На главную
Оглавление
АСТОЛЬФ ДЕ КЮСТИН
- Об авторе
- Избранные мысли из книги "Россия в 1839 году"
- Основные источники
* * *
Маркиз Астольф де Кюстин (1790--1857) принадлежал к числу тех литераторов, кого называют писателями второго ряда. Светский человек и автор романов из жизни светских людей: "Алоис" (1829), "Свет как он есть" (1835), "Этель" (1839) "Ромуальд" (1848), он любил также жанр путевых заметок, к которому принадлежат "Записки и путешествия" (1830; о Швейцарии, Италии и Англии) и "Испания при Фердинанде VII" (1838). Известность Кюстину принесла книга "Россия в 1839 году" (1843) - повествование о путешествии, совершенном летом 1839 года по приглашению императора Николая I.
Сам автор, пожалуй, не склонен был считать "Россию" своим главным произведением, но именно эта книга, сразу же по выходе переведённая на английский и немецкий языки, принесла ему европейскую славу.
В России книга Кюстина была немедленно запрещена и надолго сделалась легендой для всех, кто не читает по-французски. В нескольких сокращённых вариантов "Россия в 1839 году" делался упор на самые хлесткие, самые "антирусские" места, превращая книгу Кюстина в памфлет. Кюстин же написал нечто совсем другое - автобиографическую книгу, рассказ о своём путешествии по России в форме писем к другу, полную своих собственных впечатлений и размышлений.
Избранные мысли из книги
"Россия в 1839 году"
- Лишь одному Богу ведомы тайные причины событий, но всякий человек, умеющий наблюдать и размышлять, может угадать кое-что из того, на что ответ может дать только грядущее. Предисловие
- Беззаботность - щит, ограждающий юные сердца и дарующий им свободу. Письмо 5
- Истинные образцы хорошего вкуса и светских манер можно отыскать лишь в странах аристократических. Здесь никто не заботится о том, чтобы вести себя, как принято, а ведь именно выскочки, ведущие себя, как принято, и вносят в общежитие фальшивую ноту. Письмо 5
- Учтивость не исключает разнообразия: умам идёт на пользу необходимость блистать в мелочах, а изысканность речей всё украшает, ничему не вредя, ибо истина чувств ничего не теряет от осторожности в выборе выражений. Письмо 5
- Приятной беседу делает не обилие народа, но избранный круг хорошо и давно знакомых гостей; светская жизнь - не более, чем средство; цель - душевная близость. Письмо 5
- Беседу делает приятной не породистость общества, но воспитанность; неукротимая дикость - признак не силы, но некоторой неполноценности, причём физический этот изъян сообщается и душе. Здравое суждение - награда за победу над страстями. Письмо 5
- Будьте почтительны без подобострастия, и вы естественно и невольно сделаетесь вежливыми. Письмо 5
- Очарование хорошего общества зиждется на готовности каждого позволить блеснуть другим. Письмо 5
- Хвалить труднее, чем хулить: для этого потребен ум гораздо более тонкий. Кто умеет всё оценить по заслугам, тот ничего не презирает и чуждается насмешек. Письмо 5
- Истинно вежливые люди, притворяясь добрыми, становятся таковыми на самом деле. Письмо 5
- Общество погибнет оттого, что доверилось словам бессмысленным либо противоречивым. Когда лживые отголоски общественного мнения, газеты, желая во что бы то ни стало сохранить читателей, начнут торопить развязку, хотя бы ради того, чтобы ещё месяц иметь о чём рассказывать. Они убьют общество, дабы питаться его трупом. Письмо 5
- Деспотизм - смесь нетерпения и лени; будь правительство чуть более кротко, а народ чуть более деятелен, можно было бы достичь тех же результатов менее высокой ценой, но что сталось бы тогда с тиранией?.. люди увидели бы, что она бесполезна. Письмо 9
- Тирания - мнимая болезнь народов; тиран, переодетый врачом, внушает им, что цивилизованный человек никогда не бывает здоров, и что чем сильнее грозящая ему опасность, тем решительнее следует приняться за лечение: так под предлогом борьбы со злом тиран лишь усугубляет его. Письмо 9
- Мы никогда не презираем то, чего боимся. Письмо 10
- Если народ живёт в оковах, значит, он достоин такой участи; тиранию создают сами нации. Письмо 10
- Свобода рождает весёлость, плодящую иллюзии; деспотизм же умножает раздумья, прогоняющие очарование, ибо тот, кто мыслит, не склонен к восторгам. Письмо 11
- Для понятливых читателей, к которым я исключительно обращаюсь, слова ничего не значат сами по себе и важность слов зависит от смысла, какой хотят им придать. Письмо 11
- Из насильственного молчания народа возникает невольное спокойствие, внешний порядок, более и жуткий, чем любая анархия. Письмо 13
- Насмешливость - господствующая черта характера тиранов и рабов. Письмо 14
- Страх никогда не может стать душою правильно организованного общества, ибо он не создаёт порядка, а только прикрывает хаос. Письмо 15
