На главную
Оглавление
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
- Об авторе
- Избранные мысли из художественных произведений
- Избранные мысли из романа "Жизнь Клима Самгина", 1925 - 1936
- Избранные мысли из статей и писем
- Избранные мысли из разных источников
- Основные источники
* * *
Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист, общественный деятель.
Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) - сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) - из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни".
Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос "самоучкой". Тяжёлая работа (посудник на пароходе, "мальчик" в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни.
Максим Горький принимал участие в революционной пропаганде, "ходил в народ", странствовал по Руси, общался с босяками. В 1889 году - в Нижнем Новгороде - его арестовывают за сношения с поднадзорными. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И.В. Гете до позитивизма Ж.М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с "Капиталом" К. Маркса и "Историческими письмами" П.Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше. В личной библиотеке Горького до сих пор хранится купленная им в молодые годы книга немецкого философа Шопенгауэра "Афоризмы и максимы" с многочисленными пометками.
Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М. Горький появился в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где был напечатан первый рассказ "Макар Чудра" - автор его работал в ту пору в тифлисских железнодорожных мастерских. В 1895 году, благодаря помощи В.Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале "Русское богатство" (рассказ "Челкаш"). В 1898 году в Петербурге вышла книга "Очерки и рассказы", имевшая сенсационный успех. В 1899 году появились поэма в прозе "Двадцать шесть и одна" и первая большая повесть "Фома Гордеев". Слава Горького росла, и в 1901 году даже вышла книга с избранными мыслями из его произведений (Афоризмы, парадоксы и избранные мысли русских писателей. Выпуск 1: Максим Горький. – М.: Типо-лит. Васильева).
В 1902 году Горький выбирается почётным академиком по разряду изящной словесности, но Николай II распорядился аннулировать его избрание ввиду "политической неблагонадёжности" (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И. Лениным. Им оказывалась серьёзная финансовая поддержка революции 1905-07 годов.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор. В 1901 встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать "Сборники товарищества "Знание", где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса "На дне", в огромной степени обязана своей славой постановке К.С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина.
В 1905 году Максим Горький за прокламацию в связи с расстрелом 9 января с призывом свергнуть самодержавие был посажен в Петропавловскую крепость, но затем под давлением общественности освобождён.
В 1906 году A.M. Горький едет за границу, создаёт сатирические памфлеты о "буржуазной" культуре Франции и США ("Мои интервью", "В Америке"). Пишет пьесу "Враги", создаёт роман "Мать". Из-за болезни (туберкулез) Горький поселяется в Италии на острове Капри. В этот период он создаёт повести "Городок Окуров" (1909), "Детство" (1914), "В людях" (1916), цикл рассказов "По Руси" (1912-17). Споры в критике вызвала повесть "Исповедь" (1908), высоко оценённая А.А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А.В. Луначарским и А.А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным.
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи "коллективного разума". Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведён до "окопной вши", "пушечного мяса", когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В 1915 году Максим Горький основал антивоенный журнал "Летопись", руководил его литературным отделом, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладков и др.
Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рёв стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В 1917 году, разойдясь с большевиками в вопросе своевременности социалистической революции в России, не прошёл перерегистрацию членов партии и формально выбыл из неё. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране.
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства "Всемирная литература", открытие "Дома учёных" и "Дома искусств" (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О.Д. Форш "Сумасшедший корабль" и книге К.А. Федина "Горький среди нас"). Однако многих писателей спасти не удалось.
Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия), и в апреле 1924 поселился в Сорренто (Италия). Там он не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М. Леоновым, В.В. Ивановым, А.А. Фадеевым, И.Э. Бабелем и др.). Написал цикл "Рассказы 1922-24 годов", "Заметки из дневника" (1924), роман "Дело Артамоновых" (1925), начал работать над романом-эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (1925-36).
В 1928 Горький совершил "пробную" поездку в Советский Союз в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия, до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале, наименование его именем Литературного отделения МГУ, избрание его в члены Коммунистической Академии и др. склонили Горького возвратиться на родину, и вскоре он окончательно вернулся в СССР. Как художник он целиком погрузился в создание "Жизни Клима Самгина", панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключёнными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина.
Максим Горький организовал и поддерживал множество предприятий: издательство "Аcademia", книжные серии "История фабрик и заводов", "История гражданской войны", журнал "Литературная учёба", а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Избранные мысли
из художественных произведений
Творчество Горького органично связано с афоризмом. Афоризмы Горького необычны по форме, они ярки, полнокровны, оптимистичны, нередко носят возвышенно-романтический характер. М. Горький был большим мастером вводных, вплетённых в канву повествования афоризмов, смело вводил их в диалоги людей самых различных рангов и сословий.
М. Горький по воспоминаниям знавших его людей постоянно подчёркивал значение афоризмов: "писатель должен уметь выражаться кратко, сжато, философски...", необходимо учиться "сжимать слова, как пальцы в кулак...".
- Кто скажет, зачем он живёт? Никто не скажет! И спрашивать себя про это не надо. Живи, и всё тут! "Макар Чудра", 1892
- Погибает тот, кто должен погибнуть, чью гибель жалость не предотвратит. Кто не может жить для жизни, не нужно, не стоит жалеть о его смерти. "Перед восходом солнца"
- Чем больше человек вкусил горького, тем свирепее жаждет он сладкого. "Болесь"
- Каждый в жизни старается быть отцом или рабом какой-то истины и старается укрепить её, вбив гвозди в мозг ближнего. "Яков Богомолов"
- Когда человек чувствует, что его любят, - как расцветает его душа в свете любви! Влюблённые и любящие всегда талантливы, ярки. "Яков Богомолов"
- Без любви какой-нибудь - жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он мог любить... "Коновалов", 1895
- Никто ни в чём не виноват пред нами, каждый виноват сам пред собою. "Коновалов", 1895
- Как можно не верить человеку! Даже и если видишь - врёт он, верь ему, слушай и старайся понять, почему он врёт? Иной раз враньё-то лучше правды объясняет человека... Да и какую мы все про себя правду можем сказать? Самую пакостную... А соврать можно хорошо... "Коновалов", 1895
- Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты и, таким образом, становится похож на тебя. "Челкаш", 1895
- Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли мёда. "Челкаш", 1895
- За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. "Старуха Изергиль", 1895
- Здоровья всегда хватит на жизнь. "Старуха Изергиль", 1895
- В жизни всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно... "Старуха Изергиль", 1895
- Чтобы жить - надо уметь что-нибудь делать. "Старуха Изергиль", 1895
- Немножко счастья - и человек сразу же становится лучше, добрее. А некоторые, слишком мудрые, люди находят, что нас очищают страдания. "Варенька Олесова", 1895
- Нас жизнь тасует, как карты, и только случайно - и то ненадолго - мы попадаем на своё место! "Бывшие люди", 1897
- Дети - живые цветы земли. "Бывшие люди", 1897
- Мы все живём без достаточного к тому основания. "Бывшие люди", 1897
- Быть может, порядочный человек культурного класса и выше такого же человека из мужиков, но всегда порочный человек из города неизмеримо гаже и грязнее порочного человека деревни. "Бывшие люди", 1897
- Жена к тебе вроде как цепью на всю жизнь прикована, и оба вы с ней на манер каторжников. Старайся идти с ней стройно в ногу, не сумеешь - цепь почуешь... "Бывшие люди", 1897
- Всё имеет свой конец - это самое главное достоинство жизни. "Бывшие люди", 1897
- Всё относительно на этом свете, и нет в нём для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть. "Бывшие люди" 1897
- Никто ни в чём не виноват, ибо все мы одинаково - скоты. "В Степи", 1897
- Только в романах клубки событий правильно развёртываются, а жизнь наша - запутанная мотушка. "Проходимец", 1898
- Идеал - это костыль, придуманный в ту пору, когда человек стал плохим скотом, и стал ходить на одних задних лапах. "Проходимец", 1898
- Молчание страшно и мучительно лишь для тех, которые всё уже сказали и нечего им больше говорить. "Двадцать шесть и одна", 1899
- Иногда жизнь человека бывает до того бедна, что он невольно принуждён ценить свой порок и им жить; и можно сказать, что часто люди бывают порочны от скуки. "Двадцать шесть и одна", 1899
- Жизнь так устроена, что иная смерть для самого человека - праздник, а иная - для всех благодать! "Фома Гордеев", 1899
- Совесть непобедима лишь для слабых духом, сильные же, быстро овладевая ею, порабощают её своим целям. Они приносят ей в жертву несколько бессонных ночей, а если случится, что она одолеет их души, то они, побеждённые ею, никогда не бывают разбиты и так же сильно живут под её началом, как жили и без неё... "Фома Гордеев", 1899
- Правду говорить - не всякому дано. "Фома Гордеев", 1899
- Старайся не поддельным, а настоящим быть... Ум имей хоть маленький, да свой... "Фома Гордеев", 1899
- Около хорошего человека потрёшься - как медная копейка о серебро - и сам за двугривенный сойдёшь... "Фома Гордеев", 1899
- Любовь к женщине всегда плодотворна для мужчины, какова бы она ни была, даже если она даёт только страдания, - и в них всегда есть много ценного. Являясь для больного душою сильным ядом, для здорового любовь - как огонь железу, которое хочет быть сталью... "Фома Гордеев", 1899
