На главную
Оглавление
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
- Об авторе
- Избранные мысли из романа "Страдания юного Вертера", 1774
- Избранные мысли из романа "Избирательное сродство", 1809
- Избранные мысли из дилогии о Вильгельме Мейстере, 1795 - 1829
- Избранные мысли из романа "Фауст", 1797 - 1831
- Избранные мысли из автобиографической книги "Поэзия и правда", 1811 - 1814
- Избранные мысли из разных произведений
- Избранные мысли из изречений
- Избранные мысли из разных источников
- Основные источники
* * *
Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832) - немецкий поэт, драматург, учёный, государственный деятель. Творчество Гёте охватило все стороны человеческой жизни: поэзия сердца, великие проблемы духа, психология личности, тайны искусства, природа и её власть и чары, национальные идеалы и общечеловеческая идея гуманизма - всё это воплощено Гёте в ряде неподражаемых по художественной красоте и глубине произведений. Среди литературных произведений Гёте - стихи, новеллы, драмы, романы, публицистика. Среди научных работ Гёте - труды в области естествознания по сравнительной морфологии растений и животных, физики (оптика и акустика), минералогии, геологии, метеорологии.
Гёте родился во Франкфурте-на-Майне в семье образованного бюргера - имперского советника. О своих родителях в одном из поздних стихотворений он писал: "В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу - нрав всегда живой / И к россказням влеченье".
Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли Гёте достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения. Так что к 19 годам, когда тяжёлая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приёмами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. В 1769 году Гёте издал первый сборник стихов.
В 1770 году Гёте перешёл в Страсбургский университет, где и закончил юридическое образование, одновременно занимаясь медициной и естественными науками.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г. Гердером, ведущим критиком и идеологом движения "Бури и натиска". Он помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял мнение Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убеждённость стала на всю жизнь его главным творческим принципом.
В мае 1772 года, следуя желанию отца, мечтавшего о блестящей юридической карьере сына, Гёте приезжает в Вецлар и записывается адвокатом-практиком при имперском суде.
В 1774 году вышло в свет относительно крупное произведение молодого Гёте - роман в письмах "Страдания юного Вертера", которое принесло ему всемирную славу.
Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, - часть собственного жизненного опыта Гёте. На склоне лет Гёте рассказывал, что написал "Страдания юного Вертера", чтобы освободиться от преследовавшей его мысли о самоубийстве. Поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти.
Гёте остерегался всю свою жизнь перечитывать "Вертера". По его утверждению, высказанному в беседе с Эккерманом, этот роман "сплошь усеян зажигательными бомбами". Читая его, "становится как-то не по себе и невольно пробуждается страх, что ты вновь подпадёшь под власть патологической силы, некогда его породившей".
В 1775 году по приглашению своего друга, принца Карла-Августа, Гёте поселился в Веймаре. С 1775 по 1786 год Гёте является советником молодого герцога. Он принимает на себя ряд государственных обязанностей, становится первым министром герцога, получает титул тайного советника, ведает прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами, и многие годы проводит, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Кроме того, Гёте находится в самом центре придворного общества: он - неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьёзно препятствуют завершению начатых им крупных произведений.
В 1786-1788 годах, взяв отпуск, Гёте едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов. По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к "оседлому" образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау, участвовал в военной кампании против Наполеона. К событиям французской революции отнесся сурово.
В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф. Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала "Оры", и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении и баллады, были для Гёте прекрасным творческим стимулом.
В 1795-1796 годах Гёте заканчивает роман "Годы учения Вильгельма Мейстера", где в прозаическое повествование об образованном немецком бюргере, порвавшем со своей средой, сблизившемся с актёрами и ставшем затем выдающимся драматургом, включены несколько стихотворений. В основе романа - неоконченное произведение Гёте "Театральное призвание Вильгельма Мейстера" (1777-1785), пересмотренное с более зрелых позиций автора и повествующее об усилиях героя создать национальный театр в Германии. В романе нашла отражение деятельность выдающихся немецких актёров того времени. "Годы странствования Вильгельма Мейстера" написанные в последние годы жизни, вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем.
В 1809 году в романе "Избирательное сродство" Гёте вновь поднимает вопрос о свободе чувства, но, в отличие от "Вертера", разрешает этот вопрос под знаком отречения и верности семейным устоям. В романе прослежено, как неразрывная сопряжённость человека с совокупностью неведомых ему причин и следствий является предпосылкой всего происходящего. Здесь каждое слово, каждый поступок действующих лиц наделён как бы двойной смысловой нагрузкой: житейски-реалистическим и вместе с тем знаменательно-символическим смыслом, не осознаваемым ни персонажами романа, ни - поначалу - даже его читателями, подкупленными плавным, классически прозрачным слогом повествования. Вот почему Гёте советовал не ограничиваться однократным прочтением сложно задуманного и не менее сложно построенного произведения, а перечитывать его повторно ("до трёх раз", как сказано автором) и с внимательным учётом того, как походя употреблённое слово, походя упомянутый поступок или даже тот или иной эпизод романа приобретают новый знаменательный смысл по мере развертывания сюжета. Только при таком чтении можно оцепить, как искусно Гёте приводит в движение сложный механизм, формирующий трагические судьбы четырёх людей, поставленных в центр повествования.
В 1811-1814 годах Гёте пишет автобиографическую книгу "Поэзия и правда", рассказывающую историю детства и юности поэта вплоть до 1775 года, времени переезда в Веймар.
Но самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия "Фауст", над которой он работал в течение всей своей жизни. Фауст - центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по плану, составленному в 1770 году. Первая часть вышла в свет лишь в 1808 году. Вторая часть, не полностью, опубликована в 1827 году, работа над рядом сцен шла до последних дней Гёте.
Подобно "Годам странствований Вильгельма Мейстера", вторая часть "Фауста" в значительной степени является сводом мыслей Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. Отдельные эпизоды находят своё оправдание исключительно в стремлении автора дать художественное выражение какой-нибудь научной либо философской проблеме.
"Фауст" - поэтическая и вместе с тем философская энциклопедия духовной культуры примечательного отрезка времени - кануна первой французской революции и, далее, эпохи революции и наполеоновских войн.
В 1823 году к Гёте нему явился молодой начинающий писатель Иоганн Эккерман, с которым Гёте впоследствии чрезвычайно сблизился, сделав его доверенным лицом во всех своих литературных делах. Аккуратный и трудолюбивый Эккерман вёл подробный дневник своих сношений с великим поэтом, и изданные им "Разговоры с Гёте в последние годы его жизни" представляют собою чрезвычайно интересную книгу.
С 1826 Гёте - иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Умер Гёте 22 марта 1832 в Веймаре.
