На главную
Оглавление
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
- Об авторе
- Избранные мысли из художественных произведений
- Избранные мысли из "Дневника писателя"
- Избранные мысли из статей
- Избранные мысли из писем
- Избранные мысли из архива писателя
- Избранные мысли из разных источников
- Основные источники
* * *
Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве, вторым ребёнком в большой семье (семеро детей). Отец, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".
Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии тоже ставшего писателем) в Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова.
С 1838 года учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища Достоевский решил полностью отдаться литературному творчеству. В этот период он переводит с французского романы Бальзака, Жорж Санд, Э. Сю и пишет свой первый роман "Бедные люди". Ещё в рукописи Д.В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролёт читали. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому. Роман был напечатан в 1846 году в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры.
Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И.С. Тургеневым, В.Ф. Одоевским, И.И. Панаевым), Достоевский "страстно принял всё учение" критика, включая его социалистические идеи. Но вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева.
В 1847 году Достоевский посещает кружок М.В. Петрашевского. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена. В 1848 году вошёл в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н.А. Спешневым, ставившее своей целью произвести государственный переворот.
23 апреля 1849 года в числе других петрашевцев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После 8 месяцев, проведённых в крепости, был признан виновным "в умысле на ниспровержение... государственного порядка" и первоначально приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. Вот что писал Достоевский о своём пребывании на каторге: "Жили мы в куче, все месте в одной казарме... Нас как сельдей в бочонке... Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками... Всю ночь дрогнешь... Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая... И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей... Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его".
Опыт острожных лет стал биографической основой "Записок из Мёртвого дома" (1860-62). В "Записках" отражён наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.
В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься. В 1859 году Достоевский переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать "почвеннические" журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая редакторскую работу с авторской. Статьи Достоевского представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России. В это же время издаёт романы "Униженные и оскорблённые", "Игрок" (1866).
Роман "Преступление и наказание" (1865-66) подводит итог творчеству 1840-50-х годов, являясь философским ответом Достоевского на революционные настроения 1860-х годов.
В 1867-68 годах написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в "изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь Мышкин не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Следующий роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С.Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П.Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х годов, и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор.
В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Так создавался "Дневник писателя": отчёт о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни, изложение своих убеждений. В обществе Достоевский приобрёл высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Один из современников Достоевского, Александров, вспоминал позднее: "К концу первого года издания "Дневника" между Федором Михайловичем и его читателями возникло, а во втором году достигло больших размеров общение, беспримерное у нас на Руси: его засыпали письмами и визитами с изъявлениями благодарности за доставление прекрасной моральной пищи в виде "Дневника писателя". Некоторые говорили, что они читают его "Дневник" с благоговением, как Священное Писание; на него смотрели одни как на духовного наставника, другие как на оракула и просили разрешить его их сомнения насчёт некоторых жгучих вопросов времени".
В 1877 году Достоевский избран в члены-корреспонденты Академия наук по отделению русского языка и словесности. В 1979 году Достоевскому из Лондона пришло извещение об избрании его членом Почётного комитета Международной литературной ассоциации, в котором он назван одним "из самых прославленных представителей современной литературы".
Итоговым для писателя стал роман "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманный как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алёши Карамазова. В письме к секретарю "Русского вестника" Достоевский так изложил основную мысль "Братьев Карамазовых", ради которой "пишется весь роман": "...Заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлечённое, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли от всех её зол"
Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского идеала. Речь произвела огромное впечатление. По словам Г.И. Успенского, писатель "удостоился не то чтоб овации, а прямо идолопоклонения...". Общество любителей российской словесности единогласно избрало Достоевского своим почётным членом. Достоевский был увенчан огромным лавровым венком. Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием писателя.
Все годы жизни Достоевского преследовали несчастья: смерть детей, серьёзные финансовые затруднения, кредиторы... В конце 1880 года Достоевский писал П.Е. Гусевой: "...если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней. С 15-го июня по 1-е октября я написал до 20 печатных листов романа и издал "Дневник писателя" в 3 печат. листа. И однако, я не могу писать сплеча, я должен писать художественно. Я обязан тем Богу, поэзии, успеху написанного и буквально всей читающей России, ждущей окончания моего труда. А потому сидел и писал буквально дни и ночи... А здоровье так худо, как Вы и представить не можете. Из катара дыхательных путей у меня образовалась анфизема - неизлечимая вещь (задыхание, мало воздуху), и дни мои сочтены".
Федор Михайлович Достоевский скончался. 31 января 1881 года.
Похороны Достоевского (2 февраля 1881 года) были настоящим событием для Петербурга: 67 венков было внесено в церковь св. Духа в Александро-Невской лавре, 72 депутации участвовали в процессии. В речи на его могиле Вл.С. Соловьёв сказал, что Достоевский любил "прежде всего живую человеческую душу во всём и везде... верил в бесконечную Божественную силу человеческой души, торжествующую над всяким насилием и над всяким внутренним падением... И мы, собравшиеся на могиле, чем лучшим можем выразить свою любовь к нему, чем лучшим помянуть его, как если согласимся и провозгласим, что любовь Достоевского есть наша любовь и вера Достоевского - наша вера. Соединённые любовью к нему, постараемся, чтобы такая любовь соединила нас друг с другом. Тогда только воздадим мы достойно духовному вождю русского народа за его великие труды и великие страдания".