- Товарищей выбирай себе с оглядкой, потому что есть люди, которые заразны, как болезнь. "Фома Гордеев", 1899
- Человек, который много согрешил, - всегда умён... Грех - учит... "Фома Гордеев", 1899
- Дураки всегда не на своём месте находятся. "Фома Гордеев", 1899
- Плохо, когда сила живёт без ума, да нехорошо, когда и ум без силы... "Фома Гордеев", 1899
- Человек ценен по сопротивлению своему силе жизни. "Фома Гордеев", 1899
- Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх. "Фома Гордеев", 1899
- Самодовольный человек - отвердевшая опухоль на груди общества. "Фома Гордеев", 1899
- Над человеком, который себе цену знает, жизнь не властна! "Фома Гордеев", 1899
- Несчастье большинства людей в том, что они считают себя способными на большее, чем могут. "Фома Гордеев", 1899
- Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду. "Фома Гордеев", 1899
- Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд - даже самый грубый - возвышается до творчества. Фома Гордеев", 1899
- Истинное страдание молчаливо... "Фома Гордеев", 1899
- Рождённый ползать - летать не может! "Песня о соколе", 1899
- Талант - это вера в себя, в свою силу... "На дне", 1902
- Доброта - она превыше всех благ. "На дне", 1902
- Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! "На дне", 1902
- Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! "На дне", 1902
- Когда человеку лежать на одном боку неудобно - он перевёртывается на другой, а когда ему жить неудобно - он только жалуется. А ты сделай усилие: перевернись! "Мещане", 1902
- Хозяин тот, кто трудится. "Мещане", 1902
- Жизнь идёт: кто не поспевает за ней, тот остаётся одиноким. "Мещане", 1902
- Весёлый человек - всегда славный человек. Подлецы редко бывают весёлыми людьми. "Мещане", 1902
- Жить надо с людьми, умирать в одиночестве. "Дачники", 1904
- Когда неярко в сердце горит - много сажи в нём накопляется. "Мать", 1907
- Для свободных - все высоты достигаемы. "Мать", 1907
- В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь. "Дети Солнца", 1905
- Ненависть слепа, и ей нужны яркие цели. "Дети Солнца", 1905
- Грустно видеть, как миллионы мыслей вспыхивают во тьме, не освещая людям дороги. "Дети Солнца", 1905
- Всякая работа трудна до времени, пока её не полюбишь, а потом - она возбуждает и становится легче. "Сказки об Италии", 1913
- Истинная любовь бьёт сердце, как молния, и нема, как молния. "Сказки об Италии", 1913
- Всё прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери. "Сказки об Италии", 1913
- Герой - это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть... "Сказки об Италии", 1913
- Никогда не подходи к человеку, думая, что в нём больше дурного, чем хорошего, - думай, что хорошего больше в нём, - так это и будет! Люди дают то, что спрашивают у них. "Сказки об Италии", 1913
- Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. "Сказки об Италии", 1913
- Слова ничего не стоят, когда говоришь их волку. "Сказки об Италии", 1913
- Ничто не уродует человека так страшно, как уродует его терпение, покорность силе внешних условий. "В людях", 1916
- Без заботы человек - как собака без хозяина. "Дело Артомоновых", 1925
- Все люди делом живы. "Дело Артомоновых", 1925
- Время - враг людей, которые любят спокойную жизнь. "Дело Артомоновых", 1925
Избранные мысли из романа
"Жизнь Клима Самгина", 1925 - 1936
Замысел романа-эпопеи "Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)" вынашивался М. Горьким в течение десятилетий. Это большое полотно отразило те напряжённые идейные искания, которые имели место в описываемые в романе годы среди интеллигенции, и, вместе с тем, её увлечение афоризмом. Роман настолько насыщен афоризмами и парадоксами, что сам автор назвал его в письме к О. Форш "депо афоризмов и максимов" В письме Сергееву-Ценскому Горький даже выразил опасение за перегрузку сочинения афоризмами, на что тот ответил: "Афоризм сам по себе прекрасный строительный материал... нет кирпича более огнеупорного, чем афоризм... остальное всё тленно". Не раз поднимался вопрос, всегда ли эти афоризмы принадлежат автору романа, не являются ли в некоторых случаях они фольклором? На такие вопросы о своём творчестве М. Горький не раз отвечал: "...повторять самому так, как услышал, - не надо. И зачем?", "В области идеи чужое мне подозрительно, я привык и люблю выжимать идеи из моего личного опыта...".