Творения Гёте не остаются достоянием одной Германии: их читают и изучают во всех цивилизованных странах, и главнейшие из них переведены почти на все европейские языки, иногда по нескольку раз. "Вертер" существует, например, в 20 переводах на французский язык; русских переводов первой части "Фауста" насчитывается девять, а второй части - четыре. Уже одно обилие этих переводов - достаточное доказательство огромного общечеловеческого интереса бессмертных творений Гёте.
Избранные мысли из романа
"Страдания юного Вертера", 1774
- Люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим. "Страдания юного Вертера"
- Недомолвки и предубеждения больше вносят в мир смуты, чем коварство и злоба. Во всяком случае, последние встречаются гораздо реже. "Страдания юного Вертера"
- Тот, кто считает нужным сторониться "черни" из страха уронить своё достоинство, заслуживает не меньшей хулы, чем трус, который прячется от врага, боясь потерпеть поражение. "Страдания юного Вертера"
- Хорошо живётся тем, кто даёт пышные названья своим ничтожным занятиям и даже своим страстишкам и преподносит их роду человеческому как грандиозные подвиги во имя его пользы и процветания. "Страдания юного Вертера"
- Ключ гениальности так редко разливается полноводным потоком, потому что по обоим берегам проживают рассудительные господа, чьи беседки, огороды и клумбы с тюльпанами смыло бы без следа, и посему они ухитряются заблаговременно предотвращать опасность с помощью отводных каналов и запруд. "Страдания юного Вертера"
- Дурное настроение есть одна из разновидностей лени. "Страдания юного Вертера"
- Глуп тот, кто в угоду другим, а не по собственному призванию и тяготению трудится ради денег, почестей или чего-нибудь ещё. "Страдания юного Вертера"
- Так же дико говорить, что трус тот, кто лишает себя жизни, как и называть трусом человека, умирающего от злокачественной лихорадки. "Страдания юного Вертера"
- Когда свирепствует страсть, разум не имеет значения. "Страдания юного Вертера"
- Цветы жизни - одна лишь видимость, сколько из них облетает, не оставив следа! Плоды дают лишь немногие, и ещё меньше созревает этих плодов. "Страдания юного Вертера"
- С трудностями жизни надо мириться, как путешественнику, которому надо перейти через гору - не будь горы, путь был бы удобнее и короче. "Страдания юного Вертера"
- При беспечном нраве всё легко. "Страдания юного Вертера"
- То, что я знаю, узнать может всякий, а сердце моё лишь у меня. "Страдание юного Вертера"
Избранные мысли из романа
"Избирательное сродство", 1809
- В супружеской жизни порой полезны разногласия, ибо благодаря им узнаёшь друг о друге кое-что новое. "Избирательное сродство"
- Людские мнения слишком многообразны, и даже разумнейшими доводами нельзя их привести к единству. "Избирательное сродство"
- В этом мире, где всюду царят равнодушие и неприязнь, следует высоко ценить каждую подлинную привязанность. "Избирательное сродство"
- Дело требует серьёзности и строгости, а жизнь - произвола, дело нуждается в полнейшей последовательности, между тем как в жизни часто бывает нужна непоследовательность, которая временами даже оказывается желанной и отрадной. Чем ты спокойней за дело, тем свободнее чувствуешь себя в жизни, а стоит только смешать одно с другим, как свобода разрушит и уничтожит спокойствие. "Избирательное сродство"
- Цель всякого воспитания - развитие способностей. "Избирательное сродство"
- Необходимо поскорее узнать характер человека, с которым живёшь бок о бок, и составить себе суждение о том, чего от него можно ожидать, что в нём поддается воспитанию, с чем следует раз и навсегда примириться и что простить. "Избирательное сродство"
- Всякое зло хотят пресечь в том самом месте, где оно себя обнаружило, и не думают о том, откуда оно, собственно, взялось, откуда распространяется. "Избирательное сродство"
- Толпа прекрасно разбирается во всём обыденном, но дальше завтрашнего дня, за редким исключением, ничего не видит. А если к тому же случится, что в каком-нибудь общем деле один выиграет, а другой потеряет, то нечего и думать о примирении интересов. Всё истинно общеполезное следует поддерживать неограниченной силой власти. "Избирательное сродство"
- Сумма долга супругов друг перед другом не поддается расчёту. Этот долг бесконечно велик и может быть выплачен только в вечности. "Избирательное сродство"
- Женщины замужние, даже если они друг друга не любят, всё же состоят между собой в молчаливом союзе, особенно против молодых девушек. "Избирательное сродство"
- Самообладание приучает к притворству. "Избирательное сродство"
- Ненависть пристрастна, но ещё пристрастнее любовь. "Избирательное сродство"
- Крайности ближе всего к страсти. "Избирательное сродство"
- Сказанное слово страшно, когда оно вдруг сразу выразит всё, что уже давно говорит сердце.
