На главную
Оглавление

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

* * *

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) родился в Москве, вторым ребёнком в большой семье (семеро детей). Отец, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета".

Когда Достоевскому было 15 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии тоже ставшего писателем) в Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова.

С 1838 года учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища Достоевский решил полностью отдаться литературному творчеству. В этот период он переводит с французского романы Бальзака, Жорж Санд, Э. Сю и пишет свой первый роман "Бедные люди". Ещё в рукописи Д.В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролёт читали. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому. Роман был напечатан в 1846 году в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры.

Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И.С. Тургеневым, В.Ф. Одоевским, И.И. Панаевым), Достоевский "страстно принял всё учение" критика, включая его социалистические идеи. Но вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком и со всем его окружением, включая Некрасова и Тургенева.

В 1847 году Достоевский посещает кружок М.В. Петрашевского. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена. В 1848 году вошёл в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н.А. Спешневым, ставившее своей целью произвести государственный переворот.

Федор Михайлович Достоевский

23 апреля 1849 года в числе других петрашевцев был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. После 8 месяцев, проведённых в крепости, был признан виновным "в умысле на ниспровержение... государственного порядка" и первоначально приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте, после "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовных преступников. Вот что писал Достоевский о своём пребывании на каторге: "Жили мы в куче, все месте в одной казарме... Нас как сельдей в бочонке... Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками... Всю ночь дрогнешь... Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая... И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей... Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его".

Опыт острожных лет стал биографической основой "Записок из Мёртвого дома" (1860-62). В "Записках" отражён наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.

В 1857 году ему было возвращено дворянство и право печататься. В 1859 году Достоевский переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать "почвеннические" журналы "Время", затем "Эпоха", сочетая редакторскую работу с авторской. Статьи Достоевского представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России. В это же время издаёт романы "Униженные и оскорблённые", "Игрок" (1866).

Роман "Преступление и наказание" (1865-66) подводит итог творчеству 1840-50-х годов, являясь философским ответом Достоевского на революционные настроения 1860-х годов.

В 1867-68 годах написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в "изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь Мышкин не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Следующий роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С.Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое пространство романа много шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П.Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х годов, и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор.

В 1873 году Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Так создавался "Дневник писателя": отчёт о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни, изложение своих убеждений. В обществе Достоевский приобрёл высокий нравственный авторитет, воспринимался как проповедник и учитель. Один из современников Достоевского, Александров, вспоминал позднее: "К концу первого года издания "Дневника" между Федором Михайловичем и его читателями возникло, а во втором году достигло больших размеров общение, беспримерное у нас на Руси: его засыпали письмами и визитами с изъявлениями благодарности за доставление прекрасной моральной пищи в виде "Дневника писателя". Некоторые говорили, что они читают его "Дневник" с благоговением, как Священное Писание; на него смотрели одни как на духовного наставника, другие как на оракула и просили разрешить его их сомнения насчёт некоторых жгучих вопросов времени".

В 1877 году Достоевский избран в члены-корреспонденты Академия наук по отделению русского языка и словесности. В 1979 году Достоевскому из Лондона пришло извещение об избрании его членом Почётного комитета Международной литературной ассоциации, в котором он назван одним "из самых прославленных представителей современной литературы".

Итоговым для писателя стал роман "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманный как изображение "нашей интеллигентской России" и вместе с тем как роман-житие главного героя Алёши Карамазова. В письме к секретарю "Русского вестника" Достоевский так изложил основную мысль "Братьев Карамазовых", ради которой "пишется весь роман": "...Заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин - дело не отвлечённое, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее, и что христианство есть единственное убежище Русской Земли от всех её зол"

Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского идеала. Речь произвела огромное впечатление. По словам Г.И. Успенского, писатель "удостоился не то чтоб овации, а прямо идолопоклонения...". Общество любителей российской словесности единогласно избрало Достоевского своим почётным членом. Достоевский был увенчан огромным лавровым венком. Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием писателя.

Все годы жизни Достоевского преследовали несчастья: смерть детей, серьёзные финансовые затруднения, кредиторы... В конце 1880 года Достоевский писал П.Е. Гусевой: "...если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней. С 15-го июня по 1-е октября я написал до 20 печатных листов романа и издал "Дневник писателя" в 3 печат. листа. И однако, я не могу писать сплеча, я должен писать художественно. Я обязан тем Богу, поэзии, успеху написанного и буквально всей читающей России, ждущей окончания моего труда. А потому сидел и писал буквально дни и ночи... А здоровье так худо, как Вы и представить не можете. Из катара дыхательных путей у меня образовалась анфизема - неизлечимая вещь (задыхание, мало воздуху), и дни мои сочтены".

Федор Михайлович Достоевский

Федор Михайлович Достоевский скончался. 31 января 1881 года.

Похороны Достоевского (2 февраля 1881 года) были настоящим событием для Петербурга: 67 венков было внесено в церковь св. Духа в Александро-Невской лавре, 72 депутации участвовали в процессии. В речи на его могиле Вл.С. Соловьёв сказал, что Достоевский любил "прежде всего живую человеческую душу во всём и везде... верил в бесконечную Божественную силу человеческой души, торжествующую над всяким насилием и над всяким внутренним падением... И мы, собравшиеся на могиле, чем лучшим можем выразить свою любовь к нему, чем лучшим помянуть его, как если согласимся и провозгласим, что любовь Достоевского есть наша любовь и вера Достоевского - наша вера. Соединённые любовью к нему, постараемся, чтобы такая любовь соединила нас друг с другом. Тогда только воздадим мы достойно духовному вождю русского народа за его великие труды и великие страдания".


Избранные мысли
из художественных произведений

Избранные мысли из "Дневника писателя"

Избранные мысли из статей

* * *

Избранные мысли из писем

Избранные мысли из архива писателя

В 1971 году в 83 томе серии "Литературное наследство" вышла книга "Неизданный Достоевский", в которой опубликованы записные книжки и тетради писателя за 1860-81 годы. Цифры в конце нижеследующих цитат указывают на страницу по этой книге

Избранные мысли
из разных источников

* * *

Федор Михайлович Достоевский

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz