На главную
Оглавление
ВИКТОР ГЮГО
- Об авторе
- Избранные мысли из романов и пьес
- Избранные мысли из поэтических произведений
- Избранные мысли из статей
- Избранные мысли из произведений, опубликованных посмертно
- Избранные мысли из разных источников
- Основные источники
* * *
Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт и романист, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Знатокам он известен как незаурядный мастер графики, неутомимый рисовальщик фантазий на темы собственных произведений. Но есть основное, что определяет эту многогранную личность и одушевляет её деятельность, - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству.
Жизнь Виктора Гюго (1802—1885) растянулась почти на весь девятнадцатый век. Мальчиком он видел империю Наполеона и вместе со своим отцом проделал прославленные походы в Италию и в Испанию. Едва простившись с отрочеством, он встретил реставрацию и все сопутствующие ей события во Франции.
К 1815 году относятся первые поэтические опыты Гюго. Юный поэт достаточно честолюбив и уже в 1816 году заявляет о своём желании сравниться с Шатобрианом, ведущим писателем Франции того времени: "Я хочу быть Шатобрианом или ничем". Первые его шаги на литературном поприще приносят ему успех: в 1817 году он удостаивается поощрительного отзыва Французской академии, в 1819 году награды Академии цветочных игр в Тулузе. Эти успехи производят впечатление на отца Гюго, и он отказывается от желания видеть сына непременно студентом Политехнической школы, а затем не настаивает на продолжении им занятий правом, начатых в 1818 и брошенных в 1821 году.
В 1819-1821 годах Виктор Гюго вместе с братьями предпринимает издание журнала "Литературный консерватор", литературное приложение к роялистическому католическому журналу "Консерватор". Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго публикует здесь ранние поэтические произведения, первую версию мелодраматического романа "Бюг Жаргаль", а также "Оду на смерть герцога Беррийского", надолго установившую за ним репутацию монархиста. Здесь же публикуется ряд критических статей, в которых Гюго отстаивает традиции классиков.
В двадцать лет выходит его первая книга стихов "Оды", и это уже не проба начинающего, а книга признанного поэта.
Предисловие ко второму тому стихов "Новые оды" является уже декларацией Гюго как романтика. А знаменитое "Предисловие" Гюго к драме "Кромвель" (1827) становится кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго критикует классицистический принцип единства времени, места и действия, высказывается в пользу более гибкой системы стихосложения и ратует за соединение возвышенного с гротеском. Это предисловие, впоследствии охарактеризованное Теофилем Готье "скрижалями романтизма", становится, по существу, литературным манифестом романтиков.
В середине 1820-х годов в творческом развитии Гюго происходит перелом, вызванный нарастанием общественной борьбы против монархии Бурбонов. Гюго пересматривает свои взгляды, отказывается от монархических убеждений и переходит в оппозиционный, либерально-демократический лагерь. В 1826 году он возглавляет кружок прогрессивно настроенных романтиков "Сенакль", объединяющий Сент-Бёва, Мюссе, Мериме, Дюма-отца и других начинающих прозаиков и поэтов. Происходит идейное и творческое становление Гюго - об этом он замечательно скажет в предисловии к переизданию в 1853 году своих "Од", дополненных "Балладами": "Из всех лестниц, ведущих из мрака к свету, самая достойнейшая и самая трудная для восхождения - эта следующая: родиться аристократом и роялистом и стать демократом. Подняться из лавочки во дворец - это редко и прекрасно; подняться от заблуждений к истине - это ещё реже и ещё прекрасней".
Творчество Гюго становится необычайно продуктивным и многообразным. Он выступает с расширенным изданием своего первого сборника стихотворений ("Оды и баллады" издания 1826 и 1828 годов); с новаторским по форме и содержанию поэтическим сборником "Восточные мотивы" (1829), публикует повесть "Последний день приговорённого к смерти" (1829), создаёт драмы "Марион Делорм" (1829), "Эрнани" (1830).
Июльская революция 1830 года, свергнувшая монархию Бурбонов, нашла в Гюго горячего сторонника. Памяти героев, погибших на баррикадах, прославленных участников революции он посвящает поэму "К молодой Франции" (1830), стихотворение "Гимн" (1831). Несомненно, что и в первом значительном романе Гюго "Собор Парижской Богоматери", начатом в июле 1830 и законченном в феврале 1831 года, также нашла отражение атмосфера общественного подъёма, вызванного революцией.
Успех романа "Собор Парижской Богоматери" у современников и у последующих поколений был во многом обусловлен его необычайной пластичностью, живописностью. Не отличаясь глубиной психологического анализа, "Собор" впечатлял эффектностью противопоставления персонажей, красочностью описаний, мелодраматизмом ситуаций. Несмотря на сдержанность или враждебность прессы, книга была восторженно встречена читателями. Известно, что для описаний собора и Парижа XV века, изображения нравов эпохи Гюго изучил немалый исторический материал. Исследователи средневековья придирчиво проверили "документацию" Гюго и не смогли найти в ней сколько-нибудь серьёзных погрешностей.
1831 год обозначает начало нового периода в жизненном и творческом пути Гюго. Писатель многого достиг - им одержаны внушительные победы в области лирической поэзии, драматургии, прозы. Произошёл весьма заметный сдвиг влево в его политических убеждениях. Можно сказать, что его литературная молодость окончилась. В это же время даёт трещину семейная жизнь Гюго: его жена Адель увлекается начинающим литератором Сент-Бёвом, после чего отношения супругов Гюго становятся чисто номинальными. В 1833 году поэт сближается с актрисой Жюльеттой Друэ, и она остаётся спутницей его жизни вплоть до своей кончины в 1883 году. Ради Гюго Друэ оставляет сцену и живёт в уединении, занимаясь перепиской рукописей писателя.