"Избирательное сродство"
- Есть случаи, когда всякое утешение - низость, а отчаяние - наш долг. "Избирательное сродство"
- Самодовольный счастливец требует от других беспредельного терпения, беспредельного же страдания он не признаёт. "Избирательное сродство"
- Сознание человека вмещает лишь известную меру горя; то, что выходит за её пределы, либо убивает его, либо оставляет равнодушным. "Избирательное сродство"
- Существует положение, при котором страх и надежда сливаются воедино, друг друга взаимно уничтожают и растворяются в некой смутной бесчувственности. "Избирательное сродство"
- Высказываться - природная потребность; воспринимать же высказанное так, как оно нам преподносится, - это черта образованности. "Избирательное сродство"
- В обществе никто не стал бы много говорить, если бы сознавал, как часто он неверно понимает слова других. "Избирательное сродство"
- Кто долго говорит на людях и при этом не льстит слушателям, вызывает раздражение. "Избирательное сродство"
- Всякое высказанное слово вызывает противоположную мысль. "Избирательное сродство"
- Противоречие и лесть - плохая основа для беседы. "Избирательное сродство"
- Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным. "Избирательное сродство"
- Умник почти всё находит смешным, умный - почти ничего. "Избирательное сродство"
- Единственный способ омолодиться - это волочиться за молодыми женщинами. "Избирательное сродство"
- Иные недостатки необходимы для существования отдельной личности. "Избирательное сродство"
- Страсти - это недостатки или достоинства, только доведённые до высшей степени. "Избирательное сродство"
- Наши страсти подобны Фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая. "Избирательное сродство"
- Ни в чём середина не является столь желательной, как в признаниях и умолчаниях при беседах с близкими нам людьми. "Избирательное сродство"
- Все себя за кого-то выдают, ибо в свете охотнее терпят неприятных, докучливых людей, чем незначащих. "Избирательное сродство"
- Мы узнаем людей не тогда, когда они к нам приходят; мы сами должны отправиться к ним, чтобы узнать, каковы они на самом деле. "Избирательное сродство"
- Так называемое умение себя вести и добрые нравы - средство для достижения того, что иначе достижимо лишь путём насилия, да и то не всегда. "Избирательное сродство"
- Нет ни одного внешнего знака учтивости, который не имел бы глубокого нравственного основания. "Избирательное сродство"
- Поведение - зеркало, в котором каждый отражает себя. Есть учтивость сердца; она сродни любви. Из неё проистекает наилучшая учтивость внешнего поведения. "Избирательное сродство"
- Мы никогда не бываем дальше от цели наших желаний, чем в ту минуту, когда воображаем, будто желанное достигнуто. "Избирательное сродство"
- Верх рабства - не обладая свободой, считать себя свободным. "Избирательное сродство"
- Для лакея, говорят, не бывает героя. Но это потому, что лишь герой может признать героя. "Избирательное сродство"
- Величайшие люди всегда связаны со своим веком какою-нибудь слабостью. "Избирательное сродство"
- Глупцы и люди умные равно безвредны. Всего опаснее - полуглупцы и полумудрецы. "Избирательное сродство"
- Чтобы уклониться от света, нет более надежного средства, чем искусство, и нет более надежной связи с ним, чем искусство. "Избирательное сродство"
- Нет большего утешения для посредственного человека, чем-то, что и гений не бессмертен. "Избирательное сродство"
- Предмет искусства - трудное и доброе. "Избирательное сродство"
- Высшее, совершеннейшее в человеке не имеет формы, и надо остерегаться, чтобы не дать ему проявиться иначе, чем в форме благородного поступка. "Избирательное сродство"
- Мы льстим себе, вступая в жизнь, но жизнь не льстит нам. "Избирательное сродство"
- Пусть каждому будет предоставлена свобода заниматься тем, что привлекает его, что мнится ему полезным; но истинным предметом изучения для человечества всегда остаётся человек. "Избирательное сродство"
- Никто не кажется жалок, если хоть отчасти чувствует себя вправе требовать. "Избирательное сродство"
- Если внимательно присмотреться к нашим решениям, то мы лишь вынуждены вместе с другими выполнять планы нашего времени, подчиняться его склонностям. "Избирательное сродство"
- Если хотят сделать из молодого человека последователя, нужно дать ему возможность строить и насаждать самостоятельно, позволить ему, так же как и себе, некоторые безвредные прихоти. Одна деятельность может сплестись с другой, но нельзя сшить их, как два куска. "Избирательное сродство"
- Мы делаем слишком много затрат на приготовление к жизни. Вместо того чтобы с самого начала удовлетвориться умеренными благами, мы всё больше стремимся к широте, создавая себе тем самым всё больше неудобства. "Избирательное сродство"
- В конце концов оказывается, что это одно и тоже - полностью зависеть от необходимой привычки или полностью же от произвольной случайности. "Избирательное сродство"
- Тот, кто, уже достигнув известного возраста, хочет осуществить желания и надежды молодости, всегда обманывает себя, ибо у каждого времени в жизни человека - своё счастье, свои надежды и планы. "Избирательное сродство"
- Тот, кто всей жизнью доказал, что он человек почтенный, делает почтенным и такой поступок, который, если бы его совершил другой, показался бы двусмысленным. "Избирательное сродство"
- Есть вещи, на которых судьба настаивает упорно. "Избирательное сродство"
- Счастливый не создан управлять счастливыми; человеку свойственно тем больше требовать от себя и от других, чем больше ему даётся. Лишь несчастный, оправившийся после потрясения, может в себе и в других развить сознание того, что и умеренными благами надо уметь наслаждаться. "Избирательное сродство"
Избранные мысли из
дилогии о Вильгельме Мейстере, 1795 - 1829
- Что случилось, то случилось, и стоит невероятному совершиться, как оно становится на место рядом с обыденным. "Годы учёбы Вильгельма Мейстера"
- Любовь настолько пряная приправа, что самое пресное и тошнотворное варево от неё становится вкусным. "Годы учёбы Вильгельма Мейстера"
- В театре дикарь готов радоваться всему, лишь бы что-то происходило. Человек образованный желает чувствовать, и только высокообразованный желает поразмыслить. "Годы учёбы Вильгельма Мейстера"
- Долг - это то, что требует насущный день. "Размышления в духе странников"
- Мастеру довольно нескольких ударов кисти, и его творение готово: отделанное или нет, оно совершенно. Самый умелый дилетант пробует на ощупь, наугад, и чем тщательнее он всё отделывает, тем заметней становится шаткость основного замысла. "Размышления в духе странников"
- В подлинном искусстве нет предварительного обучения, есть только подготовка, и самая лучшая подготовка - участие ученика в работе мастера. "Размышления в духе странников"
- Прекрасное в природе часто разровнено, и дело человеческого духа - открыть связи и благодаря им создать произведение искусства. "Размышления в духе странников"
- Каждый человек должен думать по-своему, ибо, идя своим путём, он находит помощницу в жизни - истину, или хотя бы подобие истины. Но он не вправе давать себе волю и должен проверять себя: жить голым инстинктом человеку не пристало. "Размышления в духе странников"
- В любом роде деятельности, если она ничем не ограничена, мы в конце концов терпим крах. "Размышления в духе странников"
- Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и в других, в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит, или выходит обратное тому, к чему они стремились. "Размышления в духе странников"
- Заблуждения, полузаблуждения, заблуждения на одну четверть, все их можно исправить только ценой больших трудов, отвеяв всё ложное, а истинное поставив на подобающее место. "Размышления в духе странников"
- Достоинство искусства было очевиднее в музыке, так как в ней нет предмета изображения, на который надобно делать скидку. Вся она - только форма и содержание, и потому всё, что она изображает, возвышается и облагораживается ею. "Размышления в духе странников"