Избранные мысли
из художественных произведений
- Несчастие - заразительная болезнь. Несчастным и бедным нужно сторониться друг от друга, чтоб ещё более не заразиться. "Бедные люди", 1844
- Бедность и нищета образуют художника. Они неразлучны с началом. Ты ещё никому не нужен, никто тебя и знать не хочет. Подожди, не то ещё будет, когда узнают, что в тебе есть дарование. Зависть, мелочная подлость, а пуще всего глупость налягут на тебя сильнее нищеты. Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали, а ты увидишь, какие лица обступят тебя, когда ты хоть немного достигнешь цели... "Неточка Незванова", 1848
- Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность. "Дядюшкин сон", 1859
- Низкая душа, выйдя из под гнёта, сама гнетёт. "Село степанчиково и его обитатели", 1859
- Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение. "Записки из мёртвого дома", 1860
- В преступнике острог и самая усиленная каторжная работа развивают только ненависть, жажду запрещённых наслаждений и страшное легкомыслие. "Записки из мёртвого дома", 1860
- Без труда и без законной, нормальной собственности человек не может жить, развращается, обращается в зверя. "Записки из мёртвого дома", 1860
- Нравственные лишения тяжелее всех мук физических. Простолюдин, идущий в каторгу, приходит в своё общество, даже, может быть, ещё в более развитое. Он потерял, конечно, много - родину, семью, всё, но среда его остаётся та же. Человек образованный, подвергающийся по законам одинаковому наказанию с простолюдином, теряет часто несравненно больше его. Он должен задавить в себе все свои потребности, все привычки; перейти в среду для него недостаточную, должен приучиться дышать не тем воздухом... Это - рыба, вытащенная из воды на песок... "Записки из мёртвого дома", 1860
- Тиранство есть привычка, оно развивается в болезнь. Самый лучший человек может огрубеть и отупеть от этой привычки до степени зверя. Кровь и власть пьянят: развиваются загрубелость, разврат; уму и чувству становятся доступны и, наконец, сладки самые ненормальные явления. Человек и гражданин гибнут в тиране навсегда, а возврат к человеческому достоинству, к раскаянию, к возрождению становится для него уже почти невозможен. "Записки из мёртвого дома", 1860
- Действительность бесконечно разнообразна, сравнительно со всеми выводами отвлечённой мысли, и не терпит резких и крупных различий. Действительность стремится к раздроблению. "Записки из мёртвого дома", 1860
- Ничего нет ужаснее, как жить не в своей среде. Мужик, переселённый из Таганрога в Петропавловский порт, тотчас же найдёт там такого же точно русского мужика, тотчас же сговорится и сладится с ним. Не то для благородных. Они разделены с простонародьем глубочайшею бездной. Хоть всю жизнь свою знайтесь с народом, никогда самой сущности не узнать. Всё будет только оптический обман, и ничего больше. "Записки из мёртвого дома", 1860
- Не ум главное, а то, что направляет его, - натура, сердце, благородные свойства, развитие. "Униженные и оскорблённые", 1861
- Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека! "Униженные и оскорблённые", 1861
- Чтобы начать действовать, нужно быть совершенно успокоенным предварительно и чтоб сомнений никаких не оставалось. "Записки из подполья", 1864
- Чтоб умно поступать, одного ума мало. "Преступление и наказание", 1866
- Кто крепок и силён духом, тот над людьми и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее. "Преступление и наказание", 1866
- Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. "Преступление и наказание", 1866
- Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним - скандал. Если же в лести даже всё до последней нотки фальшивое, и тогда она приятна и слушается не без удовольствия; хотя бы и с грубым удовольствием, но всё-таки с удовольствием. И как бы ни груба была лесть, в ней непременно, по крайней мере, половина кажется правдою. "Преступление и наказание", 1866
- Через детей душа лечится. "Идиот", 1868
- Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определённо очерчиваются. "Идиот", 1868
- Можно ли любить всех, всех людей, всех своих ближних, - я часто задавала себе этот вопрос? Конечно: нет, и даже неестественно. В отвлечённой любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. "Идиот, 1868
- Великие мысли приходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства. "Вечный муж", 1869
- Вы представить не можете, какая грусть и злость охватывают всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете её уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят! "Бесы", 1871
- Нельзя любить то, чего не знаешь! "Бесы", 1871
- Эти люди первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. Некого было бы им тогда ненавидеть, не на кого плевать, не над чем издеваться. "Бесы", 1871
- Есть вещи, о которых не только нельзя умно говорить, но и начинать говорить неумно. "Бесы", 1871
- Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, то есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Если великий народ не верует, что в нём одном истина, если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. "Бесы", 1871
- Вторая половина человеческой жизни составляется обычно из одних лишь накопленных в первую половину привычек. "Бесы", 1871
- В каждом несчастье ближнего есть нечто, веселящее посторонний глаз. "Бесы", 1871
- Наслаждение от милостыни есть наслаждение надменное и безнравственное, наслаждение богача своим богатством, властью и сравнением своего значения с значением нищего. Милостыня и развращает и подающего и берущего. "Бесы", 1871
- У нас и рушиться нечему. Упадут у нас не камни, а всё расплывётся в грязь. "Бесы", 1871
- Весь женский вопрос - это только недостаток оригинальности. "Бесы", 1871
- Весь женский вопрос выдумали сдуру мужчины. "Бесы", 1871
- Вам обидно и вы злитесь - вот вся разгадка вашего поколения. "Бесы", 1871
- Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, но высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы. "Бесы", 1871
- Без деспотизма ещё не бывало ни свободы, ни равенства. "Бесы", 1871
- Нет ничего несноснее, когда человек несчастен, а ему тут-то и показывают сто друзей, как он сглупил. "Бесы", 1871
- Женщина никогда вполне не раскается. "Бесы", 1871
- В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки, подымается всякая сволочь, которая есть в каждом обществе, и не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и нетерпение. И эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки "передовых", которые действуют с определённою целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно. "Бесы" 1871
- Если скандала ждут, то он обязательно осуществится. "Бесы", 1871
- Шекспир и Рафаэль - выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и может быть высший плод, какой только может быть! "Бесы", 1871
- Маленькие фанатики никак не могут понять служение идеи иначе, как слив её с самим лицом, по их понятию, выражающим эту идею. "Бесы", 1871
- Завистливое равенство без собственного достоинства, как сознаёт его лакей, или сознавал француз 93 года. "Бесы", 1871
- Женщина всегда женщина, будь хоть она монахиня. "Бесы", 1871
- Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убеждённые, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении всё-таки её докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы. "Подросток", 1875
- Я решительно не знаю, для чего жизнь так коротка. Чтоб не наскучить, конечно, ибо жизнь есть тоже художественное произведение самого творца в окончательной и безукоризненной форме. Краткость есть первое условие художественности. "Подросток", 1875
- Смехом иной человек себя совсем выдаёт, и вы вдруг узнаёте всю его подноготную. Смех требует прежде всего искренности. Смех требует беззлобия. Искренний и беззлобный смех - это весёлость, это самая выдающая человека черта. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. "Подросток", 1875
- Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предаётся страстям и грубым сладостям, и доходит совсем до скотства в пороках своих. "Братья Карамазовы", 1880
- Влюбиться - не значит любить... Влюбиться можно и ненавидя. "Братья Карамазовы", 1880
- Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. "Братья Карамазовы", 1880
- Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердце людей. "Братья Карамазовы", 1880
- Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё. Каждый виновен за всех и за всё на земле. "Братья Карамазовы", 1880
- Нелепости слишком нужны на земле. На нелепостях мир стоит и без них может быть в нём совсем ничего бы и не произошло. "Братья Карамазовы", 1880
- Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься. "Братья Карамазовы", 1880
- Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтут тех, коих замучили. "Братья Карамазовы", 1880
- Много людей честных благодаря тому, что дураки. "Братья Карамазовы", 1880