- Все страдальцы требуют жертв, все и всегда. "Жизнь Клима Самгина"
- Всякое разумное действие человека неизбежно будет насилием над ближним или над самим собой. "Жизнь Клима Самгина"
- Гипотеза - это собачка, с которой охотятся за истиной. "Жизнь Клима Самгина"
- Для дела свободы пороки деспота гораздо менее опасны, чем его добродетели. "Жизнь Клима Самгина"
- Когда человек говорит мало, - он кажется умнее. "Жизнь Клима Самгина"
- Благородные, духовно стойкие люди, как и благородные металлы не окисляются, то есть не поддаются ударам судьбы, несчастьям... "Жизнь Клима Самгина"
- Когда человек говорит мало, - он кажется умнее. "Жизнь Клима Самгина"
- Дураки ставят вопросы чаще, чем пытливые люди. "Жизнь Клима Самгина"
- Люди прячутся друг от друга в идеях. "Жизнь Клима Самгина"
- Мысль только тогда плодотворна, когда её двигает сомнение. "Жизнь Клима Самгина"
- Стремление к вере - это стремление к покою. "Жизнь Клима Самгина"
- Человек хочет истины, потому что жаждет покоя. "Жизнь Клима Самгина"
- Большинству людей приходится терпеливо подчиняться своему назначению. Быть сырым материалом истории. Пеньке не положено думать, какой толщины верёвку из неё сплетут и для какой цели. "Жизнь Клима Самгина"
- Высота культуры определяется отношением к женщине. "Жизнь Клима Самгина"
- Ссориться - не значит не любить. "Жизнь Клима Самгина"
- Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. "Жизнь Клима Самгина"
- Любовь. Мы покорно и страстно приносим себя в жертву тайне, создавшей нас. "Жизнь Клима Самгина"
- О чём бы люди ни говорили, за словами каждого скрыто что-нибудь простенькое. "Жизнь Клима Самгина"
- Красота - это павлиний хвост разума, птицы глуповатой. "Жизнь Клима Самгина"
- Гуманитарные идеи требуют чувства веры значительно больше, чем церковные, потому что гуманизм есть испорченная религия. "Жизнь Клима Самгина"
- Люди, одержимые одной идеей, - все насильники, все заражены желанием подчинять. "Жизнь Клима Самгина"
- Слишком много людей, которые стремятся навязать другим свои выдумки, домыслы и в этом полагают цель своей жизни. "Жизнь Клима Самгина"
- Каждая женщина раз в месяц считает себя обязанной солгать, спрятаться. "Жизнь Клима Самгина"
- Женщина рождает мужчину для женщины. "Жизнь Клима Самгина"
- Для каждой социальной единицы существует круг взглядов и мнений, химически сродных ей. "Жизнь Клима Самгина"
- Подлинное искусство всегда одурачивает. "Жизнь Клима Самгина"
- В каждом человеке можно обнаружить простенький стерженёк, на котором человек подымает флаг своей оригинальности. "Жизнь Клима Самгина"
- Может нравиться именно лишнее. Необходимое - скучно. Оно - порабощает. "Жизнь Клима Самгина"
- Личность - это комплекс прочно усвоенных мнений. "Жизнь Клима Самгина"
- Все люди привязаны, каждый за свою верёвочку, и верёвка сильнее их. "Жизнь Клима Самгина"
- Вверху кричат, внизу слышат и толкуют по-своему. "Жизнь Клима Самгина"
- Неоспоримая истина никаких украшений не требует - она проста. "Жизнь Клима Самгина"
- То, что казалось ключом ко всем загадкам жизни, может оказаться только отмычкой, которая портит и ломает замки. "Жизнь Клима Самгина"
- Клоп тем и счастлив, что скверно пахнет. "Жизнь Клима Самгина"
- Люди друг другу лгут, чтобы удобнее было жить. "Жизнь Клима Самгина"
- Может быть, Бог выдуман, но церкви - есть. "Жизнь Клима Самгина"
- В юности люди кажутся себе талантливыми, и эта кажимость позволяет им думать, что ими управляют бездарности. "Жизнь Клима Самгина"
- Консерватизм возникает на почве удобств. "Жизнь Клима Самгина"
- У людей нет никакого основания быть добрыми. Никакого, кроме страха. "Жизнь Клима Самгина"
- Женское кокетство разума - желание соблазнить нас дерзкой прелестью своею. "Жизнь Клима Самгина"
- Жалость - это имитация любви. "Жизнь Клима Самгина"
- Жизнь - это лес, в котором нужно найти одну тропу к свободе от противоречий, от разлада с самим собой. "Жизнь Клима Самгина"
- Кощунственным отношением к человеку вывихнули душу ему и вот сунули под мышку церковную книжицу: ходи, опираясь на оную, по путям, предуказанным тебе нами, мудрыми. "Жизнь Клима Самгина"
- Многое, наименованное злом, есть по существу своему только сопротивление злу, от ненависти к нему истекающее. "Жизнь Клима Самгина"
- Марксизм сузил понятие "народ" до понятия "рабочий класс". "Жизнь Клима Самгина"