- Деспотизм скрытен, любит имитировать свободу и равенство и выказывает себя открыто и независимо лишь по временам - когда у власти оказываются безумцы или тираны. Письмо 15
- Жизнь тюремщика всегда представлялась мне столь похожей на жизнь узника, что я не устаю восхищаться прельстительной силой воображения, благодаря которой один из этих двоих почитает себя несравненно меньше достойным жалости, чем другой. Письмо 15
- Там, где недостаёт узаконенных прав, и народы ищут опоры только в привычках, ничего нельзя отменять безнаказанно Письмо 15
- И произвол цензуры, и ничем не ограниченная свобода способны привести к сходным результатам и сделать невозможной проверку простейших фактов: всякий рассказывает об одних и тех же событиях по-разному, в соответствии со своими интересами, опасениями, в зависимости от своего тщеславия или нрава. Письмо 17
- Настоящая цивилизация распространяется из центра на окраины, когда же цивилизация распространяется с окраин в центр, то это не что иное, как подкрашенное варварство. Письмо 17
- Недоцивилизация везде создаёт формальности; цивилизация утончённая уничтожает их; это как высшая учтивость, которой чужда всякая натянутость. Письмо 19
- Дурно воспитанные, но уже хорошо обученные люди превращают изысканность в карикатуру, ибо не ведают, что изысканность в привычках ценна лишь постольку, поскольку возвещает нечто лучшее в сердцах людей, ею наделённых, и принимают видимость вещи за неё саму. Письмо 19
- Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав. Письмо 20
- В государстве предпочтительней умеренный беспорядок, выказывающий силу общества, нежели безупречный порядок, стоящий ему жизни. Краткий отчёт
- Деспотизм способен поставить себе на службу любое общественное устройство, независимо от господствующих с его дозволения монархических или демократических мнимостей. Краткий отчёт
- Всюду, где государственный механизм действует с жестокой точностью, - есть деспотизм. Краткий отчёт
- Недалеко то время, когда признают, что главное в делах религии - не добиться свободы для паствы, но обеспечить её пастырю. Краткий отчёт
- Для воспитания цивилизованного народа нужна многовековая память; только ум младенца, рождённого от учтивых родителей, способен понять действительную суть учтивости. Краткий отчёт
- Суть учтивости - в невидимом обмене добровольными пожертвованиями. Краткий отчёт
- Цивилизованным народ может называться только тогда, когда учтивость становится для него всего как бы расхожею монетой. Тогда первозданная грубость и животное себялюбие, свойственное человеческой природе, уже с колыбели сглаживаются теми уроками, которые всякий получает в семье. Краткий отчёт
- Учтивость - не что иное, как закон сострадания, применённый в повседневном обиходе; он учит прежде всего сострадать больному самолюбию; и это самое универсальное, самое удобное и самое действенное из найдённых до сей поры средств против эгоизма. Краткий отчёт
- Чтобы стать подлинно учтивым, нужно долго учиться человечности, а уже потом - вежливости. Краткий отчёт
- Не по силам человеческим задача, стоящая перед государем, который вдруг возжелал бы гуманно царствовать над негуманным народом. Краткий отчёт
- Далеко не всё может сделать человек, обладающий властью делать всё, - особенно когда он хочет сделать добро. Краткий отчёт
- Деспотизм страшнее всего тогда, когда он пытается делать добро, своими намерениями оправдывая самые возмутительные свои дела. Когда зло выдаёт себя за целебное средство, то оно уже не знает более удержу. Краткий отчёт
- Откровенное злодейство торжествует недолго, ложные же добродетели ввергают народный дух в непоправимые заблуждения. Краткий отчёт
- Когда из истины каждый отбирает себе то, что на потребу его страстям, опасениям, раболепию, корысти, - тогда-то истина и становится вреднее заблуждения. Краткий отчёт
- Свобода - это ничто иное, как обеспечение прав слабого. Краткий отчёт
- Народы, как и люди, - соучастники судьбы, их преследующей; они сами ответственны за злоключения, которые вынуждаются претерпеть. Ибо, для внимательного взора, судьба - это только развитие характера.
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Кюстин А., Николаевская эпоха. – Т-во скоропечатня А. Левенсон, 1910
- Кюстин А., Николаевская Россия. М., Издательство политкаторжан, 1930
- Кюстин А., Николаевская Россия. М., Политиздат, 1990
- Кюстин А., Россия в 1839 году. Краткий отчёт о путешествии / Иностранная литература, 1991, №7.
- Кюстин А. де. Россия в 1839 году: в 2 т. М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996.
- Кюстин А., Записки и путешествия / Иностранная литература, 2007, №12.
В начало
Оглавление
На главную