- Есть минуты, когда люди любят преступление. "Братья Карамазовы", 1880
- Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей. "Братья Карамазовы", 1880
Избранные мысли из "Дневника писателя"
- Нет такого предмета на земле, на который бы нельзя было посмотреть с комической точки зрения. Дневник 1873
- Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде. Дневник 1873
- Наука, конечно, вечна и незыблема для всех и каждого в основных законах своих, но прививка её, плоды её именно зависят от национальных особенностей, то есть от почвы и народного характера. Дневник 1873
- Сила ума есть единственное незыблемое неоспоримое преимущество одного человека перед другим. Дневник 1873
- А кто знает, ведь может и правда, что иные всю жизнь горячатся даже с пеною у рта, убеждая других, единственно чтоб самим убедиться, да так и умирают неубеждённые. Дневник 1873
- Всегда, во всяком обществе, есть так называемая золотая посредственность, претендующая на первенство. Дневник 1873
- Всё зависит от обстоятельств и всё на свете изменяется только сообразно с обстоятельствами. Дневник 1873
- Нет человека упрямее, капризнее и вреднее иного кабинетного филантропа. Дневник 1873
- Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества. Всё же вытребованное, всё вымученное спокон веку до наших времён не удавалось и приносит один только вред. Дневник 1873
- Чем познаётся художественность в произведении искусства? Тем, если мы видим согласие, по возможности полное, художественной идеи с той формой, в которую она воплощена. Дневник 1873
- Художественность, например, хоть бы в романисте, есть способность до того ясно выразить в лицах и образах романа свою мысль, что читатель, прочтя роман, совершенно так же понимает мысль писателя, как сам писатель понимал её, создавая своё произведение. Следственно, попросту: художественность в писателе есть способность писать хорошо. Дневник 1873
- Художественность есть самый лучший, самый убедительный, самый бесспорный и наиболее понятный для массы способ представления в образах именно того самого дела, о котором вы хлопочете. Дневник 1873
- У искусства собственная, цельная, органическая жизнь и, следовательно, основные и неизменимые законы для этой жизни. Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Дневник 1873
- Потребность красоты и творчества, воплощающего её, - неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить. Дневник 1873
- Может быть, в этом-то и заключается величайшая тайна художественного творчества, что образ красоты, созданный им, становится тотчас кумиром, без всяких условий. Дневник 1873
- Потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негармонии, в борьбе, то есть когда наиболее живёт, потому что человек наиболее живёт именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нём и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония, и спокойствие. Дневник 1873
- Красота присуща всему здоровому, то есть наиболее живущему. Дневник 1873
- Если нам иногда кажется, что искусство уклоняется от действительности и не служит полезным целям, то это только потому, что мы не знаем путей полезности искусства, и кроме того, от излишнего жара в наших желаниях немедленной, прямой и непосредственной пользы. Дневник 1873
- Чем более человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию. Дневник 1873
- Искусство всегда в высшей степени верно действительности, - уклонения его мимолетные, скоропреходящие; оно не только всегда верно действительности, но и не может быть неверно современной действительности. Иначе оно не настоящее искусство. В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно-полезно. Дневник 1873
- Начиная с начала мира до настоящего времени, искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала, - рождалось с человеком, развивалось рядом с его историческою жизнью и умирало вместе с его исторической жизнью. Дневник 1873
- Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве - всегдашняя потребность красоты и высшего идеала её. Дневник 1873
- Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит есть и потребность здоровья, нормы, а следственно тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа. Дневник 1873
- Что нужды, что народ, на теперешней степени своего развития, не поймёт всего Пушкина? Он поймёт его потом, и из его поэзии научится познавать себя. Дневник 1873
- Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казённую форму, а сообразно натуре того человека. Дневник 1873
- Ведь любить-то просто мало; надо уметь выказать любовь. Дневник 1873
- Прежде, например, слова: "я ничего не понимаю", означали только глупость произносившего их; теперь же приносят великую честь. Стоит лишь произнести с открытым видом и с гордостью: "Я не понимаю религии, я ничего не понимаю в России, я ровно ничего не понимаю в искусстве" - и вы тотчас же ставите себя на отменную высоту. И это особенно выгодно, если вы в самом деле ничего не понимаете. Дневник 1873
- Любить общечеловека, значит наверно уж презирать, а подчас и ненавидеть стоящего подле себя настоящего человека. Дневник 1873, (Влас)
- Ощущение ужаса есть чувство жёсткое, сушит и каменит сердце для всякого умиления и высокого чувства. Дневник 1873, (Влас)
- Всему удивляться, конечно, глупо, а ничему не удивляться гораздо красивее и почему-то признано за хороший тон. Но вряд ли так в сущности. По-моему, ничему не удивляться гораздо глупее, чем всему удивляться. Да и кроме того: ничему не удивляться почти то же, что ничего и не уважать. Да глупый человек и не может уважать. Дневник 1873, "Бобок"
- "Надо изображать действительность как она есть", - говорят они, тогда как такой действительности совсем нет, да и никогда на земле не бывало, потому что сущность вещей человеку недоступна, а воспринимает он природу так, как отражается она в его идее, пройдя через его чувства. Дневник 1873, (По поводу выставки)
- Истинные происшествия, описанные со всею исключительностью их случайности, - почти всегда носят на себе характер фантастический, почти невероятный. Задача искусства - не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая со всего многоразличия однородных жизненных явлений. Дневник 1873, (Ряженый)
- Слишком сильные духом и характером женщины, особенно если страстны, иначе и не могут любить, как деспотически. Дневник 1873, (Ряженый)
- Наши художники (как и всякая ординарность) начинают отчётливо замечать явления действительности, обращать внимание на их характерность и обрабатывать данный тип в искусстве уже тогда, когда большею частью он проходит и исчезает, вырождается в другой, сообразно с ходом эпохи и её развития, так что всегда почти старое подают нам на стол за новое. Только гениальный писатель, или уж очень сильный талант угадывает тип современно и подаёт его своевременно; а ординарность только следует по его пятам, более или менее рабски, и работая по заготовленным уже шаблонам. Дневник 1873, (Ряженый)
- Люди, люди - это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а только веками выделываются. Дневник 1873, (Мечты и грёзы)
- Человек идеи и науки самостоятельной, человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом её - одним словом, образуется всею историческою жизнью страны. Дневник 1873, (Мечты и грёзы)
- Мало ещё выставить верно все данные свойства лица; надо решительно осветить его собственным художническим взглядом. Настоящему художнику ни за что нельзя оставаться наравне с изображаемым им лицом, довольствуясь одною его реальною правдой: правды в впечатлении не выйдет. Дневник 1873, (По поводу новой драмы)
- Истина лежит перед людьми, и её они не берут, а гоняются за придуманным, именно потому, что её-то и считают фантастичным и утопическим. Дневник 1873, (Нечто о вранье)
- Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всём свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Дневник 1873, (Одна из современных фальшей)
- Может быть, цели современных предводителей европейской прогрессивной мысли - человеколюбивы и величественны. Но дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде чем будет завершено. Дневник 1873, (Одна из современных фальшей)
- Миру в высшей степени необходимо иметь перед собою как можно более людей, которых можно уважать. Дневник 1873
- Сознание, хотя бы лишь самое отдалённое, что тебя стоит высечь, - есть уже начало добродетели. Дневник 1873
- Золотая середина - это нечто трусливое, безличное, а в то же время чванное и даже задорное. Дневник 1873
- Самое сильное средство перевоспитания, переделки оскорблённой и опороченной души в ясную и честную есть труд. Дневник 1876, (Колония малолетних преступников)
- Поняли бы люди, что нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда своего, что гнусно жить на даровщинку и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении. Дневник 1876, (Спиритизм...)