Творческая продукция Гюго в 1830-х годах обильна. Прежде всего, это четыре сборника стихотворений, пять драм в стихах и в прозе, сборник статей и этюдов "Литературная и философская смесь" и многое другое.
В 1840 году Гюго публикует сборник стихов "Лучи и тени". Помимо автобиографических стихотворений, здесь собраны все его поэмы, посвящённые Наполеону, - дань наполеоновскому культу, весьма тогда сильному. В 1841 Гюго избирается во Французскую академию, после того как она неоднократно отвергала его, предпочитая великому поэту автора опереточных либретто и других столь же "достойных" кандидатов. Вместо ожидавшейся от него литературной программы, Гюго при приёме в Академию произнёс политическую речь, где высказался против республики. Свою приверженность королевской власти он продемонстрировал в следующем году в своей работе "Рейн". В 1845 году Гюго был королевским декретом возведён в графское достоинство и назначен пэром Франции.
В 1848 году Гюго избирается по списку умеренной группы "Constitutionnel" в Национальное собрание, порывает навсегда со своим роялистским прошлым и становится пламенным борцом за республику. В 1850-1851 годах, когда Людовик Наполеон подготовляет свой переворот, Гюго с трибуны и в печати ведёт с ним борьбу. Тотчас после переворота он эмигрирует в Брюссель и остаётся в изгнании в течение всех двадцати лет существования Второй империи.
За годы изгнания Гюго постоянно напоминает о себе статьями и речами против Людовика Наполеона, против "всех царей и угнетателей", политическими стихотворениями (сборник "Les Chatiments", 1853 - шедевр гражданской поэзии). В 1856 Гюго публикует два тома "Созерцания" - поэтическую автобиографию, и многое другое. За годы изгнания выходят и его великие романы: "Отверженные" (1861), "Труженики моря" (1866), "Человек, который смеётся" (1869).
После крушения режима Наполеона III в 1870 году, Гюго вернулся в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. На вокзале его встречают сотни тысяч людей.
В последние пятнадцать лет своей жизни Гюго участвует в политической жизни, выпускает несколько поэтических и публицистических сборников. После издания своего последнего великого романа "Девяносто третий год" (1874) Гюго снял в Париже квартиру для себя, снохи и внуков. К этому времени он пережил жену, сыновей и старшую дочь. Его младшая дочь находилась в клинике для душевнобольных. Гюго был очень нежен с внуками - Жоржем и Жанной - и посвятил им сборник стихов "Искусство быть дедом".
22 мая 1885 Гюго умер. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.
Посмертные публикации Гюго: "Конец Сатаны" (1886), "Театр и свобода" (1886), "Пережитое" (1887), "Последний сноп" (1902), "Послесловие к моей жизни" ("Postscriptum de ma vie", 1895), "Зловещие годы" ("Les Annaes funestes", 1898), "Личные воспоминания" ("Souvenirs personnels", 1952) и многое другое.
Избранные мысли из романов и пьес
- Человеческое сердце способно вместить только известное количество отчаяния; когда губка пропитана водой, целое море может пролиться над ней, не прибавив ей лишней слезы. "Собор Парижской Богоматери"
- Любовь - как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. "Собор Парижской Богоматери"
- Когда волосы ваши поседели, не вспоминайте более ни тех убеждений, которые вы некогда отстаивали, ни тех женщин, которых вы любили в молодости. И те и другие покажутся вам слишком уродливыми, старыми, дряблыми, беззубыми, морщинистыми, глупыми. "Мария Тюдор"
* * *
- Бесстыдство порой скрывает стыд. "Отверженные"
- Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым. "Отверженные"
- Быть добрым очень легко, быть справедливым - вот что трудно. "Отверженные"
- Быть погружённым в созерцание не значит быть праздным. Созерцать - всё равно, что трудиться. Мыслить - всё равно, что действовать. Взгляд, устремлённый к небесам, - деяние. "Отверженные"
- Правильно поставленное общественное воспитание всегда может извлечь из души, какова бы она ни была, то полезное, что она содержит. "Отверженные"
- Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать - любят вопреки вам. "Отверженные"
- Знание - это напутствие, мысль - первая необходимость, истина - пища, подобная хлебу. Разум, изголодавшийся по знанию и мудрости, скудеет. Если есть что-либо более страшное, чем плоть, погибающая от недостатка хлеба, так это душа, умирающая от жажды света. "Отверженные"
- Книги - это друзья, бесстрастные, но верные. "Отверженные"
- Лень - это мать. У неё сын - воровство и дочь - голод. "Отверженные"
- Мелкая ложь, невинная ложь - существует ли она! Ложь - это воплощение зла. Солгать чуть-чуть - невозможно; тот, кто лжёт, лжёт до конца. "Отверженные"
- Нищета ведёт к революции, революция - к нищете. "Отверженные"
- Наслаждаться - какая жалкая цель! Наслаждается и скот. Мыслить - вот подлинное торжество души. "Отверженные"
- Равенство, которое предполагает коммунизм, убивает производство. Равный делёж уничтожает соревнование и, следовательно, труд. Так мясник убивает то, что он делит на части. Уничтожить богатство - не значит его распределить. "Отверженные"
- Под правильным распределением следует понимать не равное распределение, а распределение справедливое. Основа равенства - справедливость. "Отверженные"