- Классификация фактов - дело полезное, если за ним не скрывается попытка примирить непримиримые противоречия. "Жизнь Клима Самгина"
- Теории строятся на фактах и проверяются фактами. "Жизнь Клима Самгина"
- В каждом мужчине скрыто желание отомстить женщине за то, что она ему нужна. "Жизнь Клима Самгина"
- Для того чтоб хорошо понять, не следует торопиться верить; сила познания - в сомнении. "Жизнь Клима Самгина"
- Мир осваивается воображением, а не размышлением. Человек прежде всего - художник. Размышление только вводит порядок в его опыт. "Жизнь Клима Самгина"
- Жизнь не даёт нам ни одной капли мёда, не сдобренной горечью. "Жизнь Клима Самгина"
- Когда что-нибудь делается по нужде, так в этом радости не сыщешь. "Жизнь Клима Самгина"
- В головах шум, а они думают - ум. "Жизнь Клима Самгина"
- Люди, которых понимаешь сразу, люди без остатка - неинтересны. Человек должен вмещать в себя, по возможности, всё, плюс - ещё нечто. "Жизнь Клима Самгина"
- При слабом характере фантазия - отрава и яд. "Жизнь Клима Самгина"
- Все живём по нужде, а не по Евангелию. "Жизнь Клима Самгина"
- Ненавистью человека к свободе созданы религии, философии, науки, государства и вся мерзость жизни. "Жизнь Клима Самгина"
- Слова - помёт души. "Жизнь Клима Самгина"
- Только через пошлость человек может быть понят. "Жизнь Клима Самгина"
- Наука не знает непознаваемого, но только непознанное. "Жизнь Клима Самгина"
- Шут необходим толпе более, чем герой. "Жизнь Клима Самгина"
- Перед женщиной два пути: или героическое материнство, или приятное свинство. "Жизнь Клима Самгина"
- Сатана играет с Богом в карты, / Короли и дамы - это мы. / В Божьих ручках простенькие карты, / Козыри же в лапах князя тьмы. "Жизнь Клима Самгина"
- Революция нужна для того, чтобы уничтожить революционеров. "Жизнь Клима Самгина"
- Дети отлично чувствуют, когда играют с ними и когда - ими. "Жизнь Клима Самгина"
- Авангард не побеждает, а погибает. "Жизнь Клима Самгина"
- Владычество женщин не тяжёлое, но пагубное. "Жизнь Клима Самгина"
- Интеллигент - каторжник, прикованный к тачке истории. "Жизнь Клима Самгина"
- Торжество социальной справедливости будет началом духовной смерти людей. "Жизнь Клима Самгина"
- Разумные люди не хотят революции, они живут для себя, а никто не хочет революции для себя. "Жизнь Клима Самгина"
- Многие любят шутить больше, чем думать. "Жизнь Клима Самгина"
- Если общество не ценит личность, оно вооружает её правом враждебного отношения к обществу. "Жизнь Клима Самгина"
- Большинство людей готово подчиниться всякой силе, и этим исчерпывается вся их ценность. "Жизнь Клима Самгина"
- Жизнь сводится, в сущности, к возне человека с самим собою. "Жизнь Клима Самгина"
- Земля вращается вокруг солнца, а человек вокруг духа своего. "Жизнь Клима Самгина"
- Литераторы философствуют прозрачней богословов и философов, у них мысли воображены в лицах и скудость мыслей - яснее видна. "Жизнь Клима Самгина"
- Душа сопричастна страстям плоти. "Жизнь Клима Самгина"
- Жизнь - бесконечный ряд глупых, пошлых эпизодов. Они вторгаются насильственно, волнуют, отягощают память ненужным грузом, и человек загромождённый, подавленный ими, перестаёт чувствовать себя, своё сущее, воспринимает жизнь, как боль. "Жизнь Клима Самгина"
- Зачем заботиться, чтобы дураки жили умнее или как-то лучше. Им и так хорошо. А умные и сами проживут. "Жизнь Клима Самгина"
- Суть жизни в том, чтобы спеть свою песню, и чтоб спеть от души. "Жизнь Клима Самгина"
- Вожди цивилизации смотрят на людей, как на стадо баранов. "Жизнь Клима Самгина"
- Недостаток историчности суждений - общий порок интеллигенции. Она говорит и пишет об истории, не чувствуя её. "Жизнь Клима Самгина"
- Хорошо одетый человек меньше на дурака похож. "Жизнь Клима Самгина"
- Мысли - как женщины, они не очень разнообразны, и тайна их обаяния в том, как они одеты. "Жизнь Клима Самгина"
- Думать чужими словами очень удобно, за них не отвечаешь, если они окажутся неверными. "Жизнь Клима Самгина"
- Стоило бы обработать в серию лёгких комедий все наиболее крупные события истории культуры, чтобы люди перестали относиться к своему прошлому подобострастно. "Жизнь Клима Самгина"
- Весьма полезно подняться на высоту изначальных идей, чтоб спокойно взглянуть оттуда на трагические ошибки наши. "Жизнь Клима Самгина"