- Мы все хорошие люди, ну, разумеется, кроме дурных. Но вот что замечу к слову: у нас, может быть, дурных-то людей и совсем нет, а есть разве только дрянные. До дурных мы не доросли. Дневник 1876, (О том, что все мы...)
- Редко человек способен совладать с своим дарованием, и напротив, почти всегда талант порабощает себе своего обладателя, унося его на весьма далёкие расстояния от настоящей дороги. Дневник: 1876, (Нечто об адвокатах...)
- Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. Дневник 1876, (Нечто об адвокатах...)
- Все почти таланты хоть капельку да поэты, даже столяры, если они талантливы. Поэзия есть, так сказать, внутренний огонь всякого таланта. Дневник 1876, (Нечто об адвокатах...)
- Жалость, - драгоценность наша, и искоренять её из общества страшно. Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетённых, тогда ему же самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно. Дневник 1876, (Геркулесовы столпы)
- Есть такой политический, а пожалуй и естественный, закон природы, который состоит в том, что два сильные и ближайшие друг к другу соседа, как бы ни были дружны, всегда кончат желанием истребить один другого и, рано ли, поздно ли, приведут это желание в действие. Дневник 1876, (Мечты о Европе)
- Нет выше идеи, как пожертвовать собственною жизнию, отстаивая своих братьев и своё отечество или даже просто отстаивая интересы своего отечества. Без великодушных идей человечество жить не может, и я даже подозреваю, что человечество именно потому и любит войну, чтоб участвовать в великодушной идее. Дневник 1876, (Парадоксалист)
- В период мира укореняется трусливость и бесчестность. Человек по природе своей страшно наклонён к трусливости и бесстыдству и отлично про себя это знает; вот почему, может быть, он так и жаждет войны, и так любит войну: он чувствует в ней лекарство. Война развивает братолюбие и соединяет народы. Дневник 1876, (Парадоксалист)
- Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов. Дневник 1876, (Парадоксалист)
- Сентиментальность так всем по плечу, сентиментальность такая легкая вещь, сентиментальность не требует никакого труда, сентиментальность так выгодна, сентиментальность с направлением даже ослу придаёт теперь вид благовоспитанного человека... Дневник 1876, (Суд и г-жа Каирова)
- С невозможным человеком и отношения принимают иногда характер невозможный, и фразы вылетают подчас невозможные. Дневник 1876, (Г-н защитник и Великанова)
- Нет, устать, возненавидеть жизнь, возненавидеть значит и всех, о нет, нет, пройдёт это жалкое, уродливое, недоношенное племя, племя корчащихся под свалившимися на них камнями, засветит, как солнце, новая великая мысль и укрепится шатающийся ум и скажут все: "Жизнь хороша, а мы были гадки". Дневник 1876, (Одна несоответственная идея)
- Язык есть форма, тело, оболочка мысли, последнее и заключительное слово органического развития. Дневник 1876, (На каком языке...)
- Нет такой старой темы, на которую нельзя бы было сказать что-нибудь новое. Дневник 1876, (Русский или французский язык)
- Всякая высшая и единящая мысль и всякое верное единящее всех чувство - есть величайшее счастье в жизни наций. Дневник 1876, (Оригинальное для России лето)
- Для иного наблюдателя все явления жизни проходят в самой трогательной простоте, и до того понятны, что и думать не о чём. Другого же наблюдателя те же самые явления до того иной раз озаботят, что не в силах их обобщить и упростить, вытянуть в прямую линию и на том успокоиться, - он прибегает к другого рода упрощению и, просто-запросто сажает себе пулю в лоб, чтоб погасить свой измученный ум вместе со всеми вопросами разом. Это только две противоположности, но между ними помещается весь наличный смысл человеческий. Дневник 1876, (Два самоубийства)
- Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет и у Шекспира. Дневник 1876, (Два самоубийства)
- Лучшие люди - это те люди, без которых не живёт и не стоит никакое общество и никакая нация. Дневник 1876, (Лучшие люди)
- Высшие типы царят на земле, и всегда царили, и кончалось всегда тем, что за ними шли, когда восполнялся срок, миллионы людей. Дневник 1876, (Голословные утверждения)
- Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают. Дневник 1876, (Голословные утверждения)
- Сознание своего совершенного бессилия помочь или принести хоть какую-нибудь пользу или облегчение страдающему человечеству может обратить в сердце вашем любовь к человечеству в ненависть к нему. Дневник 1876, (Голословные утверждения)
- Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая жизнь, её окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества. Дневник 1876, (Голословные утверждения)
- Идеи летают в воздухе, но непременно по законам; идеи живут и распространяются по законам, слишком трудно для нас уловимым; идеи заразительны, и в общем настроении жизни иная идея, иная забота или тоска, доступная лишь высокообразованному и развитому уму, может вдруг передаться почти малограмотному существу, грубому и ни об чем никогда не заботившемуся, и вдруг заразить его душу своим влиянием. Дневник 1876, (Кое-что о молодёжи)
- Без идеалов, то есть без определённых хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности. Дневник 1876, (Верна ли мысль...)
- Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его. Дневник 1876, (Российское общество...)
- Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде. Дневник 1876, (На каком языке говорить...)
- Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы учим их чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. Дневник 1876, (Геркулесовы столпы)
- Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры. Дневник 1876, (Что на водах...)