- Разрешение проблемы равенства и справедливости: поощряйте богатого и покровительствуйте бедному, уничтожьте нищету, положите конец несправедливой эксплуатации слабого сильным, наложите узду на неправую зависть того, кто находится в пути, к тому, кто достиг цели, по-братски и точно установите оплату за труд соответственно работе, подарите бесплатное и обязательное обучение подрастающим детям, сделайте из знания основу зрелости; давая работу рукам, развивайте и ум, будьте одновременно могущественным народом и семьей счастливых людей, демократизируйте собственность, не отменив её, но сделав общедоступной, чтобы каждый гражданин без исключения был собственником, а это легче, чем кажется, короче говоря, умейте создавать богатство и умейте его распределять; тогда вы будете обладать материальным величием и величием нравственным; тогда вы будете достойны называть себя Францией. "Отверженные"
- Побеждать - глупейшее занятие. Не победить, а убедить - вот что достойно славы. "Отверженные"
- Радость, доставляемая нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам ещё более яркой. "Отверженные"
- Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение? "Отверженные"
- Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон - это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого. "Отверженные"
- Труд не может быть законом, не будучи правом. "Отверженные"
- У человека есть только один тиран - невежество. "Отверженные"
- Вы, страдающие, потому что любите, любите ещё сильней. Умирать от любви - значит жить ею. "Отверженные"
- В молодые годы нищета не страшна; юноша, как бы он ни был беден, своим здоровьем, силою, твёрдой походкой, блестящими глазами и свежим лицом всегда возбудит зависть старого императора. "Отверженные"
- Восстание в дружбе с разумом, мятеж - с желудком. "Отверженные"
- Безобразное, как и прекрасное, имеет право на существование, которое кроется в законах вечной красоты. "Отверженные"
- Бог всегда живёт в душе человека и всегда противится победе ложной совести над истинной, не давая угаснуть искре в сердце человека. "Отверженные"
- Быть святым исключение; быть праведником - долг каждого. Ошибайтесь, падайте, грешите, но оставайтесь праведниками. Полная безгрешность - мечта. Всё, что принадлежит земле, подвержено греху. Грех есть тяготение. "Отверженные"
- В самых секретных уголках ханжества проживает непобедимая любовь к скандальным происшествиям. "Отверженные"
- Воплотить всю вселенную в одно существо и приравнять его к Богу - вот любовь. "Отверженные"
- Все страсти, кроме любовной, находят успокоение в размышлении. "Отверженные"
- Города создают жестоких людей, потому что они их развращают. Природа развивает только суровую сторону души, не лишая её человечности. "Отверженные"
- Деспоты содействуют работе мыслителей. Слово, закованное в цепи, - слово страшное. Когда молчание навязывается властителем, писатель удваивает, утраивает силу своего пера. Из этого молчания вытекает некая таинственная полнота, просачивающаяся в мысль и застывающая в ней бронзой. Гнёт в истории порождает сжатость у историков. "Отверженные"
- Долг - начало рабства. "Отверженные"
- Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений. "Отверженные"
- Идеал - вершина логики, как красота - вершина истины. Народ с художественной душой всегда последователен. Любить красоту - значит видеть свет. "Отверженные"
- Маленький городок - это много ртов, которые говорят, и мало голов, которые думают. "Отверженные"
- Междоусобная война! Разве есть война иноземная? Разве всякая война между людьми не есть война между братьями? Война определялся только своею целью; нет ни иноземной войны, ни междоусобной; есть только война справедливая и несправедливая. Война становится позором, шпага - кинжалом, когда убивается право, прогресс, разум, цивилизация, истина. Тогда - междоусобная она или иноземная - война беззаконна и становится преступлением. "Отверженные"
- Мучительные страдания нищеты и ложный стыд - высокие и страшные испытания, из которых слабые выходят подлецами, а сильные - великими. "Отверженные"
- Мы из числа тех, которых не трогают самые горячие проповеди, но которых искренняя молитва приводит в умиление. "Отверженные"
- Мышление - работа ума, мечтательность - его сладострастие. "Отверженные"
- Наслаждение - слишком грустная и незначащая цель жизни! И животные наслаждаются! Мыслить - вот истинное торжество духа. "Отверженные"
- Неизвестное - это безбрежный океан. Что такое совесть? Это компас среди неведомого. Мысль, мечта, молитва - великие, таинственные светочи ума. "Отверженные"
- Нигде ум не встречает таких необычайных проблем, как в глубине человеческого сердца; нигде ему не приходится наталкиваться на более сложные, таинственные, неуловимые и страшные задачи. Перед ним открываются более широкие горизонты, чем вид неба или безбрежного моря... Да, есть нечто более высокое, чем небо, - человеческая душа. "Отверженные"
- О человеке можно было бы гораздо вернее судить по его мечтам, нежели по его мыслям. В мысли участвует воля, мечты являются невольно. Наши мечты более обнаруживают внутреннее "Я". Каждый мечтает о неизвестном и невозможном согласно своей природе. "Отверженные"
- Общество покупает рабов у нищеты. "Отверженные"
- Первый признак истинной любви у юноши - робость, у девушки - смелость. Это удивительно, но вместе с тем и понятно: два пола стремятся к сближению и заимствуют друг у друга противоположные качества. "Отверженные"
- При первой любви душу берут раньше тела; позже тело берут раньше души, а иногда и совсем не берут душу. "Отверженные"
- Та великая сила, которая одухотворяла Моисея, Эсхила, Данте, Микеланджело, признаётся толпой в каждом человеке, который достиг цели, всё равно какой. Пусть евнух обзаведётся гаремом, дурак-главнокомандующий выиграет случайную победу, имеющую решающее значение для данной эпохи, аптекарь изобретёт картонный подошвы для армии и разбогатеет, продав эти подошвы за кожаные, проповедник получить сан епископа за свою болтовню, - люди назовут таких людей гениальными. "Отверженные"