- Понять себя - значит поймать. "Жизнь Клима Самгина"
- Всё, что мы знаем, должно покоиться на том, что мы никогда не будем знать. Можно допустить, что это Бог, и предоставить дикарям тратить воображение на толкование его внешности, качеств и измерений. "Жизнь Клима Самгина"
- Теории и идеи всегда ограничивают свободный рост мысли и воображения. "Жизнь Клима Самгина"
- Поиски душевной близости с женщиной - наиболее бесплодная трата сил. "Жизнь Клима Самгина"
- Все люди более или менее, но всегда удачные творения Бога. "Жизнь Клима Самгина"
- Следует предохранять душу от засорения уродством маленьких обид и печалей. "Жизнь Клима Самгина"
- Простить - значит наплевать. "Жизнь Клима Самгина"
- Прометей - маска дьявола. "Жизнь Клима Самгина"
- Мир ограничивает человека, если человек не имеет опоры в духе. "Жизнь Клима Самгина"
- Мысль всегда - догматизирует, иначе она - не может. "Жизнь Клима Самгина"
- Подлинная искренность всегда цинична. "Жизнь Клима Самгина"
- Страсти не бывают пошлыми, они - трагичны. "Жизнь Клима Самгина"
- В мире, где всё непрерывно изменяется, стремление к выводам - глупо. "Жизнь Клима Самгина"
- Человек со вкусом к жизни не может прожевать действительность, не сдобрив её перцем и солью иронии. "Жизнь Клима Самгина"
- Учит скепсис - а оптимизм воспитывает дураков. "Жизнь Клима Самгина"
- В практике юристов важны не люди, а нормы, догмы, понятия. "Жизнь Клима Самгина"
- Ежели основной закон бытия - борьба, так всякое "Я" имеет право на бесстыдство и жестокость. "Жизнь Клима Самгина"
- Все люди интересны, если не мешать им говорить о себе. "Жизнь Клима Самгина"
- С божеством идти удобнее, чем с человечеством - ответственность дальше. "Жизнь Клима Самгина"
- Историю пишут как роман для утешения людей, которые ищут и не находят смысл бытия. "Жизнь Клима Самгина"
- История - это памятная книга несчастий, страданий и преступлений наших предков. "Жизнь Клима Самгина"
- Странностями обзаводятся люди пустые, ничтожные, для того, чтобы их заметили и подали милостыню внимания. "Жизнь Клима Самгина"
- Мы переносим жизнь, как боль. "Жизнь Клима Самгина"
- Премудрость детей света всегда против мудрости сынов века. "Жизнь Клима Самгина"
- Смерть никаких обязанностей не налагает - живи, как хочешь. А жизнь - дама строгая. "Жизнь Клима Самгина"
- Смыслом стиха командует ритм и рифма. "Жизнь Клима Самгина"
- Если за каждым человеком признаётся право на свободу мнения, - эта свобода вменяет каждому уважать мнение противника. "Жизнь Клима Самгина"
- По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего "Я" от насилия над ним. "Жизнь Клима Самгина"
- Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похоже на бессмыслие. "Жизнь Клима Самгина"
- Учение о роли классов в истории - одна из бесплодных попыток теоретического объяснения социальных противоречий. Не буржуа, не пролетарии пишут историю, а некто третий. "Жизнь Клима Самгина"
- Жизнью большинства руководят надежды, которые возбуждаются обещаниями. "Жизнь Клима Самгина"
- Едва ли страна выиграет от того, что безграмотные люди начнут рассуждать"Жизнь Клима Самгина"
- Служить народу - значит руководить народом. "Жизнь Клима Самгина"
Избранные мысли
из статей и писем
- Для Мысли нет твердынь несокрушимых, и нет святынь незыблемых ни на земле, ни в небе! Все создаётся ею, и это ей даёт святое, неотъемлемое право разрушить всё, что может помешать свободе её роста. "Человек", 1903
- Спокойно сознаю, что предрассудки - обломки старых истин, а тучи заблуждений, что ныне кружатся над жизнью, все созданы из пепла старых правд, сожжённых пламенем всё той же Мысли, что некогда их сотворила. "Человек", 1903
- Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! "Человек", 1903
- Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха - идеал! И с той поры он бессознательно стремится к лучшему - всё выше! "Часы", 1903
- Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую. "Часы", 1903
- Сознание выполненной задачи может уничтожить страх смерти, и честно пройденный путь жизни даст покойный конец. "Часы", 1903
- От человека остаются только одни дела его. "Часы", 1903
- Степень собственного достоинства человека измеряется его презрением к пошлости. "Разрушение личности", 1909
- Благодарение мудрой природе: личного бессмертия нет, и все мы неизбежно исчезнем, чтобы дать на земле место людям сильнее, красивее, честнее нас... "Разрушение личности", 1909