- Если иную идею произнести, выговорить словами, то выйдет ужасно глупо. Дневник, 1976 (Всё планы и планы)
- Есть исторические события, увлекающие всё за собой и от которых не избавишься ни волей, ни хитростью, точно так же как не запретишь морскому приливу остановиться и возвратиться вспять. Дневник 1877, (Миражи...)
- Вера в то, что хочешь и можешь сказать последнее слово миру, что обновишь, его избытком живой силы своей, вера в святость своих идеалов, вера в силу своей любви и жажды служения человечеству... Только сильная такой верой нация и имеет право на высшую жизнь. Дневник 1877, (Примирительная мечта...)
- Не запугивайте себя сами, не говорите: "Один в поле не воин", и пр. Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силён. Дневник 1877, (Русское решение вопроса)
- Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может сделать бездну добра. Дневник 1877, (Русское решение вопроса)
- В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода - лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведёт лишь к рабству вашему. Дневник 1877, (Русское решение вопроса)
- Подъём духа нации ради великодушной идеи - есть толчок вперёд... Конечно, мы можем ошибаться в том, что считаем великодушной идеей; но если то, что мы почитаем святынею, - позорно и порочно, то мы не избегнем кары от самой природы: позорное и порочное несёт само в себе смерть и, рано ли, поздно ли, само собою казнит себя. Дневник 1877, (Не всегда война бич...)
- Не всегда надо проповедовать один только мир, и не в мире одном, во что бы то ни стало, спасение, а иногда и в войне оно есть. Дневник 1877, (Не всегда война Бич)
- Сладострастие родит жестокость и трусость. Грузная и грубая душа сладострастника жесточе всякой другой, даже и порочной души. Дневник 1877, (Спасает ли пролитая кровь)
- Можно сказать, что если общество нездорово и заражено, то даже такое благое дело, как долгий мир, вместо пользы обществу обращается ему же во вред... Но всё-таки полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великодушного принципа, а не для материального интереса, не для жадного захвата, не из гордого насилия. Такие войны только сбивали нации на ложную дорогу и всегда губили их. Дневник 1877, (Спасает ли пролитая кровь)
- Поверьте, что в некоторых случаях, если не во всех почти (кроме разве войн междоусобных), - война есть процесс, которым именно с наименьшим пролитием крови, с наименьшею скорбию и с наименьшей тратой сил, достигается международное спокойствие и вырабатываются, хоть приблизительно, сколько-нибудь нормальные отношения между нациями. Дневник 1877, (Спасает ли пролитая кровь)
- Уж лучше раз извлечь меч, чем страдать без срока. И чем лучше теперешний мир между цивилизованными нациями - войны? Напротив, скорее мир, долгий мир зверит и ожесточает человека, а не война. Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый, ожирелый эгоизм, а главное - умственный застой. Дневник 1877, (Спасает ли пролитая кровь)
- Искусство, то есть истинное искусство, именно и развивается потому во время долгого мира, что идёт в разрез с грузным и порочным усыплением душ. Дневник 1877, (Спасает ли пролитая кровь)
- Есть такая тайна природы, закон её, по которому только тем языком можно владеть в совершенстве, с каким родился, то есть каким говорит тот народ, к которому принадлежите вы. Дневник 1877, (Прежние земледельцы...)
- Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а всё-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжёлые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души. Человек и вообще так создан, что любит своё прожитое страдание. Дневник 1877, (Расговор мой с...)
- Всякое переходное и разлагающееся состояние общества порождает леность и апатию, потому что лишь очень немногие, в такие эпохи, могут ясно видеть перед собою и не сбиваться с дороги. Большинство же путается, теряет нитку и, наконец, махает рукой: "Э, чтоб вас! Какие там ещё обязанности, когда и сами-то никто ничего толком не умеем сказать! Прожить бы только как-нибудь самому-то, а то что тут ещё обязанности". Дневник 1877, (Жажда слухов)
- Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь. Дневник 1877, (Жажда слухов...)
- Леность всегда порождает зверство, заканчивается зверством. И зверство это не от жестокости, а именно от лени. Сердца эти не жестокие, а именно ленивые сердца. Дневник 1877, (Дело родителей Джунковских...)
- Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное, трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом. Заметьте, что вечное и страстное желание этого освобождения себя от всякого долга почти всегда рождает и развивает в эгоисте, наоборот, убеждение, что все, кто бы ни сталкивался с ним, ему должны что-то, как бы обложены относительно его каким-то долгом, данью, податью. Как ни бессмысленно это мечтание, но оно наконец укореняется и переходит в раздражительное недовольство всем миром и в горькое, нередко озлобленное чувство ко всему и всем. Неисполнение этих фантастических долгов принимается наконец сердцем как обида - так что вы иногда во всю жизнь не вообразите, за что иной такой эгоист постоянно на вас сердится и злобится. Дневник 1877, (Дело родителей Джунковских...)
- Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Всё, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, всё, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, - всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: "Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю". Каков же результат выходит? Ребёнок хитрый, скрытный непременно покорится и обманет вас, и розга ваша не исправит, а только развратит его. Ребёнка слабого, трусливого и сердцем нежного - вы забьёте. Наконец, ребёнка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым - вы сначала измучаете, а потом ожесточите и потеряете его сердце. Дневник 1877, (Фантастическая речь...)
- В жизни народов всё важнейшее слагается всегда сообразно с их важнейшими и характернейшими национальными особенностями. Дневник 1877, (О безошибочном знании...)
- Всякое великое счастье носит в себе и некоторое страдание, ибо возбуждает в нас высшее сознание. Горе реже возбуждает в нас в такой степени ясность сознания, как великое счастье. Дневник 1877,
- Кто так легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. Дневник 1877, (Фома Данилов...)
- В наш век негодяй, опровергающий благородного, всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута. Дневник 1877, (Один из главнейших...)
- Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения её необходимо сдирать с людей кожу. Дневник 1877, (Высшие интересы цивилизации...)
- Осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Дневник 1877, (О сдирании кож...)