- То, что говорят о людях, будь это правда или неправда, занимает такое же место в их жизни и имеет такое же влияние на их судьбу, как и их собственные поступки. "Отверженные"
- Хуже ада, в котором мучаются, может быть только ад, в котором скучают. "Отверженные"
- Что ночью страшно, днём только любопытно. "Отверженные"
* * *
- Наша жизнь - путешествие, идея - путеводитель. Нет путеводителя, и всё остановилось. Цель утрачена, и сил как не бывало. "Труженики моря"
- Почти вся тайна великой души заключается в слове: настойчивость. Настойчивость для мужества - то же, что колесо для рычага; это беспрерывное обновление точки опоры. "Труженики моря"
- Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта. "Труженики моря"
- Выразить страдание - значить облегчить его: волк облегчает своё горе воем, лес - песнью жаворонка, женщина - любовью, философ - творчеством. "Человек, который смеётся"
- Отнимите у любви иллюзию, и вы отнимите у неё пищу. "Человек, который смеётся"
- Порывы гордости, удерживающие нас от одних пороков, ведут к другим. "Человек, который смеётся"
- В человеке есть частица животного. Она то и возвращает его к действительности. "Человек, который смеётся"
- Есть дороги, по которым можно пробираться только ползком. "Человек, который смеётся"
- Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. "Человек, который смеётся"
- Мечта - это самоубийство, упоительное, восхитительное и ужасное! Мечты привлекают, ласкают, убаюкивают вас, делая вас своим сообщником. Они заставляют вас обманывать совесть. О ней можно сказать то же, что и об игре: сначала человек - жертва обмана, а затем сам делается мошенником. "Человек, который смеётся"
- Равнодушие - благоразумие. Не двигайтесь - в этом спасение. Притворяйтесь мёртвым, и вас не убьют, - такова мудрость насекомого. "Человек, который смеётся"
- Различать что-либо в ярком сиянии так же трудно, как и во тьме. "Человек, который смеётся"
- Все мы слепы. Слеп скупой: он видит золото и не видит богатства; слеп расточитель, он видит начало и не видит конца; слепа кокетка, она не видит своих морщин; учёный, он не видит своего невежества; честный человек, он не видит мошенника; мошенник, он не видит Бога; даже Бог слеп был в тот день, когда созидал мир: Он не увидел, как дьявол проник в его творение. "Человек, который смеётся"
- Софист - это фальшивомонетчик; последний лишает ценности монету, первый извращает ум и делает его негодным. "Человек, который смеётся"
- Тайна - та же сеть: достаточно, чтобы порвалась одна петля, и всё расползётся. "Человек, который смеётся"
- Тому, кто живёт обманом, истина кажется смрадной. Того, кто жаждет лести, тошнит от правды. "Человек, который смеётся"
- Тщеславие - страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих. "Человек, который смеётся"
- Добрые нравы могут затопить жестокие законы, но кровожадный кодекс виднеется в прозрачной воде свободы. "Человек, который смеётся"
- Король вне своего государства - мумия, царедворец без покровительствующего ему государя - призрак, тень тени. "Человек, который смеётся"
- Жениться - это развязка, опошляющая любовь своей ясностью. "Человек, который смеётся"
- Не искореняйте пороков, если желаете иметь прелестных женщин, иначе вы уподобитесь тем, которые, восхищаясь бабочкой, уничтожают гусеницу. "Человек, который смеётся"
- Излишек совестливости вырождается в бессилие. Разборчивость делает человека немощным перед богиней фортуны. "Человек, который смеётся"
- Испытывать на себе влияние нравов тех, которым предписываем законы, - участь варваров, победивших более цивилизованные народы. "Человек, который смеётся"
- История - это эхо прошедшего в будущем, отблеск будущего, падающий на прошедшее. "Человек, который смеётся"
- Источник неустрашимости молодости - недостаток опыта. "Человек, который смеётся"
- Судьба не открывает ни одной двери, не запирая в то же время другой. "Человек, который смеётся"
- Унизить человека - значит изуродовать его. "Человек, который смеётся"
- Все мысли связаны между собой, слова же нет. Известная расплывчатая сторона души не передаётся речью. Выражения имеют определённые границы, мысли же их не имеют. "Человек, который смеётся"
* * *
- Кто поднял парус, тот бросил жребий. "Девяносто третий год"
- В революции нет ничего опаснее прямолинейности. "Девяносто третий год"
- Умам, заменяющим разум логикой, свойственно убеждение, что только крайности могут служить прочным фундаментом будущего. "Девяносто третий год"
- Общественная потребность в насилии - страшное таинственное свойство всех революций. "Девяносто третий год"
- Наивность считает, что служение истине оправдывает всё. "Девяносто третий год"
- Порокам льстит, когда во главе их стоит добродетель. "Девяносто третий год"
- Невыразимая прелесть детства заключается в том, что на ребёнка можно излить весь запас любви. "Девяносто третий год"
- Мы боготворим тех, кто всем нам обязан. "Девяносто третий год"
- Самые смелые в тревоге замедляют шаги, когда чувствуют под ногами движение почвы. "Девяносто третий год"
- Всякая вершина кажется преувеличением. "Девяносто третий год"
- Всё грандиозное на близком расстоянии пугает. То, что создано для орлов, не разглядят близорукие. "Девяносто третий год"
- Ужас может быть благородным, но страх всегда низкий. "Девяносто третий год"
