На главную
Оглавление

ОСКАР УАЙЛЬД

11.2014

* * *

Оскар Уайльд

Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд (1854-1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик, родился году в Дублине, в семье выдающегося ирландского хирурга, удостоенного титула баронета. Мать - светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении. Атмосфера её литературного салона, в котором прошли юные годы будущего писателя, оказали на него определённое влияние. Страсть к позе, подчёркнутый аристократизм воспитаны в нём с детства. Но не только эти качества унаследовал он от матери. Прекрасно знавшая древние языки, она открыла перед ним красоту "божественной эллинской речи". Эсхил, Софокл и Еврипид с детства сделались его спутниками.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего, благодаря исключительной эрудиции в области античной поэзии, поступает в Оксфорд.

Годы пребывания в Оксфордском университете (1874-1878) - это период оформления его философии искусства. Сам Оксфорд - островок старинной культуры, воздействовал на чуткую, восприимчивую к красоте натуру, усиливая неприязнь к неэстетичности промышленной Англии. Здесь слушал он блестящие, полные полемического огня лекции Рёскина по эстетике. "Рёскин познакомил нас в Оксфорде, благодаря очарованию своей личности и музыке своих слов, с тем опьянением красотой, которое составляет тайну эллинского духа, и с тем стремлением к творческой силе, которое составляет тайну жизни".

Уже первый поэтический сборник Уайльда - "Стихотворения" (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния.

В конце 1881 году Уайльд уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях он впервые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединённых в 1891 году в книге "Замыслы". Эстетические взгляды Уайльда наиболее чётко выражены в трактате "Упадок искусства лжи". Написанный в типичной для Уайльда манере раскрывать свою мысль через насыщенный парадоксами диалог, этот трактат имел ярко полемический характер и стал одним из манифестов декаданса. В нём Уайльд доказывает, что не искусство отражает природу, а наоборот, - природа является отражением искусства. "Природа вовсе не великая мать, родившая нас, - говорит он, - она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим". Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что "поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов". Несмотря на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма, выдуман пессимизм был Гамлетом; русский нигилист не что иное, как выдумка Тургенева...

Провозглашая право художника на полную творческую свободу, Оскар Уайльд говорит, что искусство "нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало". Доводя свою мысль до крайне парадоксального заострения, Уайльд заявляет, что подлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства в ХIХ веке (реализм) объясняется тем, что "искусство лжи" оказалось забытым: "Всё плохое искусство существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал".

К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии, однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам - эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

Отрицание социальной функции искусства, приземлённости, правдоподобия, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли своё отражение в сказках Уайльда, впрочем, объективно вырывающихся за пределы декаданса. Нельзя не отметить поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. В сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.

До возвращения к драматургии, Уайльд пишет свой самый крупный роман "Портрет Дориана Грея" (1890). Уайльд хотел прославить героя, принёсшего душу в жертву красоте и искусству, но художественная правда оказалась сильнее этого замысла. Дориан стал жертвой своей страсти - любви к самому себе. В его судьбе Уайльд раскрыл трагедию реального противоречия: наслаждение, ставшее самоцелью, порождает не радость, а муки.

Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х годов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Идеальный муж" (1895), "Как важно быть серьёзным" (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Эти комедии, лишённые действия и характерности персонажей, но полные остроумной салонной болтовни, эффектных афоризмов, парадоксов, имели большой успех. Критики писали о том, что Уайльд внёс оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым "комедиям нравов". Сегодня именно Оскар Уайльд, наряду с Бернардом Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра.

В 1890-е годы практически всё творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении "Портрета Дориана Грея", когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893 году, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьёзнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведён библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 века: в 1903 году её поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 году Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 году в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895 году, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд был осуждён за безнравственность и приговорён к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании - правда, безуспешно - стал Бернард Шоу.

Два года, проведённые писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это пронзительная "Тюремнаю исповедь" ("De Profundis" - "Из бездны"), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма "Баллада Редингской тюрьмы", написанная вскоре после освобождения в 1897 году. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда - "С.3.3." Оба произведения проникнуты чувством пессимизма, желанием автора как бы со стороны посмотреть на прожитую жизнь и подвести определённые итоги. В своей "Тюремной исповеди" он напишет: "Страдание и всё, чему оно может научить, - вот мой новый мир. Я жил раньше только для наслаждений. Я избегал скорби и страданий, каковы бы они ни были. И то и другое было мне ненавистно... Теперь я вижу, что Страдание - наивысшее из чувств, доступных человеку, - является одновременно предметом и признаком поистине великого искусства".

Оскар Уайльд

Освобождённый в 1897 году из тюрьмы, Уайльд тотчас же уехал во Францию. Больше он не виделся со своими сыновьями - Вивианом и Сирилом, и с женой. Приняв имя Себастьяна Мельмота, очевидно, под влиянием популярного романа "Мельмот-скиталец", принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина, он доживает свои последние годы в нищете и одиночестве грязных меблированных комнат на окраинах Парижа. Оскар Уайльд скончался 30 ноября 1900 года на сорок пятом году жизни.

В творчестве Уайльда и в его эстетических декларациях можно обнаружить сколько угодно “влияний”, можно говорить о “духе времени”, который воплотил в себе Уайльд. Но прежде всего он воплотил самого себя, блистательно реализовав то, что было дано ему от рождения. В первую очередь это умение запечатлевать абсолютно все стороны жизни в метких, отточенных парадоксах, блестящее владение диалогом и классическая простота фразы. Трезвый ироничный ум соединялся в нём с богатейшей фантазией, и это обеспечило ему место в ряду выдающихся писателей всех времён.


Избранные мысли
из романа "Портрет Дориана Грея", 1890

"Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, сразу по выходе в свет (1890) снискавший скандальную славу и вызвавший разноречивые оценки современников, стал литературным манифестом европейского эстетизма и шедевром английской художественной прозы. В парадоксальных афоризмах предисловия Уайльд повторил положения своей эстетики. Демонстративно отказываясь от дидактики и морализма викторианской литературы, Уайльд, однако, написал глубоко нравственную книгу, где Искусство мстит за попранную Красоту и преданную Любовь.

* * *

Избранные мысли
из пьес, рассказов и сказок

В пьесах Оскара Уайльда именно парадоксальность, а не разработанная интрига или мелодраматические ситуации определила своеобразие драматических произведений. Именно афоризмы и парадоксы, полные наблюдательности и остроумия, живой диалог, острые эпиграммы, произносимые персонажами, насмешки над предрассудками мещан горячо воспринимались публикой, обогатили комедию нравов и обессмертили имя автора.

Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд и сам весь соткан из противоречий. В своих высказываниях он предстаёт то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком; призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии; естественность для него - трудная поза, ничегонеделание - самое тяжкое в мире занятие, маска - интереснее лица, театр - реальнее жизни; по его мнению, жизнь больше подражает искусству, нежели искусство подражает жизни.


* * *

* * *

* * *

Избранные мысли из эссе, статей

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Избранные мысли из разных источников, писем

Оскар Уайльд


ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

В начало
Оглавление
На главную
Hosted by uCoz