- Юмор есть остроумие глубокого чувства. Дневник 1877, (Единичный случай)
- Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Дневник 1880, (Пушкин)
- Если я верю, что истина тут, вот именно в том, во что я верую, то какое мне дело, если б даже весь мир не поверил моей истине, насмеялся надо мной и пошёл иною дорогой? Дневник 1880, (Две половинки)
- Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? Дневник 1880, (Две половинки)
- Общественных гражданских идеалов, не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих сами по себе, которые могут быть взяты извне и пересажены на какое угодно новое место с успехом, в виде отдельного "учреждения", таких идеалов нет вовсе, не существовало никогда, да и не может существовать! Дневник 1880, (Две половинки)
- При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственности всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала её. Дневник, 1880, (Две половинки)
- В каком характере слагалась в народе религия, в таком характере зарождались и формулировались и гражданские формы этого народа. Стало быть, гражданские идеалы всегда прямо и органически связаны с идеалами нравственными, а главное то, что несомненно из них только одних и выходят. Дневник 1880, (Две половинки)
- Часто в одном месте бездарность воскресает в другом - чуть не гением. Дневник, 1881 (Вопросы и ответы)
Избранные мысли из статей
- Мысли теперь продаются совершенно готовые, на лотках, как калачи. "Петербургские сновидения в стихах и в прозе"
- Мы всегда разомнём, истерзаем цветок, чтоб сильнее почувствовать его запах, и ропщем потом, когда вместо аромата достаётся нам один чад. "Петербургская летопись"
- Коль неудовлетворён человек, коль нет средств ему высказаться и проявить то, что получше в нём (не из самолюбия, а вследствие самой естественной необходимости человеческой сознать, осуществить и обусловить своё Я в действительной жизни), то сейчас же и впадает он в какое-нибудь самое невероятное событие; то, с позволения сказать, сопьется, то пустится в картеж и шулерство, то в бретерство. то, наконец, с ума сойдёт от амбиции. "Петербургская летопись"
- Двуличие, изнанка, маска - скверное дело, согласен, но если б в настоящий момент все бы явились как они есть на лицо, то ей-богу, было бы хуже. "Петербургская летопись"
- На то и ум, чтобы достич того, чего хочешь. "Зимнии заметки о летних впечатлениях"
- Человек без миллиона есть не тот, который делает всё, что угодно, а тот, с которым делают всё, что угодно. "Зимнии заметки о летних впечатлениях"
* * *
- Во всяком обществе с начала мира всегда есть огромное большинство людей, стоящих за то, что по их понятиям незыблемо и неподвижно. Эту незыблемость и неподвижность они любят преимущественно за то, что она совпадает с их материальными текущими интересами, часто в ущерб остальным и многочисленнейшим их собратьям, и для них хоть весь свет гори, было бы им хорошо.
- На неприготовленную же, неразвитую натуру, или на грубо-развратную, даже и искусство не оказало бы всего своего действия. Чем развитее, чем лучше душа человека, тем и впечатление искусства бывает в ней полнее и истиннее.
- Готовым ничего не даётся; всё нужно сделать, выжить и даже выстрадать.
- Образованная ложь всегда выражается в жизни циничнее; тем отвратительней становится она нравственному чувству человека, чем толще покрыта лаком внешней образованности и прогрессивных понятий.
- Между народами никогда не может быть антагонизма, если бы каждый из них понимал истинные свои интересы. В том-то и беда, что такое понимание чрезвычайно редко, и народы ищут своей славы только в пустом первенстве пред своими соседями.
- Сила самоосуждения прежде всего - сила: она указывает на то, что в обществе есть ещё силы.
- Разве умные люди не могут ошибаться? Да гениальные-то люди и ошибаются чаще всего в средствах к проведению своих мыслей, и часто чем гениальнее они, тем и крупнее ошибаются. Вот рутина, так та реже ошибается.
- Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог - это, так сказать, внешняя одежда; мысль - это тело, скрывающееся под одеждой.
- Бездарность есть тот же застой прогресса. Где есть поступление вперёд, там в голове движения не должно быть бездарности. А где есть торговля прогрессом из-за хлеба и литературных чинов, там уж полная мерзость запустения.
- Одни факты, без обстоятельного их изучения и без окончательного слова о них - только суета и путаница.
- Люди ищут истины, хотят правды; а как определить правду в деле литературы, которая вся держится на мнениях и взглядах, сталкивающихся и перекрещивающихся в многоразличных направлениях? Одно определение литературной правды: чистосердечие, искренность мнений и взглядов, полное согласие их с собственными убеждениями автора. Так думали прежде; а теперь - впереди всего избранное направление, которому подчиняются мнения и взгляды, подчиняется правда.
- Похвала всегда целомудренна; одна лесть пахнет лакейской.
- Скептицизм и скептический взгляд убивают всё, и самый взгляд наконец, и граничат с полной апатией и мертвенным сном.
- От художника требуется не фотографическая верность, не механическая точность, а кое-что другое, больше, шире, глубже. Точность и верность нужны, элементарно необходимы, но их слишком мало; точность и верность покамест только ещё материал, из которого потом создаётся художественное произведение. Истинный художник в картине ли, в рассказе ли, в музыкальном ли произведении непременно виден будет сам; он отразится невольно, даже против своей воли, выскажется со всеми своими взглядами, с своим характером, с степенью своего развития.
- Всё искусство состоит в известной доле преувеличения, с тем однако же, чтобы не переходить известных границ.
- Нельзя сказать человеку: удовольствуйся анализом и накоплением материала и не смей мыслить и выводить заключения. Это всё равно, если сказать: не гляди глазами, не нюхай носом.
Избранные мысли из писем
- Беда работать подёнщиком! Погубишь всё: и талант, и юность, и надежду, омерзеет работа и сделаешься, наконец, пачкуном, а не писателем.
- Чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь.
- Право, с иными людьми поговоришь и точно выйдешь из какой-нибудь канцелярии.
- Быть одному - это потребность нормальная, как пить и есть, иначе в насильственном этом коммунизме сделаешься человеконенавистником.
- Одно слово, сказанное с убеждением, с полною искренностью и без колебаний, глаз на глаз, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.
- Всякий человек поступает по совести, а порядочный человек по совести и рассчитывает.
- Самолюбие хорошая вещь; но, по-моему, его нужно иметь только для главных целей, для того, что сам поставил себе целью и назначением всей жизни.
- Есть две ревности: ревность любви и самолюбия.
- Искать счастье бросив всё, даже то, чему мог быть полезным, - эгоизм.
- Уединение всегда найти можно, а людей не всегда, то есть людей в смысле общества... Прекрасных людей надо искать.
- Учение вещь трудная, потому что требует огромного, усидчивого терпения; а как не сделаешь к этому привычки с ранних лет - никогда потом не приучишься.
- Величайшее умение писателя, это - уметь вычёркивать. Кто умеет и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт. Все великие писатели писали чрезвычайно сжато. А главное - не повторять уже сказанного или и без того всем понятного.
- Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья.
- Является сострадание к осмеянному и незнающему себе цены прекрасному - а стало быть, является симпатия и в читателе. Это возбуждение сострадания и есть тайна юмора.