- Философия одних ведёт к мудрости, а других - к благоразумию. "Девяносто третий год"
- Иногда, во время роковых кризисов отживающих обществ, действовать - значит истреблять. "Девяносто третий год"
- У народа есть детская черта: он любит сладкое. "Девяносто третий год"
- Иногда можно подумать, что события обладают способностью раздражать. "Девяносто третий год"
- Приписывать революцию человеческой воле, всё равно, что приписывать приливы волнам. "Девяносто третий год"
- Революция равнодействующая не великих событий и великих людей, а одних только событий. "Девяносто третий год"
- События диктуют - люди подписывают. События расходуют - люди платят. "Девяносто третий год"
- Хвалить или хулить людей за результаты великих событий - это почти то же, что хвалить цифры слагаемых за получившуюся сумму. "Девяносто третий год"
- Бывают эпохи, когда человеческое общество задаёт истории загадку, смысл которой для мудрых - свет, для невежд - мрак варварства и насилия. "Девяносто третий год"
- Философ не решится обвинять. Он учтёт неизвестную величину, входящую в проблему. "Девяносто третий год"
- Проблемы, как облака, проносятся над землёй, отбрасывая на неё тени. "Девяносто третий год"
- Рабам свойственно восставать против освобождения. "Девяносто третий год"
- У дикарей тоже бывают пороки. Благодаря этому цивилизация рано или поздно покоряет их. "Девяносто третий год"
- Катастрофы обладают иногда свойством ужасными путями устраивать всё к лучшему. "Девяносто третий год"
- Мать уже больше не женщина - она самка. "Девяносто третий год"
- Жестокие люди - плохие слуги гуманных идей. "Девяносто третий год"
- Революция истребляет зло в лице его носителей. "Девяносто третий год"
- Предательство - такая же неотъемлемая часть политики, как кинжал - вооружения. "Девяносто третий год"
- Позорить своё отечество - значит предавать его. "Девяносто третий год"
- События способны умещаться в самые краткие промежутки времени. "Девяносто третий год"
- Плутовка революция играет всеми нами и все наши знаменитые злодеи, в сущности, большие простаки. "Девяносто третий год"
- Пока будут Вольтеры, будут и Мараты. "Девяносто третий год"
- Когда виновный признаёт свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать - свою честь. "Девяносто третий год"
- Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а чтобы раскинуть крылья. "Девяносто третий год"
- В деле ненависти одна женщина стоит десятерых мужчин. "Девяносто третий год"
- Вылечив крыло коршуна, становишься ответственным за его когти. "Девяносто третий год"
- Уметь отличить движение, произведённое страстями, от движения, произведённого принципами, побороть первое и поддерживать второе - вот в чём заключается гений и добродетель истинного деятеля. "Девяносто третий год"
- У истории - своя правда, а у легенд - своя. Правда легенд по самой своей природе совсем иная, нежели правда историческая. Правда легенд - это вымысел, стремящийся подвести итог явлениям действительности. Но цель истории и цель легенды одна и та же: обе они рисуют вечное человечество в человеке, живущем лишь мгновение. История нужна для целого, легенда - для подробностей. "Девяносто третий год"
- Женщины слабы, но матери сильны. "Девяносто третий год"
- Кому должны принадлежать дети? Сначала отцу, потом матери, родившей их, затем школе, осветившей их разум, затем народу и отечеству, которому они служат и, наконец, человечеству. "Девяносто третий год"
- Неотступные мысли приводят к безумию, или к героизму. "Девяносто третий год"
- Чрезмерная строгость стиля доводить до того, что он становится тощим. "Девяносто третий год"
Избранные мысли
из поэтических произведений
О, этот удержу в веселье
Не знающий народ низов,
Кто полн ребяческих замашек,
Даёт из столь глубоких вспашек
Бесплодных несколько цветов. "Парижанин предместья"
* * *
Плутует честный, лжёт правдивый.
Мы кроткими стремимся быть
Лишь потому, что мы ленивы,
А гнев нас может утомить. "Писано в 1827"
* * *
Светильник разума во тьме глухой сияет,
И догмы чёрные вокруг него летают,
Как злая мошкара. "По поводу..."
* * *
Порой наш высший долг - раздуть как пламя зло;
Пусть мрачный свет падёт тирану на чело.
И я почувствовал, что долг - над преступленьем
Зажечь возмездие карающим виденьем. "Порой наш..."
* * *
Есть смертный грех в глазах злодейской власти:
Не ликовать, когда собратьев рвут на части,
Тянуться к пленникам, касаться их плеча;
Кто жертву пожалел - унизил палача. "Сатира нынче..."
* * *
Старинный компас - честь швыряют люди в море;
Льстит победителю поверженный в позоре;
Удача - вот словцо, что движет мир собой;
Удача - падишах; его визирь - разбой. "Сатира нынче..."
* * *
Взрыв смеха обратит исчадья ночи в бегство,
Педантов дразнит он, не терпит буквоедства.
При случае ушам ослиным надерзит:
Он против ползанья, он с теми, кто парит. "Смех"
* * *
...ведь размышленье -
Та дверь широкая, куда без промедленья
Заходят путники: и мысль, и долг, и честь,
И доблесть, скорбь - и всем приют в жилище есть. "Я работаю"
* * *
Так своим законом вечным
Ограничил нас Творец.
Что роптать в пылу сердечном?
Мир Он создал бесконечным,
Только людям дал конец. "Внутренние голоса"
* * *
...ну что ж, таков судьбы закон:
Коль Капулетти чтим, Монтекки возмущён. "Госпоже..."
* * *
Земля равняет всех и смешивает прах
Погонщика волов с тем, кто царит в верхах. "Земля"
* * *
Искусство - мысль; и в край из края
Стремясь и цепи разбивая,
Повсюду свет её проник...
Порабощённому народу
Искусство вновь даёт свободу;
Народ свободный - им велик. "Кара"
* * *
Когда иду к великой цели,
Ничто меня не изменит!