- Писатель - человек, публично мыслящий. "Несвоевременные мысли", 1918
- Мысль писателя - публичная мысль, она отдаётся всем, и если она больная, то заражает всякого, кто соприкасается с нею. "Несвоевременные мысли", 1918
- Война - безумие, это кара людям за их жадность. "Несвоевременные мысли", 1918
- До той поры, пока мы не научимся любоваться человеком, как самым красивым и чудесным явлением на нашей планете, до той поры мы не освободимся от мерзости и лжи нашей жизни. "О евреях", 1919
- Чтоб иметь право критиковать, надо верить в какую-то истину. "О вреде философии"
- Самое умное, чего достиг человек, это - уменье любить женщину, поклоняться её красоте, - от любви к женщине родилось всё прекрасное на земле. "О вреде философии"
- Жизнь будет всегда достаточно плоха для того, чтоб желание лучшего не угасало в человеке. "О вреде философии"
- Владыка есть только паразит раба. "О цинизме"
- Раб и владыка - два конца одной и той же психологической линии, раб живёт смутной мечтой о власти, владыка же - страхом за свою власть. "О цинизме"
- Когда смерть законно является в своё время, когда она просто и спокойно приходит убрать с дороги жизни ветхое, отжившее, уже полумёртвое, - что, кроме благодарности можно питать к ней. "О цинизме"
- Мудрый должен умереть вовремя. "О цинизме"
- Творя, жизнь ищет, она хочет создавать только великое, крепкое, вечное и, когда видит избыток мелкого, обилие слабого, говорит сестре своей смерти: Помоги! Это - смертное. Смерть покорно служит делу жизни. "О цинизме"
- В чужой стране каждый видит только то, что приносит в себе самом. "О цинизме"
- Когда мещанин, устремляясь к полной свободе, обнаруживает своё "Я", перед обществом встаёт животное. "О цинизме"
- Природа создавала свои творения, преследуя свои цели, но её цели - узы и цепи для человека. "О цинизме"
- Для достижения даже маленьких удобств человек должен делать большие подлости. "О цинизме"
- Превосходная должность - быть на земле человеком. "Рождение человека"
- Должность честных вождей народа нечеловечески трудна. Невозможен вождь, который, в той или иной степени, не был бы тираном. "В.И. Ленин"
- С развитием цивилизации ценность человеческой жизни явно понижается, о чём неоспоримо свидетельствует развитие в современной Европе техники истребления людей и вкуса к этому делу. "В.И. Ленин"
- Жизнь устроена так дьявольски искусно, что, не умея ненавидеть, невозможно искренно любить. Уже только одна эта, в корне искажающая человека необходимость раздвоения души, неизбежность любви сквозь ненависть, осуждает жизнь на разрушение. "В.И. Ленин"
- Русская интеллигенция была, остаётся и ещё долго будет единственной ломовой лошадью, запряжённой в тяжкий воз истории России. "В.И. Ленин"
- Обычно заблудившиеся открывают новые пути и америки. "В.И. Ленин"
- Художник не ищет истины, он создаёт её. "О С.А.Толстой"
- "Любовь и голод правят миром" - это самый правдивый и уместный эпиграф к бесконечной истории страданий человека. Но там, где правит любовь, мы, недавние звери, имеем культуру, искусство и всё великое, чем справедливо гордимся, там же, где возбудителем деяний наших является голод, мы получаем цивилизацию и все несчастья, сопряжённые с нею, все тяготы и ограничения, впрочем - необходимые бывшим зверям. "О С.А.Толстой"
- Доказывать человеку необходимость знания - это всё равно, что убеждать его в полезности зрения. "Цели нашего журнала"
- История человеческого труда и творчества гораздо интереснее и значительнее истории человека, - человек умирает, не прожив и сотни лет, а дело его живёт века. "О том, как я учился писать"
- Уже и маленькая победа над собою делает человека намного сильнее. "О том, как я учился писать"
- Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. "Как я учился"
- Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. "О библиотеке поэта"
- В основе своей искусство есть борьба за или против, равнодушного искусства нет, и не может быть... "Об искусстве"
- Или искусство понятно и поучительно, или оно не нужно для жизни и людей. "Беглые заметки"
- Цель литературы... бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты. "Читатель"
- Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель. "Читатель"