- Рутина всегда видит либерализм и новую мысль именно в том, что старо и отстало.
- Полемика есть чрезвычайно удобный способ к разъяснению мысли.
- Не надеясь на успех, нельзя с жаром работать.
- Человек, на поверхности земной, не имеет права отвёртываться и игнорировать то, что происходит на земле, и есть высшие нравственные причины на то.
- Счастье раз в жизни даётся, а потом ведь всё горе, всё горе.
- Без страдания и не поймёшь счастья. Идеал через страдание переходит, как золото через огонь. Царство небесное усилием достаётся.
- Без войны человек деревенеет в комфорте и богатстве и совершенно теряет способность к великодушным мыслям и чувствам и непременно ожесточается и впадает в варварство.
- У всякого в жизни бывают дни, что надо перетерпеть.
- Фантазия есть природная сила в человеке, тем более во всяком ребёнке, у которого она, с самых малых лет, преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления. Не давая ей утоления, или умертвишь её или обратно, - дашь ей развиться, именно чрезмерно (что и вредно) своими собственными уже силами. Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребёнка преждевременно. Впечатления же прекрасного именно необходимы в детстве.
- Всякий за себя, а Бог за всех! Вот удивительная пословица, выдуманная людьми, которые успели пожить... Но дело в том, что пословицу эту изменили в самом начале её существования. Всякий за себя, все против тебя, а Бог за всех.
- Все эти гимназистики, студентики, которых я так много видал, так чисто, так беззаветно обратились в нигилизм во имя чести, правды и истинной пользы! Ведь они беззащитны против этих нелепостей и принимают их как совершенство. - Здравая наука, разумеется, всё искоренит. Но когда ещё она будет? Сколько жертв поглотит социализм до того времени? И наконец: здравая наука, хоть и укоренится, не так скоро истребит плевела, потому что здравая наука - всё ещё только наука, а не непосредственный вид гражданской и общественной деятельности.
- Борьба настоящая есть материал для мира будущего.
Избранные мысли из архива писателя
В 1971 году в 83 томе серии "Литературное наследство" вышла книга "Неизданный Достоевский", в которой опубликованы записные книжки и тетради писателя за 1860-81 годы. Цифры в конце нижеследующих цитат указывают на страницу по этой книге
- На свете ничего не начинается и ничего не оканчивается. Неизданный Достоевский, 128
- Наше мнение: чем заменить розги. Заменить, конечно, трудно. Самое лучшее: не сечь да и только. Неизданный Достоевский, 145
- Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собой. Неизданный Достоевский 172
- Человек есть на земле существо, только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. Неизданный Достоевский, 173
- Открыть, отыскать все факты - не наука, а работа над фактами есть наука. Неизданный Достоевский, 176
- Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальёт крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. Всякое общество может вместить только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось я начало понимать. Неизданный Достоевский, 176
- Реализм есть ум толпы, большинства, не видящей дальше носу, но хитрый и проницательный, совершенно достаточный для настоящей минуты. Оттого он всех увлекает и всем по плечу. Неизданный Достоевский, 212
- Чем менее сознаёт человек, тем он полнее живёт и чувствует жизнь. "Неизданный Достоевский, 251
- Не от сознания происходят болезни, но само сознание - болезнь. Неизданный Достоевский, 251
- Трагическое так же смешно, как и комическое. Неизданный Достоевский, 262
- Человек весьма часто принадлежит известному роду убеждений вовсе не потому, что разделяет их, а потому что принадлежать к ним красиво, даёт мундир, положение в свете, зачастую доходы. Неизданный Достоевский, 290
- ...ни одно монашеское общество, ни в одном монастыре не было хорошо, даже с самых начал христианства, а отдельные монахи, отдельные святые были всегда, есть и теперь. Неизданный Достоевский, 290
- Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой. Неизданный Достоевский, 292
- Искусство даёт формы выжитому чувству или пророчит, когда чувство ещё не пережито, а только начинает загораться в народе. Неизданный Достоевский, 292
- Священник почти что чиновник. Неизданный Достоевский, 292
- Национальность есть более ничего как - народная личность. Народ, ставший нацией, вышел из детства. Неизданный Достоевский, 293
- Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, и, стало быть, должна быть противна народу. Неизданный Достоевский, 294
- Полная свобода прессы необходима, иначе до сих пор даётся право дрянным людишкам не высказываться и оставлять слово с намёком: "дескать, пострадаем". Неизданный Достоевский, 311
- Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи. Неизданный Достоевский, 314
- А не понимаешь ты не оттого, что не ясен писатель, а оттого, что неразвиты, тупы твои способности. Неизданный Достоевский, 371
- Нелепость весьма часто заключена не в книге, а в уме читающего. Неизданный Достоевский, 371
- Гуманность есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть. Неизданный Достоевский, 375
- Художественностью пренебрегают только лишь необразованные и туго развитые люди, художественность есть главное дело, ибо помогает выражению мысли выпуклостью картины и образа, тогда как без художественности, проводя лишь мысль, производим лишь скуку. Неизданный Достоевский, 376
- Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными. Неизданный Достоевский, 382
- Кроме войны, я никак не вижу проявлений для массы, ибо везде талант, ум и лучшие люди. Массе иногда остаётся лишь бунт, чтоб заявить себя. Неизданный Достоевский, 387
- Каждая запрещённая мысль, тотчас же, чуть запрещена, ставится на пьедестал самими же запретителями. Неизданный Достоевский, 391
- Покоя нет. Будущность чревата. Что-то недоделанное в мире. Неизданный Достоевский, 393
- Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством. Неизданный Достоевский, 393
- Мы, может быть, видим Шекспира. А он ездит в извозчиках, это, может быть, Рафаэль, а он в кузнецах, это актёр, а он пашет землю. Неужели только маленькая верхушечка людей проявляется, а остальные гибнут? Неизданный Достоевский, 396
- Нет такого прекрасного, чтоб не нашлось ещё прекраснее, и нет такого дрянного, чтоб не нашлось ещё дряннее. Неизданный Достоевский, 399
- Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства. Неизданный Достоевский, 402
- Всякая цивилизация начинается с разврата. Жадность приобретения. Зависть и гордость. Неизданный Достоевский, 405
- Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтоб только питаться. Неизданный Достоевский, 406
- Человек принадлежит обществу. Принадлежит, но не весь. Неизданный Достоевский, 422
- Лишнее в правде - ложь. Неизданный Достоевский, 428
- В истинно художественном произведении, хотя бы оно толковало о других мирах, не может не быть истинного направления и верной мысли. Неизданный Достоевский, 429
- Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чём воздыхает. Неизданный Достоевский, 431