Пусть рухнет мир, его крушенье
Меня убьёт, но не смутит. "Когда иду..."
* * *
Добро творите вы, - на вас пойдут войной,
И бог весь почему, любой пошляк тупой
Впадает в бешенство, завидя вдруг пророка. "Модзини Тьер..."
* * *
Довольно, чтоб кретин "персоной" был одет,
Чтоб молодой сухарь казался зрелых лет,
Чтоб мудрое хранил молчание тупица, -
Их станут уважать, те, кем молва творится. "Модзини Тьер..."
* * *
Препятствия всегда настойчивости рады,
Дать победить себя - лишь в этом долг преграды. "Настойчивость"
* * *
О жалкий сплав людских сует, пустых желаний
Мечты! Вы вянете при первом же дыханье
Степных ветров, что вас разносят по земле. "О жалкий сплав..."
* * *
Мы в розовых венках, но шею жмут оковы. "О, надо действовать..."
* * *
Не то, что этому я верил бы всерьёз, -
Твердит он, - но затем вхожу я в храма двери,
Чтоб сброд уверовал, увидев, что я верю. "Опора империй"
* * *
Господь не уравнял все жребии людей.
Одни - весь век несут тяжёлый груз скорбей,
Другие празднуют; но избранных немного. "Осенние листья"
* * *
Не может шторм сломить великие сердца.
Толпа безумная, добыча наглеца,
Готова зверствам ты предаться упоенно. "7500000 "Да""
* * *
О, человек толпы. Он схож с водой фонтана,
Что в яму сточную сбегает, превратясь
Из влаги девственной в вонючий ил и грязь.
Ещё вчера герой, сегодня он подлец,
Не хочет прошлому поверить своему
И смелость прежняя внушает страх ему. "7500000 "Да""
* * *
Толпа - количество, толпа - стихия злая
И в слабости своей и в торжестве слепая. "7500000 "Да""
|
Избранные мысли из статей
- Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях. Поэзия - это всё, что есть в жизни искреннего и задушевного. "Оды"
- От слога зависит прочность сочинения и бессмертие поэта. Красивые выражения украшают красивую мысль и сохраняют её. Это в одно и то же время и украшение, и вооружение. "Литературно-философская смесь"
- Две вещи могут создать из человека поэта: гений или сильная страсть. "Литературно-философская смесь"
- Общественное мнение - это разного рода жидкости, влитые в один сосуд. Если встряхнуть сосуд, все жидкости смешаются в нём; но если сосуд оставить в покое, жидкости постепенно улягутся в том порядке, в котором им укажет их природа. "Литературно-философская смесь"
- Догматы религии не могут быть подвергнуты исследованию. Попытаться улучшить религию - значит посягать на неё. "Шекспир"
- Злые люди происходят от плохого положения вещей. Так станем же исправлять положение вещей. "Шекспир"
- "Я" одного человека обширнее и глубже, чем "Я" целого народа. "Шекспир"
- Быть полезным - это только быть полезным, быть прекрасным - это только быть прекрасным; но быть полезным и прекрасным - значит быть великим. "Шекспир"
- Гении - это династия; им принадлежат все короны и венцы, не исключая и тернового. "Шекспир"
- Искусство должно помогать науке. Эти два колеса прогресса должны идти вместе. "Шекспир"
- Каждый великий артист отливает искусство по своему образу и подобию. "Шекспир"
- Книга более обширна, чем мир, потому что она к действительности прибавляет идею. Если есть нечто более великое, чем Бог, видимый в солнце, - это Бог, видимый в Гомере. "Шекспир"
- Разум человека имеет вершину. Эта вершина - идеал. Бог нисходит туда - человек восходит. "Шекспир"
- Театр - это горнило цивилизации. Под влиянием театра формируется народная душа. "Шекспир"
* * *
- Импровизация есть не что иное, как быстрое раскрытие резервуара - мозга; но для этого нужно, чтобы он был полон. От полноты мысли вытекает обилие речи. Тот хорошо говорит, кто размышления дней, недель, месяцев, а иногда и всей жизни умеет изложить в один час. "Actes et paroles"
- Наследство - это рука помощи, которую родители протягивают детям из могилы. "Actes et paroles"
- Справедливость и закон - вот две силы; от их согласия происходит порядок, от их антагонизма рождаются катастрофы. "Actes et paroles"
- Мыслитель должен расширить чувство братства от своей семьи на всю родину и от родины на всё человечество. "Eloges"
- Высокий ум и глубокое невежество близки друг другу своим великим простодушием. "Рейн"
- Делать долги - это путь к тому, чтобы делать преступления. "История одного преступления"
- Зло, сделанное ради блага, остаётся злом, особенно в случае успеха, потому что тогда оно становится примером. "История одного преступления"
- Можно противиться вторжению армий, но нельзя противиться вторжению идей. "История одного преступления"
- Имя Бальзака сольётся в светлый след, который наша эпоха оставит будущему. Бальзак принадлежит к числу тех великих писателей XIX века, которые явились после Наполеона так, как знаменитое созвездие поэтов XV в. последовало за Ришелье. Точно в развитии цивилизации существует закон, который заставляет великие умы наследовать великих полководцев. "Восхваления"
- Великие люди сами создают себе пьедестал, о статуе позаботится будущее. "Восхваления"
- Нить, которая порой так истончается, что становится почти невидимой, но не обрывается никогда, - великая и таинственная нить в лабиринте человечества, именуемая прогрессом. (Предисловие к "Легенде веков")
- В то время, когда нам покажется, что мы постигли нашу мечту, она уже превратилась в воспоминание. "Лирика"
- Человек имеет свой голос, природа - свой, события - свой. Задача поэта в одном аккорде соединить эти три голоса; потому что голос первого говорит сердцу, второй - душе, третий - уму. "Внутренние голоса"