- Правдолюбие обнаруживается в умении повсюду находить хорошее и ценить его. "Размышления в духе странников"
- Лучшее, что даёт нам история, это вызываемый ею энтузиазм. "Размышления в духе странников"
- Когда человек мыслит глубоко и серьёзно, ему плохо приходится среди широкой публики. "Размышления в духе странников"
- Многое мы знали бы лучше, если бы не стремились узнать столь точно. "Размышления в духе странников"
- Всё, что освобождает наш дух, но не даёт нам власти над самим собой, пагубно. "Размышления в духе странников"
- Литература есть только фрагмент фрагмента; записывается ничтожная доля того, что произошло и было сказано, сохраняется ничтожная доля записанного. "Размышления в духе странников"
- Благочестие - не цель, а только средство достичь безмятежного душевного покоя. "Размышления в духе странников"
- Кто находит удовольствие в сложном, тот более других подвержен заблуждениям. "Размышления в духе странников"
- Жизнь человечества определяется потребностями. Если они не удовлетворены, человечество высказывает нетерпение, если удовлетворены, оно делается равнодушным. "Размышления в духе странников"
- Если потребности человечества, возвысившись, выйдут из круга обыденности, то тут здравого смысла уже не хватает, он перестаёт быть гениальностью, и перед человечеством открывается область заблуждения. "Размышления в духе странников"
- Всякая великая идея, едва появившись взорам, действует тиранически, поэтому все выгоды, которые она несёт с собой, скоро превращаются в потери. "Размышления в духе странников"
- История науки есть огромная фуга, в которой голоса народов один за другим звучат слышнее остальных. "Размышления в духе странников"
- Всякое основание почтенно, но нельзя отказываться от права самому заложить где-нибудь основание. "Размышления в духе странников"
- Всегда лучше высказывать прямо, что думаешь, и не заботиться о множестве доказательств: сколько мы их ни приведём, они будут лишь вариациями наших мнений, а противники не слушают ни мнений, ни доказательств. "Размышления в духе странников"
- Поскольку человека интересует лишь собственное мнение, то каждый, кто его излагает, озирается направо и налево в поисках вспомогательных средств, способных подкрепить это мнение и для него самого и для других. К истине прибегают лишь постольку, поскольку она для этого пригодна, зато в риторическом пылу хватаются за ложь, если только видят от неё мгновенную пользу. "Размышления в духе странников"
- Если слишком присматриваться к аналогиям, всё отождествляется со всем. Если закрывать на них глаза, всё рассыплется в бесконечное множество. В обоих случаях мысль впадает в застой. "Размышления в духе странников"
- Удел разума - то, что находится в становлении, удел рассудка - то, что уже возникло. Разуму нет дела до того, зачем; рассудок не спрашивает, откуда. Разум находит радость в самом развитии; рассудок желает всё остановить, чтобы использовать. "Размышления в духе странников"
- Есть педанты и вместе с тем мошенники; хуже них нет ничего. "Размышления в духе странников"
- Если ты хочешь поверить чужому описанию, то не забудь, что тут приходится иметь дело с тремя: с самим предметом и двумя субъектами. "Размышления в духе странников"
- Допустимой я называю такую гипотезу, которую выдвигают из хитрости, чтобы дать себя опровергнуть не любящей шутить природе. "Размышления в духе странников"
- У ложного то преимущество, что о нём можно болтать без конца; истинное необходимо сразу же использовать, иначе оно вообще не существует. "Размышления в духе странников"
- У мыслящего человека бывает странное свойство: там, где есть неразрешённая проблема, он любит присочинить нечто фантастическое, а потом не может от него избавиться, даже когда проблема разрешена и истина стала очевидна. "Размышления в духе странников"
- Человек живёт среди следствий, а поэтому не может удержаться и не спрашивать о причинах; однако, будучи существом ленивым, он хватается за первую попавшуюся причину и на этом успокаивается; в особенности такова привычка здравого смысла. "Размышления в духе странников"
- Заметив зло, за него и берутся, то есть лечат так, чтобы избавиться от симптома. "Размышления в духе странников"
- Некоторые науки есть, собственно, только смелые попытки связать нынешнее состояние мира, непонятное нам, с прошлым состоянием, нам неизвестным. "Размышления в духе странников"
- Нет ничего отвратительнее большинства; ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет. "Размышления в духе странников"
- Стремление объяснять простое через сложное, лёгкое через трудное - вот недуг, охвативший всё тело науки. "Размышления в духе странников"
- Наследственный удел, предназначенный рассудку, - это сфера практической деятельности; высшие области мысли, заключения и суждения - не его дело. "Размышления в духе странников"
- Запас наблюдений приносит науке сначала пользу, потом вред, так как благодаря множеству наблюдений замечают не только правило, но так же исключения, а истину как среднее между ними не выведешь. "Размышления в духе странников"
- Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать. "Размышления в духе странников"
- Истина богоподобна: она не является нам воочию, мы должны угадывать её по её проявлениям. "Из архива Макарии"
- Всё одинаково и неодинаково, всё полезно и вредно, красноречиво и безмолвно, разумно и неразумно. И наши мнения о каждой вещи нередко противоречат одно другому. "Из архива Макарии"
- Что присуще человеку, то, сколько ни старайся избавиться, при нём и останется. "Из архива Макарии"
- Различные изречения древних, которые мы все привыкли то и дело повторять, имели совсем не то значение, какое придали им в позднейшие времена. "Из архива Макарии"
- В целом науки всё больше отдаляются от жизни и возвращаются к ней лишь кружным путём. "Из архива Макарии"
- История философии, науки, религии, всё показывает, что мнения распространяются всегда во множестве, однако из всех получает преимущество самое понятное, то есть самое подходящее и лёгкое для заурядного ума. Более того, кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него. "Из архива Макарии"
- То, что я по-настоящему знаю, я знаю для себя; произнесённое слово редко помогает, по большей части оно вызывает противоречие. "Из архива Макарии"
- В жизни, кроме здоровья и добродетели, нет ничего ценнее знания; а его легче всего достигнуть и дешевле всего добыть: ведь работа - это покой, а весь расход - время, которое нам не удержать, даже если мы его не потратим. "Из архива Макарии"
- Лучше сделать хотя бы пустяк, чем считать пустяком потерянные полчаса."Из архива Макарии"
- Наука - это теорема, а искусство - проблема. "Из архива Макарии"
- Самые оригинальные писатели нового времени оригинальны не потому, что сумели создать что-то новое, а только потому, что оказались способны говорить так, будто до них никогда не было сказано то же самое. "Из архива Макарии"
- Главный признак оригинальности - уметь так плодотворно развить воспринятую извне мысль, чтобы трудно было найти, как много в ней сокрыто. "Из архива Макарии"
- Всё дело в воззрениях. Где есть воззрения, появятся и мысли, и каковы воззрения, таковы будут и мысли. "Из архива Макарии"
Избранные мысли из романа
"Фауст", 1797 - 1831
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовёт
И с этой искрой скот скотом живёт. "Фауст"
* * *
Кто ищет - вынужден блуждать. "Фауст"
* * *
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвётся мыслью каждой,
В своей душе находит их родник. "Фауст"
* * *
Не трогайте далекой старины.
Нам не сломить её семи печатей.
А то, что духом времени зовут,
Есть дух профессоров и их понятий,
Который эти господа некстати
За истинную древность выдают. "Фауст"
* * *
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней. "Фауст"
* * *
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Всё, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты. "Фауст"
* * *
У природы крепкие затворы.