- В Евангелии предречено, что законы самосохранения и опыты науки ничего не отыщут и не успокоят людей. Что люди успокаиваются не прогрессом ума и необходимости, а нравственным признанием высшей красоты, служащей идеалом для всех, перед которой все бы распростёрлись и успокоились: вот, дескать, что есть истина, во имя которой все бы обнялись и пустились действовать, достигая её. Неизданный Достоевский, 441
- Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам. Неизданный Достоевский, 443
- Спиритизм - какая глубокая чья-то насмешка над людьми, изнывающими по утраченной истине, и тут кто-то говорит: постучите-ка в стол, и мы вам, пожалуй, ответим, что вам делать и где ваша истина. Неизданный Достоевский, 443
- Наука есть дело великое, но всего человека она не удовлетворит. Человек обширнее своей науки. Неизданный Достоевский, 447
- Всякая нравственность выходит из религии, ибо религия есть только формула нравственности. Неизданный Достоевский, 449
- Честный человек с тем и живёт, чтобы иметь врагов. Неизданный Достоевский, 552
- У честных - врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. Неизданный Достоевский, 552
- У нас именно потому, что всякий потерял всякую веру, а стало быть, всякий взгляд, так дорога обличительная литература. Все, которые не знают, за что держаться, как быть и кому верить, видят в ней руководство. И хоть это руководство лишь отрицательное, но именно его-то нашим и надо, тем им и сподручнее, - и потому что явись кто с положительным идеалом, они же первые, озлобясь, отвернутся, весь порок их заговорит, защищая себя, и они с цинизмом осмеют, а отрицательное ни к чему не обязывает, а напротив даёт руководство скалить зубы над всем и даже над самым хорошим. А это легко и мило. Скалит зубы человек и думает, что исполнил долг добродетели. Неизданный Достоевский, 554
- Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку. Упадок образования, ума, признак глупости. Неизданный Достоевский, 557
- Сущность их сатиры в том, чтобы во всяком хорошем поступке приискать подлеца. Тем и удовлетворяются, долг выполнили. Неизданный Достоевский, 605
- Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество? Неизданный Достоевский, 610
- Бытие только тогда и начинает быть, когда ему грозит небытие. Неизданный Достоевский, 618
- Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит: "Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро". Увы! человек мог бы отвечать, говоря о себе совершенно обратно: "Я часть той части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний - одно лишь злое". Неизданный Достоевский, 618
- Делай дело так, как будто ты век собираешься жить, а молись так, как будто сейчас собираешься умереть. Неизданный Достоевский, 626
- Реалисты неверны, ибо человек есть целое лишь в будущем, а вовсе не исчерпывается весь настоящим. Неизданный Достоевский, 628
- Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо ещё беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения. Неизданный Достоевский, 675
- Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. Неизданный Достоевский, 675
Избранные мысли
из разных источников
- Общественное мнение у нас дрянное, кто в лес, кто по дрова, но его кое-где боятся, стало быть, оно своего рода сила, а стало быть, и годиться может... Уничтожить общественное мнение, так не то, что ничего больше не будет, а и то, что есть, исчезнет. Записная книжка
- Общество не консервативно, когда оно не видит, что сохранять. Дайте ему что положительного и увидите, что оно будет консервативно. Записная книжка
- Человек всю жизнь не живёт, а сочиняет себя, самосочиняется. Записная книжка
- Есть некоторые жизненные вещи, живые вещи, которые весьма, однако, трудно понять от чрезмерной учёности. Учёность, такая прекрасная вещь даже и в случае чрезмерности, обращается от прикосновения к иным живым вещам в вещь даже вредную. Не все живые вещи легко понимаются. Это аксиома. А чрезмерная учёность вносит иногда с собой нечто мертвящее. Записная книжка
- Истинная учёность не только не враждебна жизни, но, в конце концов, всегда сходится с жизнью и даже указывает и даёт в ней новые откровения. Вот существенный и величавый признак истинной учёности. Неистинная же учёность, хотя бы и чрезмерная, в конце концов, всегда враждебна жизни и отрицает её. Записная книжка
- Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы её воплощаете. Записная книжка
- Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. Архив
- Нигилизм - это лакейство мысли. Нигилист - это лакей мысли. Архив
* * *
- Человеку для счастья нужно столько же счастья, сколько и несчастья.
- Тогда только очищается чувство, когда соприкасается с красотою высшей, с красотою идеала.
- Для того, чтобы правда стала убедительнее, надо прибавить к ней хоть каплю вымысла.
- Для человека нет ничего труднее собственного мнения.
- Жизнь задыхается без цели.
- Любовь немыслима без самопожертвования.
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное.
- Нет ничего более прекрасного, чем воспоминание о чём-то возвышенном; и ничего другое не в состоянии укрепить дух человека так, как это воспоминание.
- Одно дело - убеждения человека, другое дело - сам человек.
- В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь или любовь убивает ревность. Совершенно противоположное бывает со страстью.
- Фантастическое составляет сущность действительности.
- Высшее счастье обязывает душу.
- Порядочный тон заключается в искренности и честности.
- Без детей нельзя было бы так любить человечество.
- Если исказить Христову веру, соединив её с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства.
- В браке три четверти счастья человечества, а в остальном - едва ли четверть.
- Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
- Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
- В идеале общественная совесть должна сказать: пусть погибнем мы все, если спасение наше зависит лишь от замученного ребёнка, - и не принять этого спасения.
- Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.
- Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив.
- Исчезает честь - остаётся формула чести, что равносильно смерти чести.
- Никакой наукой не составите общества, если нет благородного материала, живой и доброй воли, чтоб жить честно и любовно. Наука укажет выгоды и докажет только, что выгоднее всего быть честным.
- Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность её исполнения.
- Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя.
- Самые серьёзные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества.
- Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
- Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина.
- Созидается общество началами нравственными.
- Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
- Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства.
- Удаление от общества необходимо для правды общественной.
- Человек, который не был ребёнком, будет плохим гражданином.
- Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно.
- Чтобы любить в простоте, надо знать, как проявить любовь.
- Чтобы любить друг друга, нужно бороться с собой.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Достоевский Ф. Собрание сочинений в 10 томах. – М.: ГИХЛ., 1957.
- Достоевский Ф., Мысли, высказывания, афоризмы. Собрал Д.Гришин – Париж: Пять континентов, 1975.
- "Неизданный Достоевский", Литературное наследство, том 83. Москва, Наука, 1971
В начало
Оглавление
На главную