- Могущество поэта заключается в его независимости. "Внутренние голоса"
- Сожалеть о ком-нибудь - значит его понимать. "Высшее милосердие"
- Прогресс даёт душу машине, отнимая её у человека. "Созерцания"
Избранные мысли из произведений,
опубликованных посмертно
- Для того, кто умирает, всё, кроме мрака, ложно. "Театр и свобода"
- Рождение - лотерея; случай опускает руку в урну, и вы появились на свет. "Театр и свобода"
- Звуки природы не нарушают одиночества. "Альпы и Пиренеи"
- Одиночество хорошо для великих умов и плохо для умов посредственных; оно смущает мозг, не освещая его. "Что я видел"
- Истинное величие морали и добродетели состоит в том, чтобы всё понимать и всё прощать. "Что я видел"
- Настоящее - наковальня, на которой куётся будущее. "Ужасный год"
- Несмотря на столько прожитых лет, старый закон ненависти - самый сильный из всех человеческих законов. Евангелие по прежнему - громадное мёртвое светило. "Ужасный год"
- Война безжалостна; часто, чтобы сварить суп, - поджигают дом. "Последний сноп"
- Мыслитель-прозаик в стихе становится пророком. Стих более гордый демон; но проза, хоть и менее божественна, зато более человеческая; она - Речь, тогда как стих - только Слово. "Последний сноп"
- Человек на земле разучивает ту песню, которую будет петь на небесах. "Последний сноп"
- Я не знаю, от чего умер Сократ: от того ли, что однажды разом выпил кубок яда, или от того, что всю жизнь медленно пил свою "Ксантиппу". "Последний сноп"
- Бог - истина. Демон - ложь. Человек - сомнение. "Последний сноп"
* * *
- Атеист верит больше, чем сам думает. Отрицание - это своего рода утверждение. Брешь доказывает существование стены. "Послесловие к моей жизни"
- Душа может быть оперирована от атеизма, как зрачок от катаракты. "Послесловие к моей жизни"
- Без тщеславия, без кокетства, без любопытства, без падения женщина - не женщина. В её прелести много слабостей. "Послесловие к моей жизни"
- Быть восприимчивым к искусству, значит быть неспособным к преступлению. "Послесловие к моей жизни"
- В мышлении нужна логика, но мысль логикой не создаётся. "Послесловие к моей жизни"
- В области искусства нет света без тепла. "Послесловие к моей жизни"
- В политике выше партий я ставлю отечество, в религии выше догматов я ставлю Бога. "Послесловие к моей жизни"
- И совершенной женщине должна заключаться королева и служанка. "Послесловие к моей жизни"
- Взгляните весною на дуб: столетний ствол, старые корни, старые сучья, но листья - зеленые, свежие и молодые. Традиция и новизна, традиция, производящая новизну, новизна, возникающая из традиции, - в этом всё. "Послесловие к моей жизни"
- Довод добрейшего - всегда самый убедительный. "Послесловие к моей жизни"
- Драматические поэты, выводите лучше на сцену исторических людей, чем исторические факты. Вам часто приходится создавать неверные события, но вы всегда можете создавать истинных людей. Пишите драму, не следуя истории, но согласно истории. "Послесловие к моей жизни"
- Есть много глупостей, которые мужчина не совершает от лености, и много безумств, которые женщина совершает от праздности. "Послесловие к моей жизни"
- Женщина так создана, что в маленькой девочке чувствуется уже молодая мать, в молодой матери - ещё маленькая девочка. Первый ребёнок продолжает последнюю куклу. "Послесловие к моей жизни"
- Злые завидуют и ненавидят. Это их манера восхищаться. "Послесловие к моей жизни"
- Идею не повесить на гвоздь, как шпагу. Когда философ или поэт отдыхают, их идеи продолжают сражаться; они вырываются на волю, чтобы всё сокрушить в дурных душах и взволновать мир. "Послесловие к моей жизни"
- Иногда говорят, что он лишил себя жизни из-за того, что ему надоело жить. Вернее было бы сказать: он лишил себя жизни из-за того, что ему надоело не жить. "Послесловие к моей жизни"
- Истинно великие министры те, которые трудятся над событиями своего века, но которые смогли бы работать и над его идеями. "Послесловие к моей жизни"
- Каков век, такого и заблуждение, каково общество, такова ложь. Химера пропорциональна невежеству. "Послесловие к моей жизни"
- Когда нет ничего в сердце, не может быть ничего законченного и в голове. Гений - это великое сердце. "Послесловие к моей жизни"
- Кто не способен быть бедным, тот не способен быть свободным. "Послесловие к моей жизни"
- Лирический гений - быть собою; гений драматический - быть другим. "Послесловие к моей жизни"
- Люди восхищаются тем, что им близко. Восхищение посредственностями характеризирует завистников. Восхищение великими поэтами характеризирует великих критиков. Чтобы открыть за горизонтами абсолютные высоты, нужно самому стоять на высоте. "Послесловие к моей жизни"
- Люди родятся, чтобы страдать; они живут, работают и любят, чтобы страдать; люди красивы, справедливы и велики, чтобы страдать; они взбираются на то, чего не перейдут; начинают то, чего не кончат; верят в то, чего не докажут... "Послесловие к моей жизни"
- Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте листья, сохраняйте корни. "Послесловие к моей жизни"
- Мифология, безумная с виду и как будто бредящая, на самом деле преемник действительности. История, география, геометрия, математика, астрономия, физика, мораль - всё находится в этом резервуаре, и вся ученость видна сквозь мутную воду басен. "Послесловие к моей жизни"
- Могущество женщины состоит из реальной силы и призрачной слабости. "Послесловие к моей жизни"