То, что она желает скрыть в тени
Таинственного своего покрова,
Не выманить винтами шестерни,
Ни силами орудья никакого. "Фауст"
* * *
Чудо - это любимейшее дитя веры. "Фауст"
* * *
Что нужно нам, того не знаем мы,
Что ж знаем мы, того для нас не надо. "Фауст"
* * *
Что вдохновенья долго ждать?
Поэт - властитель вдохновенья:
Он должен им повелевать. "Фауст"
* * *
"В начале было Слово". С первых строк
Загадка. Так ли понял я намёк?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
"В начале мысль была". Вот перевод.
Он ближе этот стих передаёт. "Фауст"
* * *
Ты значишь то, что ты на самом деле.
Надень парик с мильонами кудрей,
Стань на ходули, но в душе своей
Ты будешь всё таким, каков ты в самом деле. "Фауст"
* * *
Бессодержательную речь
Всегда легко в слова облечь. "Фауст"
* * *
Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет! "Фауст"
* * *
Кто верить сам в себя умеет,
Тот и других доверьем овладеет. "Фауст"
* * *
Уменье жить придёт само собою.
Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою! "Фауст"
* * *
Сердце к сердцу речь не привлечёт,
Коль не из сердца ваша речь течёт. "Фауст"
* * *
Всё пыльный сор да книги! Что мне в них?
И должен ли прочесть я эти сотни книг,
Чтоб убедиться в том, что в мире всё страдало
Всегда, как и теперь, и что счастливых мало? "Фауст"
* * *
Бояться горя - счастия не знать. "Фауст"
* * *
Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступников. "Фауст"
* * *
Узнал учёного ответ.
Что не по вас, - того и нет.
Что не попало в ваши руки, -
Противно истинам науки.
Чего ученый счесть не мог, -
То заблужденье и подлог. "Фауст"
* * *
Закон могуч, но власть нужды сильнее. "Фауст"
* * *
Старость - это лихорадка, бред
С припадками жестокого озноба.
Чуть человеку стукнет тридцать лет,
Он, как мертвец, уже созрел для гроба. "Фауст"
* * *
Разлившиеся реки входят в русло.
Тебе перебеситься суждено.
В конце концов, как ни бродило б сусло,
В итоге получается вино. "Фауст"
* * *
Как будто бредят все освобожденьем,
А вечный спор их, говоря точней, -
Порабощенья спор с порабощеньем. "Фауст"
* * *
Труд тысяч рук достигнет высшей цели,
Которую наметил ум один! "Фауст"
* * *
Достаточно познал я этот свет,
А в мир другой для нас дороги нет.
Слепец, кто гордо носится с мечтами,
Кто ищет равных нам за облаками!
Стань твёрдо здесь - и вкруг следи за всем:
Для дельного и этот мир не нем. "Фауст"
* * *
Что пользы в вечность воспарять мечтою!
Что знаем мы, то можно взять рукою. "Фауст"
* * *
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой! "Фауст"
|
Избранные мысли из автобиографической книги
"Поэзия и правда", 1811 - 1814
- В юности большие человеческие достоинства иногда проявляются в неподобающих и чудаческих поступках. "Поэзия и правда"
- Вербовать прозелитов - естественное желание любого человека. "Поэзия и правда"
- Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой. "Поэзия и правда"
- За жажду познанья человек платит своим покоем. "Поэзия и правда"
- Не суждено людям быть счастливыми и мудрыми, многочисленными и согласными. "Поэзия и правда"
- Можно вернуться к убеждениям, но нельзя вернуться к вере. "Поэзия и правда"
- Всякий повидавший жизнь человек знает, что в ряде случаев законы безмолвствуют и не приходят на помощь отдельному человеку, предоставляя ему на свой страх и риск выпутываться из беды. "Поэзия и правда"
- Человеку свойственно думать скорее об ожидающей его награде, чем о том, как её заслужить. "Поэзия и правда"
- Что пожелаешь в молодости, то получишь вдоволь в старости. "Поэзия и правда"
- В жизни необходимо действовать, радости же и страдания приходят сами собой. "Поэзия и правда"
- Сердце волнует нас более чем ум, и доставляет нам немало хлопот, тогда как ум сам в состоянии себе помочь. "Поэзия и правда"
- Есть два пути для того, чтобы возрадовался дух - созерцание и уразумение. Первое нуждается в достойном объекте и относительной просвещённости. Уразумение требует лишь восприимчивости. Содержание заложено в нём самом. "Поэзия и правда"
- Художник работает в расчёте на внешние чувства, удовлетворить которые может лишь прекрасное; мастер слово работает на воображение, а оно не брезгует и уродством. "Поэзия и правда"
- Каждый день - это сосуд, очень много в себя вмещающий, если ты хочешь действительно его наполнить. "Поэзия и правда"
- Мы наделены воображением, и его надо питать прекрасными и подобающими картинами, дабы оно не удовлетворилось первыми попавшимися. "Поэзия и правда"
- Действительная жизнь иногда до такой степени утрачивает всякий блеск, что мы не можем противостоять желанию освежить её лаком выдумки. "Поэзия и правда"
- Стадо не понимает, что без собаки оно станет добычей волков. "Поэзия и правда"
- Наши желания - предчувствие способностей в нас заложенных, предвестники того, что мы сумеем совершить. "Поэзия и правда"
- Способность человека к забвению дурного и хорошего - единственная возможность продолжать жизнь. "Поэзия и правда"
- Суеверие, как и многие другие предрассудки, быстро теряет свою силу, если вместо того, чтобы льстить нашему тщеславию, становится ему поперёк дороги. "Поэзия и правда"
- Частая ошибка людей способных, и способных ко многому, - то, что они считают себя способными ко всему. "Поэзия и правда"
- Наша воля - предвозвещение того, что мы совершим при любых обстоятельствах. "Поэзия и правда"
- Истинно глубокое, подлинно действительное, воспитывающее и возвышающее в поэзии это то, что остаётся от поэтического произведения, когда оно переведено прозой. "Поэзия и правда"
- Человек, желающий утвердить то или иное положение, в этот миг волей-неволей односторонен; нельзя что-либо утверждать, не расчленив и не разрознив. "Поэзия и правда"
- Теоретизирование свидетельствует о недостатке или застое творческих сил. "Поэзия и правда"
- Достойное произведение искусства может иметь моральные последствия, но требовать от художника моральных целей - значит портить его ремесло. "Поэзия и правда"
- Мы обычно проходим мимо того, что может поколебать лестное мнение, составленное нами о себе. "Поэзия и правда"
- Обычная ошибка дилетантов - начинать с трудного и стремиться к невозможному. "Поэзия и правда"
- Мы слишком поздно замечаем, что, стремясь развить добродетели свои, одновременно выращиваем и пороки. "Поэзия и правда"
- Девушку мы любим за то, что она такая, как есть, юношу за то, что он обещает в будущем. "Поэзия и правда"
- Природные данные, общие для всех даровитых людей, - умение многое схватывать на лету, способность к языкам, отличная память. "Поэзия и правда"
- Мужчины стареют, а женщины меняются. "Поэзия и правда"
- Небесное, вечное, облекшись в плоть земных устремлений, заодно с ними приближается к судьбе всего бренного и преходящего. "Поэзия и правда"
- Обычная людская участь, выпадающая на долю каждого из нас, наиболее тяжким бременем ложится на долю тех, чьи умственные силы получили более раннее и более широкое развитие. "Поэзия и правда"
- Создать нечто значительное можно только вдали от общества. "Поэзия и правда"
- Учёность немыслима без всезнайства и педантизма, а практика - без эмпиризма и шарлатанства. "Поэзия и правда"
Избранные мысли
из разных произведений
Судьба мечей изменчива бывает!