- Молодёжи нашей следует понять очень простую вещь: дети должны быть умнее, сильнее своих отцов. "История молодого человека"
- Старость консервативна, это её главное несчастье. "О Стасове"
- Жизнь идёт, она всегда движется, - и так легко разучиться понимать её, измеряя её старой меркой. "За бортом"
- У смерти есть свои заслуги перед жизнью, - она уничтожает всё изработанное, отжившее, бесплодно обременяющее землю. "Ответ"
- Самоуважение - вот что облагораживает человека и даёт ему силу. "Е.К. Малиновский"
- Никогда не поздно быть счастливым. (Письмо к Чехову, 1901)
- История перекрашивается в новые цвета только кровью. (Письмо к Е.П. Пешковой)
- Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтоб научиться делать. (Письмо к В. Золотухину)
- Счастье начинается с ненависти к несчастью, с физиологической брезгливости ко всему, что искажает, уродует человека, с внутреннего органического отталкивания от всего, что ноет, стонет, вздыхает... (Письмо к К.С. Станиславскому)
Избранные мысли из разных источников
- Искусство способно быть более похожим на действительность, чем сама действительность.
- Прав не дают, права берут.
- Нет ничего такого, что нельзя было бы уложить в простые ясные слова.
- Дети - это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений.
- Разум есть плод организованного, оформленного трудового опыта; интуицию можно понять, как тяготение материала впечатлений, ещё не организованного разумом, к форме. Разум строит теории, интуиция - гипотезы.
- Талант - как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дёргать повода во все стороны, конь превратится в клячу.
- Писатель призван исполнять в современности одновременно две роли: роль акушерки и могильщика.
- Речи правителей о желаниях народа подобны рассказам глухонемого о музыке.
- Если всё время говорить человеку, что он "свинья", то он, действительно, в конце концов, захрюкает.
- Клевета и ложь - узаконенный метод политики мещан. Среди великих людей мира сего едва найдётся хоть один, которого не пытались бы измазать грязью.
- Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы.
- Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоноснее.
- Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков.
- Учат, воспитывают факты, всегда факты. Идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам.
- Истина - орудие познания, и придавать временной истине значение "вечной" - значит превращать орудие познания в оковы критической творческой мысли.
- Подлецы - самые строгие судьи.
- Люди запутываются в массе лишних слов.
- Многословие делает рассказ жидким.
- Ничто в мире не совершается без достаточного к тому основания.
- Есть правда, которая нужна человеку. Она обжигает с его сердца грязь и пошлость пламенем стыда. И есть правда, которая падает на голову человека как камень, убивая в нём желание жить.
- Кто знает, может быть высшая истина не только не выгодна, но и прямо таки вредна нам?
- Крестьянин без земли, как дерево без корня: в работу оно годится, а прожить долго не может - гниёт.
- Бедное будущее! От избытка надежд, возложенных на него, оно теряет почти всю свою прелесть, чуть только становится настоящим.
- Пока умники судят и рядят, как бы поумнее действовать, дураки их в бараний рог гнут.
- Эстетика - это этика будущего.
- Нет людей чисто беленьких и совершенно чёрненьких; люди все пёстрые.
- Нет злых людей, есть только обозлённые.
- Все слова рождены деянием.
- Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее "вещь", чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.
- Когда человек хочет узнать - он исследует, когда он хочет спрятаться от тревог жизни - он выдумывает.
- Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.
- Лишь бы люди начали думать, до правды они всегда додумаются.
- Учитесь у всех - не подражайте никому.
- Процесс развития культуры есть процесс преодоления трудностей.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Горький М. Собрание сочинений в тридцати томах. - М.: Гослитиздат, 1949-1955.
- М. Горький. Собрание, сочинений в 16-ти томах, М., "Правда", 1979.
- Горький М. Собрание сочинений, т. 19. – Берлин: Книга, 1927.
- Афоризмы, парадоксы и избранные мысли русских писателей. Выпуск 1: Максим Горький. – М.: Типо-лит. Васильева, 1901.
- Горький М. Жизнь Клима Самгина. – М.: ГИХЛ. 1956.
В начало
Оглавление
На главную