема, - это высшее достижение Мудрости. Ты сам - последняя из всех тайн.
- Популярность - это лавровый венок, которым мир венчает низкопробное искусство.
- Порочность есть миф, придуманный людьми добродетельными, чтобы объяснить загадочную привлекательность некоторых из нас.
- После первого стакана видишь вещи в розовом, после второго - в искажённом, а потом уже - в истинном свете, и это - самое страшное, что может быть.
- Правда жизни открывается нам в форме парадоксов. Чтобы постигнуть Действительность, надо увидеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней.
- Предоставляя голос необразованным людям, журналистика знакомит нас с общественным невежеством.
- Притворство - это способность придать многообразие человеческой личности.
- Прогресс - это реализация утопий.
- Простые удовольствия - последнее прибежище сложных натур.
- Прошлое - это то, чем не следовало было быть человеку; настоящее есть то, чем ему теперь не следует быть.
- Путь парадоксов ведёт к истине.
- Разводы совершаются на небесах.
- Раскрыть красоту и скрыть художника - вот к чему стремится искусство.
- С дурными женщинами не знаешь покоя, а с хорошими изнываешь от скуки.
- Самая прочная основа для брака - взаимное непонимание.
- Самое непростительное в фанатике - это его искренность.
- Самые нелепые поступки человек совершает из благороднейших побуждений.
- Семья чаще всего распадается от здравомыслия мужа. Как женщина может быть счастливой с человеком, который упорно желает видеть в ней вполне разумное существо?
- Сентиментальный человек - это тот, кто желает придать блеск своим чувствам, не платя за это.
- Серьёзность - последнее прибежище заурядности.
- Сила женщины в том, что её не объяснишь с помощью психологии.
- Сильнее всего властвуют над нами именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем.
- Сильные страсти, если они не укрощены, сокрушают утончённые натуры. Страсти эти либо убивают, либо умирают сами. Мелкие горести и неглубокая любовь живучи.
- Слово нужно настраивать, как скрипку. Подобно тому как излишек или недостаток вибраций в голосе певца или в дрожании струны делают ноту фальшивой, точно так же излишняя выразительность или бледность стиля мешают пониманию смысла изложенного.
- Смеяться над своими трагедиями - это единственный способ переносить их.
- Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. "Совесть" - официальное название трусости.
- Современная мораль требует от нас, чтобы мы разделяли общепринятые понятия своей эпохи. Я же полагаю, что культурному человеку покорно принимать мерило своего времени ни в коем случае не следует - это грубейшая форма безнравственности.
- Современные женщины всё понимают, кроме своих мужей. И очень хорошо, что не понимают. А то вряд ли уцелел бы хоть один счастливый брак.
- Старые люди всему верят, люди средних лет во всём сомневаются, а молодые всё знают.
- Страх перед обществом - основа морали - и страх перед Богом - основа религии - вот что властвует над нами.
- Стремление порисоваться иногда толкает нас на поступки благороднее нас самих.
- Так называемые "безнравственные" книги - это те, которые показывают миру его пороки.
- Те, кто любит только раз в жизни - поверхностные люди. Их так называемая верность, постоянство - лишь летаргия привычки или отсутствие воображения. Верность в любви, как и последовательность и неизменность мыслей, - это попросту доказательство бессилия.
- Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет.
- То, что огонь не уничтожит, он закаляет.
- Только бездарные художники являются обаятельными людьми. Они вносят в жизнь ту поэзию, которую не способны внести в своё творчество. Талантливые живут своим творчеством, и поэтому сами по себе совсем неинтересны.
- Только ведущий аукциона может равно и беспристрастно восхищаться всеми школами искусства.
- Только людям ограниченным нужны годы, чтобы отделаться от какого-нибудь чувства или впечатления. А человек, умеющий собой владеть, способен покончить с печалью так же легко, как найти новую радость.
- Только неглубокий человек способен познать самого себя.
- Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет.
- Тот, для кого настоящее ограничено одним теперешним временем, ровно ничего не знает о переживаемой им эпохе.
- Тот, кто желает вести народ за собой, вынужден следовать за толпой.
- Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он в душе остаётся молодым.
- У истинного художника нет этических симпатий. Склонность к этике в художнике является непростительной манерностью стиля.