Для мудрых нет ничтожного врага. "Ифигения в Тавриде", 1779
|
- Кто слишком далеко глядит, должен быть историком. Кто действует, должен озабочиваться ближайшим. "Эгмонт", 1788
- Если бы утро не будило нас для новых радостей, если бы вечер не оставлял нам никакой надежды, стоило ли бы труда одеваться и раздеваться. "Эгмонт", 1788
- Из двоих ссорящихся виноват тот, кто умнее. "Торквато Тассо", 1789
Образоваться в слишком тесном круге
Не может благородный человек.
Он должен выносить хулу и славу
И под влияньем родины и мира
Познать других и самого себя. "Торквато Тассо", 1789
* * *
Таланты образуются в покое,
Характеры - среди житейских бурь. "Торквато Тассо", 1789
* * *
|
- Лавровый венок бывает скорее знаком страдания, нежели счастья. "Торквато Тассо", 1789
- Что не прельщает, то мертво. "Торквато Тассо", 1789
Где трон непрочен, непрочна держава,
Где рухнул он, огулом рухнет всё. "Внебрачная дочь", 1799
|
Избранные мысли из стихотворений
"Юный друг, пусть каждый знает,
Кто в высокий мир проник:
Муза нас сопровождает,
Но она не проводник". "Благожелательный ответ"
* * *
Я ни с какими школами не связан
Учиться у кого-то - стыд и срам.
Всё это можно изложить и так:
Никто не виноват, что я дурак. "Самородкам"
* * *
Едва взглянул прозревшими глазами -
Уже, в мечтах сверхчеловеком став,
Забыв свой долг, ты мнишь других глупцами.
Но чем возвышен ты над остальными?
Познай себя - и в мире будешь с ними". "Посвящение"
* * *
Стихи подобны разноцветным стёклам
Церковных окон, заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком -
Сплошная муть, а может быть и хуже!
Так скажет обыватель. Он сердит,
Когда он ничего не разглядит. "Стихи подобны..."
* * *
Где рифмач, не возомнивший
Что второго нет такого.
Где скрипач, который мог бы
Предпочесть себе другого.
И ведь правы люди эти:
Славь других - себя уронишь.
Дашь другому жить на свете,
Так себя со света сгонишь. "Книга недовольства"
* * *
С подлостью не справиться,
Воздержись от жалоб.
Подлость не подавится,
Как не клеветала б. "Книга недовольства"
* * *
Хоть самодовольство - грех не малый,
Творя добро, кто не был грешен в том?
Да, он не скромен, он хвастун, пожалуй,
Но доброе останется добром. "Книга недовольства"
* * *
Глупцы. Не отравляйте радость
Того, кто мнит, что он мудрец.
Он глуп, как вы, но пусть узнает сладость
Пустой хвалы пустых сердец. "Книга недовольства"
* * *
Пусть скряги гроши зажимают в кулак,
Кто весел, друзья, тот уже не бедняк. "Ergo Bibamus!"
* * *
Дворовый пёс всегда, глядишь,
Вдогонку мчит за нами.
А лает он, то значит лишь,
Что едем мы верхами. "Шавки"
* * *
Избранные мысли из изречений
Тут-то всё и создаётся,
Если мы не сознаём,
Что и как мы создаём, -
Словно даром всё даётся. "Ксении"
* * *
Богатой рифмой дорожат
Вполне естественно, и всё же
Есть кое-что и подороже
Для тех, кто мыслями богат. "Ксении"
* * *
Как, как? Опять переворот?
Спасибо! Не клюнем на эту приманку.
Наденешь чулок наизнанку -
Он хуже ногу натрёт... "Ксении"
* * *
Вот беда, так уж беда:
Все полезли в господа,
И вдобавок - ни один
Сам себе не господин!.. "Ксении"
* * *
Не такой уж тяжкий труд
Этим людям угодить:
Нужно за нос их водить -
И они тебя поймут!.. "Ксении"
* * *
|
- Глупость есть глупость. Глупость из уст мудреца - то же, что и глупость глупца. "Ксении"
- Пока поэт выражает только немногие личные впечатления, он ещё не поэт; но как скоро он усвоит себе мир и научится изображать его, он станет поэтом. И тогда он будет неисчерпаем и всегда нов; субъективная же натура скоро выскажет то немногое, что в ней заключено, и впадёт в манерность. "Разговоры с Гёте"
- Каждый большой художник захватывает, заражает нас; всё, что в нас есть от тех чувств, которые в нём зазвучали, приходит в движение, а так как все мы имеем некоторое представление о великом и известную склонность к нему, то нам нетрудно вообразить, что тот же росток заложен и в нас самих. "Максимы и рефлексии"
- Избегать пошлости - это искусство. "Максимы и рефлексии"
- Лирика, в целом, должна быть весьма разумной, в частностях же немного простоватой. "Максимы и рефлексии"
- Конечно, обдумывай "что", но ещё больше обдумывай "как"! "Максимы и рефлексии"
- Некоторые книги написаны не для того, чтобы научить нас чему-либо, но для того, чтобы сообщить нам, что автор был знающим человеком. "Максимы и рефлексии"
- Глубочайшее уважение, которое автор может оказать своим читателям, это - создавать не то, что от него ждут, а то, что он сам считает правильным и полезным. "Максимы и рефлексии"
- Кто не знает иностранных языков, не знает ничего и о своём. "Максимы и рефлексии"
- Роман - это субъективная эпопея, в которой автор испрашивает дозволения на свой лад перетолковывать мир. А стало быть, весь вопрос в том, обладает ли он своим собственным ладом. Остальное приложится. "Максимы и рефлексии"
- От критики нельзя ни спастись, ни оборониться; нужно поступать ей назло, и мало-помалу она с этим свыкнется. "Максимы и рефлексии"
- Наиболее вздорное из всех заблуждений - когда молодые одарённые люди воображают, что утратят оригинальность, признав правильным то, что уже было признано другим. "Максимы и рефлексии"
- Как мало из свершившегося было записано, как мало из записанного спасено! Литература с самого начала своего существования - фрагментарна, она хранит памятники человеческого духа только в той мере, в какой они были запечатлены письменами и в какой эти письмена сохранились. "Максимы и рефлексии"
- Поэзия называет частное не думая о всеобщем и на него не указывая. Но кто живо воспринимает изображаемое частное, приобретает вместе с ним и всеобщее. "Максимы и рефлексии"
- Переводчики - это те же сваты: они воспевают прелесть какой-нибудь красавицы и вызывают неодолимую страсть к оригиналу. "Максимы и рефлексии"
- Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас. "Максимы и рефлексии"
- Художник стоит над искусством и над объектом; над первым - ибо пользуется им как средством, над вторым - ибо на свой лад трактует его. "Максимы и рефлексии"