- Надо уметь повиноваться женщине, чтобы иметь право иногда ею повелевать. "Послесловие к моей жизни"
- Не у всех человеческих душ есть дивный дар мечтать произвольно. Музыка потому и нравится так сильно заурядным людям, что она есть готовая мечта. Избранные умы любят музыку, но ещё больше они любят мечтать самостоятельно. "Послесловие к моей жизни"
- Нет благородного ума, который не прельщали бы туманные размышления. Пропасть, находящаяся в нас, призывается пропастью, находящейся вне нас. "Послесловие к моей жизни"
- Нет ни одной идеи у поэта, которая бы не имела корня в нём самом. Вышедшая из глубокого источника каждая идея поэта, смешанная со словом, резюмирует всю стихию писателя. Каждая подробность стиля, каждое выражение, каждое слово, каждое толкование, каждый оборот, даже употребление знаков препинания имеют глубокий смысл. "Послесловие к моей жизни"
- Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. "Послесловие к моей жизни"
- Обратите внимание на творения великих поэтов, и вы найдёте в отделке и форме - строгую точность, а в идее - безграничное величие, которого нельзя созерцать, не открывая в нём каждую минуту новых горизонтов, полных таинственного сияния и беспредельности. Это - истинная поэзия, которая состоит из комбинации прекрасного и идеального, слияния почти противоположных элементов, доступных только гению. Прекрасное требует контуров, идеал требует беспредельности. "Послесловие к моей жизни"
- От чего отворачивается наука, то подбирает невежество. Где пасует Лаплас, там появляется Калиостро. "Послесловие к моей жизни"
- Отдавайтесь мечте поэты, отдавайтесь ей художники, отдавайтесь философы; мыслители, будьте мечтателями. Мечта - это оплодотворение. Не забывайте только, что сновидец должен был сильнее сновидения. Мозг может быть источен химерой. "Послесловие к моей жизни"
- Просвещённые, образованные, учёные поднимаются по лестнице, поэты и художники взлетают, как птицы. "Послесловие к моей жизни"
- Простота гения не есть непременно достоинство древних времён. Всякий пьющий из великого источника жизни прост. Бомарше прост не меньше Аристофана, Дидро прост не меньше Гесиода. Эпоха тут не при чем. "Послесловие к моей жизни"
- Реакция - барка, плывущая против течения, но не препятствующая реке течь по своему направлению. "Послесловие к моей жизни"
- Религии умаляют Божество до человека. Философия возвеличивает человека до Божества. "Послесловие к моей жизни"
- Сжатость в стиле, точность в мысли, убедительность в жизни. "Послесловие к моей жизни"
- Слишком часто история слабости женщин есть так же история подлостей мужчин. "Послесловие к моей жизни"
- Ставьте себе целью быть не чем-нибудь, а кем-нибудь. "Послесловие к моей жизни"
- Театр не есть страна реального, но страна истинного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие сердца, в зрительном зале - человеческие сердца. "Послесловие к моей жизни"
- Тернии, шипы, камни, булыжники, обрывы и провалы - вот украшение великих имён. Что безобразит сад, то составляет красоту горы. "Послесловие к моей жизни"
- У души есть иллюзии, как у птицы - крылья; вот что её поддерживает. "Послесловие к моей жизни"
- У революции, как у вулканов, бывают свои дни огня и свои годы дыма. "Послесловие к моей жизни"
- У толпы слабые глаза, чтобы видеть Бога прямо. Догматы и обряды - очки, позволяющие видеть звезду близоруким. "Послесловие к моей жизни"
- Ум - это жена, воображение - любовница, память - служанка. "Послесловие к моей жизни"
- Человек мудрый зреет, но не стареет. "Послесловие к моей жизни"
- Чем выше происхождение мысли, тем больше у неё склонности испаряться в мечту. "Послесловие к моей жизни"
- Честный человек старается сделаться полезным, а интриган - необходимым. "Послесловие к моей жизни"
- Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его. "Послесловие к моей жизни"
- Я люблю быть популярным, это счастье; но я хочу быть полезным, это долг. "Послесловие к моей жизни"
ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ни в религиозных, ни в социальных, ни даже в политических вопросах окончательное разрешение никому не дано. Зеркало истины разбилось среди современного общества. Каждая партия подняла по одному осколку. Мыслитель старается склеить эти осколки, из которых одни испачканы грязью, другие - кровью.
- Для войны бывают всякого рода предлоги, причина же у них одна - армия.
- Междоусобные войны открываются тысячью дверей и закрываются одной единственной дверью милосердия.
- Общество, допускающее нищету, человечество, допускающее войну, кажутся мне обществом, человечеством низшим.
- Там, где на поле выходит идея, люди ничто.
- Толпа приходит не туда, куда она хочет, а куда её несёт.
- Литература - это руководство человеческого разума человеческим родом
- Творец книги - автор, творец её судьбы - общество.
- Государственный деятель должен уметь извлечь пользу из каждой необходимости.
- В каждое произведение входит три составных части: то, что автор прочувствовал, то, что он взял из жизни, и то, что он угадал.
- У истории нет корзины для хлама.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Гюго, В. Собрание сочинений в 15 томах. – М.: Гослитиздат, 1953 – 1956.
- Гюго, В. Избранные стихотворения. М., Типография Т-ва И.Д. Сытина
- Гюго В., Его литер. эпоха, жизнь, труды и мысли. / А.М.Фимиди – М., С.-Петербург: издание т-ва М.О.Вольф, 1912.
В начало
Оглавление
На главную