- У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее.
- У людей различного культурного уровня интересы могут быть общими только в том случае, если это интересы самого низменного свойства.
- У меня наипростейший вкус: я всегда удовлетворяюсь лучшим.
- Умение жить - редчайшая способность на свете. Большинство же людей существуют, и только.
- Умеренность - роковое свойство. Только крайность ведёт к успеху.
- Умеренность - это всё равно, что обыкновенный скучный обед, а неумеренность - праздничный пир.
- Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие.
- Философия учит нас стойко переносить несчастья других людей.
- Форма - тайна жизни. Найдите выражение для скорби, и она станет вам дорога. Найдите выражение для радости, и вы усиливаете её восторг.
- Хорошего влияния не существует. Всякое влияние безнравственно, потому что влиять на другого человека - это значит вложить в него свою душу. И добродетели у него будут не свои, и грехи, будут заимствованные. Он начинает думать не своими мыслями, пылать не своими страстями. И становится отголоском чужой мелодии, актёром, исполняющим написанную не для него роль.
- Художественное произведение бывает прекрасно именно тогда, когда оно включает в себя элементы, до него в искусстве не существовавшие, и измерять его степень совершенства меркой образцов прошлого - значит измерять его как раз той меркой, отсутствие которой обусловливает его действительное совершенство.
- Хуже брака без любви может быть только брак, в котором любовь существует лишь с одной стороны.
- Цель жизни - саморазвитие. Выразить во всей полноте свою сущность - вот для чего всякий из нас призван в этот мир. А в наш век люди стали бояться самих себя. Они забыли, что высший долг - это долг перед самим собой.
- Цель искусства не простая правда, а сложная красота. Искусство, само по себе, есть, в сущности, форма преувеличения, а выбор объекта, составляющей самую сущность искусства, ничто иное, как отыскание способа наиболее яркого выражения своей мысли.
- Ценность какой-нибудь идеи ничуть не зависит от искренности выражающего её человека.
- Циник - это человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.
- Чего нет в творце, не может быть и в творении.
- Человек - существо с мириадами жизней и мириадами ощущений, сложное создание, хранящее в себе чудесные наследия мысли и страсти, и плоть, пропитанную ужасными недугами умерших предков.
- Человек бывает наименее естественным, когда говорит от своего лица. Дайте ему маску, и он скажет вам правду.
- Человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны.
- Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное.
- Человек совершает в жизни роковые ошибки не потому, что ведёт себя безрассудно: минуты, когда человек безрассуден, могут быть лучшими в его жизни. Ошибки возникают именно от излишней рассудочности.
- Человек, видящий обе стороны вопроса, в сущности ровно ничего не видит.
- Человек, живущий одними лишь ощущениями и эмоциями, в глубине души обязательно циник. Эмоциональность и сентиментальность - это всего лишь оборотная сторона цинизма.
- Чем объективнее кажется нам произведение, тем оно на деле субъективнее. Быть может, Шекспир и вправду встречал на лондонских улицах Розенкранца и Гильденстерна, однако Гамлет вышел из его души и Ромео был рождён его страстью.
- Честолюбие - последнее прибежище неудачника.
- Что есть Истина? Если дело идет о религии, это не более чем известное мнение, которое сумело продержаться века. Если иметь в виду науку, истина в ней - последняя и самая громкая сенсация. Ну а в искусстве это последнее из пережитых нами настроений.
- Чтобы вернуть молодость, стоит только повторить все её безумства.
- Чтобы выглядеть естественным, необходимо уметь притворяться.
- Эгоизм, себялюбие заключается не в том, чтобы жить, как самому хочется, а в требовании от других, чтобы они жили именно так, как ты этого хочешь. Отсутствие эгоизма состоит в том, чтобы не вмешиваться в жизнь других людей и оставить их в покое.
- Я думаю, что добродетельные люди приносят большой вред. Особенно вредны они потому, что придают такое большое значение злу.
- Я никогда не обращаю внимания на то, что пошлые люди говорят, и никогда не вмешиваюсь в то, что милые люди делают.
- Я никогда ничего не одобряю и не порицаю, - это нелепейший подход к жизни. Мы посланы в сей мир не для того, чтобы проповедовать свои моральные предрассудки.
На главную