- Искусство само по себе благородно. Поэтому художник не страшится низменного. Принимая его под свой покров, он его уже облагораживает. И мы видим величайших художников, смело прибегающих к этой прерогативе монарха. "Максимы и рефлексии"
- В каждом художнике заложен росток дерзновения, без которого немыслим ни один талант. И росток этот оживает особенно часто, когда человека одаренного хотят ограничить, задобрить и заставить служить односторонним целям. "Максимы и рефлексии"
- Юмор - один из элементов гения, но, как только он начинает первенствовать, - лишь суррогат последнего; он сопутствует упадочному искусству, разрушает и в конце концов уничтожает его. "Максимы и рефлексии"
- Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми. "Максимы и рефлексии"
- Говорят: художник, изучай природу. Но не так-то просто из низменного извлечь благородное, из уродливого - прекрасное. "Максимы и рефлексии"
- К назойливости юных дилетантов следует относиться снисходительно, в зрелом возрасте они станут подлинными почитателями искусства и его мастеров. "Максимы и рефлексии"
- Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, всё сводится к концепции. "Максимы и рефлексии"
- Никто, кроме художника, не может споспешествовать искусству. Меценаты поощряют художника. Это справедливо и хорошо; но этим не всегда поощряется искусство. "Максимы и рефлексии"
- Красота никогда не уяснит себе своей сути. "Максимы и рефлексии"
- Искусство - перелагатель неизречимого; поэтому глупостью кажется попытка вновь перелагать его словами. И всё же, когда мы стараемся это делать, разум наш стяжает столько прибыли, что это с лихвой восполняет затраченное состояние. "Максимы и рефлексии"
- Дилетанты, сделав всё, что в их силах, обычно говорят себе в оправдание, что работа ещё не закончена. Разумеется! Она никогда и не может быть закончена, ибо неправильно начата. Мастер несколькими штрихами делает свою работу законченной; осуществленная или нет, она уже завершена. Даже самый искусный дилетант ощупью бредёт в неопределенном, и, по мере того как растёт осуществление, всё яснее и яснее выступает сомнительность первоосновы. Лишь в самом конце обнаруживается упущенное, наверстать которое уже невозможно; а потому такое произведение никогда и не будет законченным. "Максимы и рефлексии"
- Патриотического искусства и патриотической науки не существует. Как всё высокое и благородное, они принадлежат всему миру, и споспешествовать им может только свободное взаимодействие всех современников при постоянном учёте того, что осталось нам от прошедшего. "Максимы и рефлексии"
- Многие мысли произрастают лишь из общей культуры, как цветок из зеленой ветви. В пору цветения роз розы распускаются повсюду. "Максимы и рефлексии"
- Классическое - это здоровое, романтическое - больное. "Максимы и рефлексии"
- Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее. "Максимы и рефлексии"
- При переводе следует доходить лишь до границы переводимого; переступишь её - и столкнешься с чужим народом, с чужим языком. "Максимы и рефлексии"
- Тому, кто хочет упрекать автора в темнотах, следует заглянуть в свой внутренний мир, достаточно ли там светло. В сумерках даже очень чёткий почерк становится неразборчивым. "Максимы и рефлексии"
- Природу и идею нельзя разобщать без того, чтобы не разрушить искусства, равно как и жизни. "Максимы и рефлексии"
- Мы ничего не знаем о мире вне его отношения к человеку; мы не хотим никакого искусства, которое не было бы сколком с этих отношений. "Максимы и рефлексии"
- Суеверие - поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным. "Максимы и рефлексии"
- Чем больше понижается поэзия и ораторское искусство, тем больше места отводится хуле, тем меньше - восхвалениям. "Максимы и рефлексии"
- Туманность известных максим - относительна; не всё, что понятно говорящему, может быть разъяснено слушателю. "Максимы и рефлексии"
- Создания искусства разрушаются, как только исчезает чутьё к искусству. "Максимы и рефлексии"
- Всё разумное уже однажды думано, надо попытаться ещё раз его обдумать. "Максимы и рефлексии"
- Как можно познать самого себя? Только в действии, но никак не в созерцании. Старайся выполнять свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь. "Максимы и рефлексии"
- Нет ничего ужаснее силы выражения без вкуса. "Максимы и рефлексии"
- Главное достоинство так называемых народных песен в том, что простые люди лаконичнее образованных. "Максимы и рефлексии"
- Писать историю - это своего рода способ сбывать с рук прошедшее. "Максимы и рефлексии"
- Предосторожность проста, а раскаяние многосложно. "Максимы и рефлексии"
- Высказать мнение - значит как-то подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна. "Максимы и рефлексии"
- На радугу, которая держится больше четверти часа, перестают смотреть. "Максимы и рефлексии"
Да, знаем мы, как чтите вы и славите
Себе, не нам, вы памятники ставите. "Максимы и рефлексии"
* * *
Ипохондрик не излечится, пока
Жизнь не даст ему хорошего пинка. "Максимы и рефлексии"
* * *
Познай себя... Какая польза в том:
Познаю, а куда бежать потом. "Максимы и рефлексии"
* * *
Чтоб познать других - два средства есть:
Одна насмешка, а другая лесть. "Максимы и рефлексии"
|
Избранные мысли из разных источников
Итак, идя к возвышенной мечте!
Не будь таким, как сеятели те,
Что при дороге бросили зерно
Иль в терниях, где не взойдёт оно.
* * *
Каков кто сам, таков и бог его,
Вот почему смешным бывает божество.
* * *
Увы, земной недолог путь,
И всё ж во власти человека -
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
* * *
Жизнь - шутка, скверная притом.
Тем - ничего, тем - полный дом.
* * *
Стихи должны быть превосходны,
Иль лучше не писать совсем.
* * *
Кто хочет поэта понять,
Должен отправиться в страну поэта.
* * *
Прекрасный вечер обязательно наступит,
Коль день-деньской ты посвятишь трудам.
* * *
Как природа могла в человеке высокое с низким
Тесно связать? Меж них ставит тщеславье она.
|
* * *
- В деянии начало бытия.
- Весёлому весь мир весёлым зрится.
- Принято думать, что между крайними точками зрения лежит истина. Неверно! Между ними лежит проблема.
- Легче обнаружить заблуждение, чем найти истину, истина в глубине, а заблуждение лежит на поверхности.
- И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её до старости.
- Нет ничего опасней для новой истины, как старое заблуждение.
- Природа не знает остановки в своём движении и казнит всякую бездеятельность.
- С тем, кто отрицает идеал, может легко случится, что он пошлое примет за прекрасное.
- Всякий, кто удаляется от идеи, в конце концов остаётся при одних ощущениях.
- Человек познаёт сам себя только в той мере, в какой он познаёт мир.
- Вера не начало, а конец всякой мудрости.
- Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету.
- Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нём.
- Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.
- Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.
- Тот, кто восстаёт против разумных истин, раздувает их огонь; искры разлетаются повсюду и зажигают свет.
- Истину нужно постоянно повторять, ибо и заблуждение проповедуется вокруг нас постоянно.
- Вечно повторяемые фразы костенеют в уме, делаются неподвижными убеждениями, и органы воззрения становятся тупы.
- Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, признав её за таковую.
- Чувства не обманывают, обманывает составленное по ним суждение.
- Понятие есть итог, идея - результат опыта; чтобы подвести первый, нужен рассудок, чтобы понять второй - разум.
- Всякий слышит лишь то, что он разумеет.
- Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы.
- Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.
- Задача научного явления в будущем должно стать исследование, не для чего быку рога, а как они у него появились.
- Всё, что мы принимаем за факты, уже есть теория: то, что мы "знаем" об окружающем мире, - уже есть наше истолкование его.
- Все подлинно мудрые мысли приходили в голову разным людям уже тысячи раз; но чтобы сделать их по-настоящему своими, мы должны снова обдумать их честно и искренне, чтобы они укоренились в нашем сознании.
- Есть книги, из которых можно узнать обо всём, и ничего не понять.
- Научиться можно только тому, что любишь.
- Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия - если замкнуться в своей специальности, и неосновательности - если выйти из неё.
- Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.
- Мысли - это почки, слова - цветки. Питательный плод - лишь в толковом деле.
- Истинная добродетель никогда не озирается назад, на тень свою, на славу.
- Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
- Тот, кто ставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибётся, то скоро снова нападёт на правильный путь.
- Нет ничего страшнее деятельного невежества.
- Чернь ничего так не страшится, как разума. Глупости бы ей следовало страшиться, пойми она, что действительно страшно.
- В смутное время народ мечется из стороны в сторону, как горячечный больной.
- Первая любовь неиспорченной юности всегда направлена на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное.
- Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает.
- Всякая внешняя благопристойность имеет свои внутренние основания.
- Нехорошо, когда человек остаётся сам с собой, а особенно когда он работает в одиночку. Если он хочет чего-нибудь достичь, ему нужны участие и моральная поддержка.
- Живёшь, собственно, только тогда, когда пользуешься расположением других.
- Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
- Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.
- Нет такой глупости, которую бы нельзя было исправить при помощи ума, и нет такой мудрости, которую бы нельзя было испортить при помощи глупости.
- Из всех воров дураки самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение.
- Если умный человек делает глупость, так уж, во всяком случае, немалую.
- Людям свойственно хулить всё то, к чему они чувствуют себя неспособными.
- Где глупость образец, там разум безумие.
- Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.
- Ограниченный честный человек часто видит насквозь все плутни тончайших дельцов.
- Для гнева суть не так важна, он ищет лишь причину.
- Молодые поэты льют много воды в свои чернила.
- Техника в соединении с пошлостью - это самый страшный враг искусства.
- Вкус развивается на самых совершенных образцах.
- Серьёзное отношение к дилетантству и механическое занятие наукой превращается в педантизм.
- Прежде всего поучай себя сам; тогда ты научишься чему-либо и от других.
- Необходимость - лучший советчик.
- Не следует тащить за собой в старость ошибки юности: у старости свои пороки.
- Слово ранит быстрее, чем лечит.
- О тайне мира - пусть хотя бы лепет.
- Истина противна, заблуждение привлекательно, потому что истина представляет нас самим себе ограниченными, а заблуждение - всемогущими.
- Природа - творец всех творцов.
- Ничего не исчезает из старого - всё развивается, и новая жизнь наплывает на старые обломки.
- Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел ввиду заслуги моих противников, и извлекал из этого пользу.
- Иные люди взбираются до высокого положения в жизни как трубочисты, проползши через тёмные, удушливые и грязные каналы и сплошь покрывшись копотью и сажей.
- Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.
- Старайся только обойти людей; им угодить - невыполнимая задача.
- Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодёжь и женщины ищут исключений, старики - правил.
- Теория нужна постольку, поскольку заставляет нас верить в связь явлений.
- Древние писатели вызывают восхищение у людей со вкусом и отчаяние у тех, кто хочет подражать им.
- Честолюбец часто ниспровергает трон, на котором не может удержаться.
- Чтобы что-то создать, надо чем-то быть.
- Всё было сказано, но обо всём можно ещё кое-что сказать.
- Кто хочет избавиться от горя, тот всегда знает, что ему делать. Но кто хочет счастья - тот не знает, за что хвататься.
- Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся как следует.
- Некоторые поэты похожи на медведей, которые всегда сосут собственную лапу.
- Публика любит, чтобы с нею обходились, как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать.
- Я могу обещать быть искренним, но не могу обещать быть беспристрастным.
- Молодость - недостаток, который быстро проходит.
- Всё, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Всё участвует в создании нас такими, какие мы есть.
- Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать.
- Мастер познаётся в самоограничении.
- Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мёртв и для этой.
- Обязанность историка состоит в том, чтобы отличать подлинное от фальшивого, определённое от смутного, сомнительное от неприемлемого.
- Исход деяниям названия даёт.
- Падение тронов и царств меня не трогает; сожжённый крестьянский двор - вот истинная трагедия.
- Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.
- Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.
- Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
- Хотя мир в целом двигается вперед, молодёжи приходится всякий раз начинать сначала.
- Время - это тиран, который имеет свои капризы и который каждое столетие другими глазами смотрит на то, что делают и говорят.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Гёте, Собрание сочинений в 10 томах. – М.: Художественная литература, 1979.
- Гёте, Избранные произведения в двух томах. – М.: Правда, 1985.
- Гёте, Собрание сочинений, Т. 7. – С.-Петербург, 1893.
- Гёте, Из моей жизни. Поэзия и правда. – М.: Художественная литература, 1969.
- Эккерман, Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. – Ереван: АЙСТАН, 1988.
В начало
Оглавление
На главную